Перераспределение земельного участка под многоквартирным домом – По вопросу оформления земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность, Письмо Минэкономразвития России от 05 мая 2017 года №ОГ-Д23-5365

Содержание

формирование земельного участка под многоквартирным домом

В 2016–2017 гг. мною в качестве кадастрового инженера был успешно реализован проект по межеванию придомовой территории многоквартирного жилого дома. На тот момент я совмещал свою кадастровую деятельность с работой в управляющей организации, поэтому решил поделиться с другими читателями опытом реализации данного проекта, а также осветить важность оформления придомовой территории для эксплуатации многоквартирного жилого дома.

Межевание придомовой территории несет в себе ряд преимуществ для собственников жилья и управляющих организаций (товариществ собственников жилья). Во-первых, формирование земельного участка с четко определенными границами это гарантия от уплотнительной застройки. Во-вторых, коммунальные службы должны будут согласовывать проведение ремонтных работ с управляющей организацией (ТСЖ), а в случае нанесения ущерба асфальтовому покрытию компенсировать его. В-третьих, оформленную придомовую территорию можно будет законно оградить от сквозного проезда или парковки сторонних машин. При этом межевание позволит сдавать парковку придомовой территории в аренду путем формирования части земельного участка. После формирования земельного участка ответственность за состояние асфальтового покрытия будет возложена на собственников жилья, поэтому целесообразно оформлять придомовую территорию после проведения муниципального благоустройства.

Для начала приведем правовые основы оформления придомовой территории. В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности «земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты». В соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, то любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

Таким образом, вначале управляющая организация (товарищество собственников недвижимости) заключает с организацией осуществляющей кадастровую деятельность договор подряда на выполнение кадастровых работ. Принятие отдельного решения на общем собрании собственников помещений для оформления земельного участка под многоквартирным домом не требуется. Возможность формирования земельного участка за счет средств муниципального бюджета присутствует, однако на практике именно управляющие организации (товарищества собственников жилья) как инициаторы оплачивают проведение кадастровых работ. По результатам выполнения договора подряда кадастровый инженер предоставляет заказчику межевой план, которой сдается уполномоченным лицом в территориальный отдел Федеральной кадастровой палаты Росреестра (далее – ФКП Росреестра). В результате земельному участку будет присвоен кадастровый номер, а его границы будут отображаться на публичной кадастровой карте. После кадастрового учета земельный участок необходимо будет перевести из муниципальной (или права собственности застройщика) в общедолевую собственность. Следует отметить, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме переходит бесплатно. При этом с 01.01.2015 г. земельный участок под многоквартирным жилым домом не признается объектом налогообложения по земельному налогу.

Далее кратко опишем ход межевания придомовой территории. Кадастровый инженер может воспользоваться тремя предоставленными федеральным законодательством процедурами: формирование земельного участка, уточненение границ земельного участка и перераспределение земель.

В случае если земельный участок под многоквартирным домом отсутствует, то его формируют что называется «с нуля». Для этого необходимо выполнение одного важного условия – в соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: «в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами». Таким образом, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории сформировать земельный участок не представляется возможным. Кадастровый инженер на основе утвержденного проекта межевания территории (руководствуясь приведенными в проекте местоположением, площадью и конфигурацией) подготавливает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанная схема согласовывается органом власти отдельным нормативно-правовым актом и после прилагается к межевому плану.

Зачастую земельный участок под многоквартирным домом прошел государственный кадастровый учет, однако не отображается на публичной кадастровой карте: в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) отсутствует сведения о границах земельного участка. Это происходит из-за некорректного переноса данных технической инвентаризации или землеустроительной документации в информационную систему государственного кадастрового учета объектов недвижимости. В этом случае кадастровые работы проходят по процедуре уточнения границ. Наличие проекта планировки территории не требуется. Кадастровый инженер, ориентируясь на указанную в ЕГРН площадь земельного участка, подготавливает Акт согласования границ земельного участка. Акт согласовывается со смежными землепользователями, обычно исключительно с местной администрацией. После своего подписания Акт согласования подшивается в межевое дело, которое направляется в ФКП Росреестр.

Земельный участок может быть поставлен на кадастровый учет, а его границы отображаться на публичной кадастровой карте. Однако участок может быть сформирован под обрез здания (по фундаменту). Такая практика имела место в середине двухтысячных годов. Экономический и эксплуатационный смысл от формирования земельного участка в таких границах отсутствует. Для таких случаев в
ст. 11.2. Земельного кодекса РФ предусмотрена процедура перераспределения земельных участков. Процедура «перераспределения земельных участков» относительно нова, поэтому практики работы местных администраций могут отличаться. Открыт вопрос о необходимости наличия утвержденного проекта планировки (межевания) территории. Если руководствоваться ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, то перераспределение земель (земельных участков) находящихся в муниципальной собственности и земельного участка находящегося в общедолевой собственности на территории существующей застройки возможно только в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания. Однако есть случаи, когда перераспределение осуществлялось без наличия проекта межевания на основе схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Такой подход возможен, если право на земельный участок под многоквартирным домом не зарегистрировано и тогда перераспределение осуществляется между землями (земельными участками) в муниципальной собственности. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Изменение состава имущества или его характеристик, в том числе изменение размера земельного участка является одним из способов распоряжения имуществом. По этим основаниям органы власти могут потребовать проведения общего собрания собственников жилья с принятием соответствующего решения 2/3 голосов.

Выше были описаны типовые, предусмотренные федеральным законодательством, процедуры. На местах практика принятия решений органами власти и кадастрового учета существенно отличается. Например, в моем случае, условием согласования Акта границ земельного участка в администрации стало предоставление топографического отчета на придомовую территорию с согласованием прохождения коммуникаций в ресурсоснабжащих организациях (Водоканал, Тепловые сети, Электрически сети, Газовая служба). Другой важный момент это собственно согласование границ земельного участка администрацией муниципального образования. Статья 36 Жилищного кодекса гласит «…. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности». К сожалению, в настоящее время отсутствуют ясные и понятные нормативно-правовые акты, которые бы юридически описывали процедуру и содержание процесса определения границ придомовой территории. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» утратило силу в 2009 году без принятия нового нормативного акта. На практике ориентирами при установлении границ считаются документы по отводу земельного участка под строительство многоквартирного дома, проектная документация, данные государственного технического учета. Если документы полностью отсутствуют, то возможно сослаться на СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Судебная практика по вопросам споров, связанных с формированием (уточнением границ) земельных участков под многоквартирными жилыми домами, крайне противоречива. В целом суд встает на сторону органов власти чаще, чем на сторону собственников жилья.

Регистрация общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом также вызывает ряд вопросов. Без соответствующей замены в апреле 2015 года утратил силу Приказ Минюста от 14.02.2007 г. №29. Он устанавливал процедуру государственной регистрации прав на общее имущество и в настоящее время процедура правоподтверждения права общей долевой собственности нормативно не урегулирована. Неизвестно в каком порядке подавать заявление и с каким комплектом документов. Соответственно, все операции с земельным участком под многоквартирным домом должны выполняться от имени формального «собственника» — муниципального образования, что крайне затрудняет процесс эксплуатации придомовой территории. Выходом может стать обращение в Росреестр в свободной форме с заявлением о регистрации общедолевой собственности на земельный участок с приложением права собственности на жилое помещение. Стоит отметить, что в случае нового строительства запись о государственной регистрации права собственности застройщика

на земельный участок погашается на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома органами государственной регистрации.

Завершая, хотелось бы отметить, что образование земельного участка с последующей регистрацией на него права общей долевой собственности является первым шагом на пути превращения многоквартирного жилого дома в юридически единый объект недвижимости. В настоящее время физически и эксплуатационно единый многоквартирный дом в юридическом смысле отсутствует. Российское законодательство позволяет установить права собственности на общее имущество только в части земельного участка под многоквартирным домом. Здание многоквартирного дома может быть поставлено на государственный кадастровый учет, однако согласно ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется. При этом имеется возможность в составе многоквартирного дома выделить помещения общего пользования и зарегистрировать на них права общей долевой собственности. Приказ Минэкономразвития от 16.12.2015 № 943 регламентирующий порядок ведения ЕГРН подразумевает внесение записи об отнесении помещения в многоквартирном доме к общему имуществу. Также новый закон о государственной регистрации недвижимости №218-ФЗ предоставил возможность устанавливать право собственности на машино-места в паркинге. Для оформления машино-места также заказываются кадастровые работы, только вместо межевого плана кадастровым инженером подготавливается технический план парковочного

машино-места.

Остается надеяться, что в будущем законодатель предусмотрит возможность кадастрового учета и регистрации многоквартирного жилого дома с земельным участком под ним как единого объекта недвижимости. 

konserg.ru

К вопросу о правах на земельный участок под многоквартирным домом (Бандо М.В.)

Все статьи К вопросу о правах на земельный участок под многоквартирным домом (Бандо М.В.)

Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ, ЖК) устанавливает, что к общему имуществу многоквартирного дома относится земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (п. 4 ч. 1 ст. 36). Если исходить из буквального толкования этой формулировки закона, можно прийти к выводу, что любой земельный участок, на котором стоит многоквартирный жилой дом, автоматически входит в состав общего имущества этого многоквартирного дома. Такой вывод, конечно же, вызывает массу вопросов. Например, в состав какого общего имущества входит земельный участок, на котором расположено несколько многоквартирных домов? Однако законодатель тут же, в п. 4, делает оговорку, из которой следует, что буквальное толкование здесь неприменимо. Указывается, что «границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (здесь и далее в цитатах выделено нами. — М.Б.), определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности». То есть слова «на котором расположен многоквартирный дом» — это не констатация факта, а лишь особый оборот, не очень удачно используемый законодателем. Он обозначает не любой земельный участок, на котором стоит многоквартирный дом, а лишь такой, границы которого определены в установленном порядке. Точнее было бы использовать термин «земельный участок, сформированный для размещения многоквартирного дома».
Такое толкование подтверждает и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон). В ч. 6 этой статьи, в частности, указано, что «многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие ЖК, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома». То есть это не любой земельный участок, на котором возведен многоквартирный дом, а лишь такой, границы которого определены именно для использования многоквартирного дома.
Право общей долевой собственности на такой земельный участок возникает независимо от регистрации этого права (ч. 5 ст. 16 Вводного закона). Как указал КС РФ, «…переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета… и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка» <1>. Необходимо отметить, что ст. 16 Вводного закона неприменима к ситуациям, когда у здания, пусть жилого и многоквартирного, есть только один собственник <2>.
———————————
<1> Постановление КС РФ от 28.05.2010 N 12-П.
<2> См., напр.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2011 N 17АП-7304/2011-ГК // СПС «КонсультантПлюс».

Следовательно, в случае если на соответствующий земельный участок зарегистрировано какое-то иное право (например, право публичной собственности) и создаются препятствия в оформлении права общей долевой собственности собственников многоквартирного дома, достаточным способом защиты будет заявление требования о признании права. При этом не нужно обязывать органы власти к каким-либо действиям, не нужно заново устанавливать границы земельного участка и т.д.
Иное регулирование предусмотрено для ситуации, когда земельный участок сформирован для размещения нескольких объектов, в том числе многоквартирного жилого дома. Здесь применяется ч. 3 ст. 16 Вводного закона, в силу которой собственникам помещений дается иное право — право требовать формирования земельного участка под многоквартирным домом. И уже после реализации данного права этот вновь сформированный земельный участок переходит в общее имущество.
Итак, законодатель рассматривает две ситуации:
1) когда земельный участок сформирован под многоквартирный дом <3>, адекватным способом действий в спорных ситуациях будет признание права общей собственности собственников многоквартирного дома;
———————————
<3> Наличие участка, сформированного именно под многоквартирный дом, рассматривается буквально. Так, судья коллегии ВС по экономическим спорам поддержала судей трех инстанций, отказавших признать право на земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, но предназначенный по кадастровому паспорту для размещения магазина (см.: Определение ВС РФ от 22.10.2014 N 305-ЭС14-1945).

2) когда земельный участок сформирован под несколько объектов, включая многоквартирный дом, адекватным способом действий представляется заявление в уполномоченный орган требования о формировании земельного участка (в случае отказа — заявление в суд требования о признании недействительным соответствующего решения об отказе, в случае непринятия или неисполнения решения — заявление в суд требования о признании незаконным бездействия).
В судебной практике эти модели, заложенные законодателем, в общем выдерживаются <4>. Впрочем, вместо требования о признании права могут заявляться требования о признании регистрации права публичной собственности недействительной или о признании права отсутствующим или даже несуществующим (например, Постановление ФАС Московского округа от 27.11.2013 N Ф05-15288/2013) либо требования об оспаривании решений регистрирующих органов (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.08.2014 по делу N А55-18934/2013). Представляется, что при наличии сформированного под многоквартирным домом земельного участка правильнее все же заявлять требования о признании права. Думается, такое толкование в полной мере соответствует также п. п. 66 — 68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22.
———————————
<4> См., напр.: об оспаривании отказа — Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 12736/12, о при знании незаконным бездействия — Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2014 N Ф09-146/6/13.

Вместе с тем на практике могут возникать ситуации, которые достаточно сложно однозначно разрешать исходя из приведенных норм. Эти нормы рассчитаны на случаи, когда застройка осуществлена таким образом, что земельный участок, предназначенный для одного многоквартирного дома, в принципе может быть сформирован. Иными словами, земельный участок, на котором находится многоквартирный дом и иные объекты, является делимым.
Однако возможна ситуация, когда земельный участок сформирован под многоквартирный дом и, например, пристроенное к этому дому здание, которое не является частью многоквартирного дома и на которое зарегистрировано самостоятельное вещное право. Собственник такого здания не может считаться собственником помещений в многоквартирном доме и, следовательно, не имеет доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.
Законодатель в п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ по вопросам об определении границ и размера земельного участка отсылает нас к земельному и градостроительному законодательству. При этом ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) создает предпосылки для признания земельных участков под многоквартирными домами и иными объектами неделимыми. Так, в силу п. 4 указанной статьи не допускается образование земельных участков, если это приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Исходя из п. 5 не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать эти земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Согласно п. 6 образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Споры, связанные с делимостью земельных участков под многоквартирными домами, встречаются в судебной практике <5>. В основном это дела по требованиям о разделе тех или иных земельных участков, в удовлетворении которых суды отказывают, признавая соответствующий участок неделимым. При этом суды общей юрисдикции либо вообще не определяют правовой режим такого земельного участка, либо констатируют, что этот земельный участок относится к общему имуществу многоквартирного дома.
———————————
<5> См., напр.: Кассационное определение Саратовского областного суда от 03.11.2011 по делу N 33-5843, Апелляционные определения Самарского областного суда от 19.04.2012 по делу N 33-3657/2012, Ставропольского краевого суда от 03.06.2014 по делу N 33-1679/2014, решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.07.2013 по делу N А60-43688/2012.

В качестве достаточно интересного примера, иллюстрирующего указанные выше проблемы, можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 N 17АП-5363/2011-ГК. Фабула дела такова: собственник помещений в пристрое под многоквартирным домом обратился к администрации города с иском о взыскании неосновательного обогащения — суммы, уплаченной им в качестве аренды за земельный участок, сформированный под пристроем. Истец полагал, что поскольку пристрой должен рассматриваться как часть многоквартирного дома, то с 01.03.2005 этот земельный участок стал общей собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Соответственно, истец сам стал одним из сособственников и никакой арендной платы вносить не должен.
Суд в удовлетворении иска отказал и был поддержан судом апелляционной инстанции. Но рассуждения, содержащиеся в судебных актах, представляются спорными.
С одной стороны, «установление судом первой инстанции того, что в рассматриваемом случае такой земельный участок не сформирован, сформированы два земельных участка — под жилым домом и пристроем», признано достаточным для отказа в удовлетворении иска. То есть позиция опирается на описанное выше толкование норм о возникновении права общей долевой собственности собственников многоквартирного дома на земельный участок: такое право возникает только с момента формирования. Раз земельный участок не сформирован, то никакого права не возникло, значит, истец правильно платил аренду.
С другой стороны, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что земельный участок был сформирован неправильно. Он должен был формироваться под многоквартирным домом вместе с пристроем, поскольку суды расценили пристрой как технологическую часть многоквартирного дома. Очевидно, что суд, рассуждая таким образом, должен был сделать вывод и о неделимости земельного участка, но это умозаключение вступило бы в совсем уж очевидное противоречие с общим решением.
Иными словами, вкратце суть решения такова: вообще-то истец прав, он один из собственников помещений в многоквартирном доме и сособственников общего имущества. Земельный участок изначально сформирован неправильно. Он вообще-то неделимый <6>. Но раз уж так случилось, то истец должен был платить за аренду неправильно сформированного земельного участка. Понятно, что такое решение как минимум вступает в противоречие с правилом, которое сейчас закреплено в п. 4 ст. 1 ГК РФ: никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения <7>.
———————————
<6> Вывод наш. — Прим. авт.
<7> Несмотря на то что на момент вынесения судебного акта данная норма в ГК РФ отсутствовала, представляется, что суд не должен был отказывать истцу в защите, считая действия по формированию земельного участка незаконными, а его доводы правильными.

Вариант толкования, а точнее, даже судебного подхода к решению подобных ситуаций, вытекающий из проанализированного судебного акта, следующий: для суда важно, как по факту сформирован земельный участок. Если он разделен, то нужно рассматривать его как делимый независимо от наличия признаков неделимости, даже если есть доводы в пользу его неделимости. Такой подход, как представляется, лишен оснований. Во-первых, те, кто первоначально формирует земельные участки, регистрируют права на них и т.д., тоже должны из чего-то исходить. Во-вторых, задача суда (естественно, с учетом принципа состязательности) — давать правовую оценку действиям участников правоотношений, а не соглашаться с любой фактически сложившейся ситуацией.
Необходимо, впрочем, отметить вывод по интересующей проблеме, к которому, судя по всему, склонялся суд (пусть он и не стал основой для конечного решения): земельный участок под многоквартирным домом и пристроем к нему в случае неделимости земельного участка является общим имуществом многоквартирного дома.
Такое решение можно рассматривать как первый вариант толкования норм жилищного, земельного и градостроительного законодательства для данной ситуации. Но этот вариант также далек от идеала. Дело в том, что общее имущество собственников многоквартирного дома — это своеобразный имущественный комплекс. Виды входящего в этот комплекс имущества определены законом и объединены специфическим правовым режимом. Вывод о включении земельного участка в рассматриваемой ситуации в состав общего имущества неизбежно влечет возникновение вопроса о составе общего имущества многоквартирного дома и правах на него собственников пристроя <8>.
———————————
<8> Для краткости под пристроем понимается также любой объект, расположенный вместе с многоквартирным домом на одном неделимом участке.

На этот вопрос можно ответить двояко. Во-первых, вслед за приведенным судебным актом констатировать, что такой пристрой представляет собой не что иное, как часть многоквартирного дома. Соответственно, собственники помещений в этом пристрое становятся собственниками имущества в многоквартирном доме с соответствующими правами и обязанностями. А в состав общего имущества при таком подходе должны войти, например, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции пристроя (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Бремя содержания этого имущества также должно ложиться на собственников помещений в самом многоквартирном доме. Вместе с тем и собственники помещений в пристрое (а это может быть и одно лицо) получают множество неприятных правовых последствий: связанность решением общего собрания о выборе способа управления многоквартирным домом (а значит, и пристроем как частью многоквартирного дома), необходимость участвовать в содержании всего многоквартирного дома и т.д.
Во-вторых, можно констатировать, что земельный участок стал частью общего имущества многоквартирного дома, но пристрой при этом остался самостоятельным объектом недвижимости. В этом случае возникает вопрос о правах собственников пристроя на земельный участок. Нормы ЖК и ЗК не дают ответа на этот вопрос. Исходя из ст. 271 ГК РФ, видимо, следует признать наличие у собственника пристроя какого-то весьма неопределенного права пользования земельным участком, аналогичного тому праву, на котором когда-то земельный участок предоставлялся под возведение пристроя.
Ответы, которые могут вытекать из приведенной судебной практики, как представляется, не являются удовлетворительными.
В силу п. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Таким образом, законодатель в ЗК исходил из того, что возможны ситуации, когда на одном земельном участке находятся жилые здания и иные строения, но урегулировать эту ситуацию должно было жилищное законодательство. Как уже указывалось, жилищное законодательство вопрос о судьбе неделимого земельного участка, на котором имеется многоквартирный дом и иной объект недвижимости, оставило без урегулирования. Как показывает системное толкование, ст. 36 ЖК и ст. 16 Вводного закона говорят лишь о простейших ситуациях: когда земельный участок уже сформирован или когда он в принципе является делимым.
В силу ч. 1 ст. 7 ЖК в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Иными словами, данная ситуация не урегулирована жилищным законодательством. Поскольку ЗК РФ прямо отсылает по этому вопросу к жилищному законодательству, следует признать, что в нем также не содержится прямого регулирования.
С наличием или отсутствием прямого регулирования в гражданском законодательстве все обстоит сложнее. Как указывалось, ЗК РФ установил, что земельные участки, на которых находятся жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев. Если под домовладельцами понимать здесь всех собственников недвижимости, то прямое общее регулирование отношений общей долевой собственности содержится в главе 16 ГК РФ. В частности, п. 4 ст. 244 ГК РФ гласит, что общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц неделимого имущества (как раз наша ситуация — на основании п. 2 ст. 36 ЗК РФ в собственность нескольких лиц поступил земельный участок). В силу п. 3 ст. 244 ГК такая собственность будет долевой (причем режим такой долевой собственности не предполагает включения всего земельного участка в состав общего имущества многоквартирного дома).
На основании применения указанных правил получаем следующий режим: земельный участок не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, а является долевой собственностью собственников многоквартирного дома и пристроя. А вот доля в праве общей долевой собственности, приходящаяся на собственников многоквартирного дома, вполне может быть включена в состав общего имущества многоквартирного дома. Этот вывод вполне укладывается в логику закона — раз весь земельный участок под многоквартирным домом может быть общим имуществом, то и доля в праве собственности на этот участок должна входить в соответствующий имущественный комплекс.
Естественно, такое решение может вызвать много вопросов. Например, о применении ст. 245 ГК РФ о равенстве долей в праве общей собственности. Но это, однако, представляется наиболее правильным при отсутствии прямого решения законодателя.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Раздел земельного участка под многоквартирным домом

1 617 просмотров

  1. В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация может устаревать быстрее, чем мы ее успеваем обновлять!
  2. Статья рассматривает только базовую сторону вопроса! Ваша ситуация, как правило, индивидуальна!

Поэтому, если вы хотите найти решение именно вашей проблемы, тогда задавайте свой вопрос следующими способами (это БЕСПЛАТНО!):

  • Пишите дежурному юристу в чат онлайн — все жители РФ;
  • Звоните +7(499)350-85-06 — Москва и Московская область
  • Звоните +7(812)409-43-23 — Санкт-Петербург и область
Вопросы принимаются круглосуточно! Решим даже самый тяжелый вопрос!

Любой гражданин, покупающий недвижимость, автоматически становится владельцем земли, на которой находится жилое помещение. Эта норма применима как к частным, так и к многоквартирным домам.

Согласно ЖК РФ земельный участок под многоквартирным домом считается общей коллективной собственностью, которая, в свою очередь суммируется долями владельцев квартир данного дома.

Можно ли разделить землю под многоквартирным домом

Согласно российскому законодательству многоквартирным домом считается такой дом, в котором находятся два и более жилых помещения, имеющих автономные выходы в помещения общего пользования (лестничные площадки и т.п.) либо на земельные участки, прилегающие к строению. При этом каждый многоквартирный дом имеет какие-либо элементы совместного имущества (земельный участок под домом, крыша, фундамент, коммуникации, лестничные площадки, лифты и др.)

Закон гласит, что все собственники квартир в многоквартирном доме имеют определенную долю в праве собственности на совместное имущество соразмерно величине общей площади квартиры. Соответственно, и доля в общей собственности на земельный участок под домом также распределена между владельцами квартир пропорционально площади жилых помещений.

Например, имеется жилой дом, в котором расположены четыре отдельных квартиры: две из них двухкомнатные с общей площадью по 50 кв. метров, а две – четырехкомнатные по 100 кв. метров. Доли в праве собственности будут распределены следующим образом: владельцы двухкомнатных квартир будут иметь по одной шестой части, а собственники четырехкомнатных квартир по одной трети.

Мы определились с размером долей в общей долевой собственности, но можно ли в принципе разделить земельный участок под многоквартирным домом?

ЖК РФ прямо говорит, что территория под многоквартирным домом, как и земля, прилегающая к строению, может находиться только в коллективной собственности всех собственников жилых помещений в этом доме. То есть, в законодательстве прямо указано, что раздел земельного участка под многоквартирным домом не допускается.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не определенные нюансы раздела одноэтажных многоквартирных жилых домов. Рассмотрим их подробнее.

Предварительный раздел одноэтажных жилых домов

Если на участке земли расположен многоквартирный жилой одноэтажный дом, в котором находится две, три, четыре квартиры, который, в свою очередь имеют отдельные выходы на  земельные участки, прилегающие к дому, их можно разделить путем выдела долей в натуре.

Но… На практике зачастую происходит следующее: жилой дом имеет несколько отдельных квартир, каждое жилое помещение имеет свой, отдельный от других вход, отдельный адрес, вроде бы нет никаких препятствий для раздела, но земля под строением относится к категории ИЖС, а дом имеет статус многоквартирного.

Выходом станет:

  • предварительное оформление всего дома в общую долевую собственность, этим собственники подтверждают целевое использование земельного участка;
  • последующее выделение долей в натуре.

Процедура раздела достаточно сложная, но возможная. Сначала совладельцы должны установить возможность раздела в техническом плане, то есть определить – имеется ли техническая возможность реального раздела многоквартирного дома. Ответ на этот вопрос даст независимая строительно-техническая экспертиза.

Например, имеется двухквартирный жилой дом с участком земли размером в 40 000 кв. метров, прилегающем к нему. Каждая из квартир имеет отдельный выход, водоснабжение квартир автономное, как и вывод канализации. Общими являются только фундамент дома и крыша. При проведении независимой строительно-технической экспертизы установлено, что реальный раздел дома в техническом плане возможен.

Если эксперты подтвердили возможность фактического раздела строения, все собственники должны заручиться разрешением на перестройку или перепланировку жилого дома, которое они могут получить в местном муниципалитете.

Следующим шагом станет фактический раздел дома, который происходит путем выдела долей в натуре. В результате из одного жилого многоквартирного дома фактически образуется две (три, четыре) автономных, независимых друг от друга части одного жилого дома.

Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

До тех пор, пока все собственники жилого дома не произведут его раздел в натуре, ни о каком разделе земельного участка или выделе отдельной доли из него не может быть и речи.

Последующий раздел земельного участка

Итак, собственники жилых помещений в одноэтажном многоквартирном доме произвели выдел долей жилого дома в натуре и только теперь они могут приступить к разделу земельного участка, находящегося под домом и на прилегающей к нему территории.

Но здесь также есть некоторые нюансы.

Например, раздел земли будет разрешен только в том случае, если в процессе такого деления получатся автономные  земельные наделы с тем же разрешенным видом пользования, что и первичный ЗУ. Другими словами, если первоначальный участок земли был предназначен для жилого строительства и ведения ЛПХ, то и вновь образованные ЗУ должны иметь ту же категорию.

Вторым условием возможности раздела земли является так называемое «единство судьбы» выделенной доли дома с землей, прилегающей к этой доле. То есть, именно тот собственник, который получит конкретную долю, выделенную из общего жилого дома, станет и собственником участка земли под этой частью дома.

Способы фактического раздела многоквартирного дома

Как и любое другое имущество, раздел дома и земельного участка под ним возможен двумя способами:

  1. Мирным путем. Это возможно посредством подписания добровольного соглашения о выделе долей в жилом доме и земли под ним.
  2. Через суд. Такой способ практикуется в тех случаях, когда собственники жилых помещений не могут договориться между собой.

Письменное соглашение

Если все владельцы квартир согласны с выделом отдельных помещений и разделом земельного участка, они могут составить об этом добровольное соглашение. При этом необходимо соблюдать определенный порядок действий, а именно:

  1. Обсуждение ситуации с владельцами других квартир, решение всех нюансов, особенностей, прав каждой из сторон и вероятных материальных затрат.
  2. Составление текста соглашения.
  3. Посещение всеми подписантами нотариальной конторы для того, чтобы юрист заверил все подписи и сам документ.

При посещении нотариуса все участники соглашения должны иметь при себе паспорта либо иные документы, удостоверяющие личности подписантов а также все правоустанавливающие документы на жилые помещения и земельный участок.

Раздел через суд

Если жильцы многоквартирного дома не смогли договориться, проблему можно разрешить с помощью судебного решения. Тот из собственников, который хочет выделить свою фактическую долю в доме и в земельном участке, обращается в судебные органы с иском о разделе жилого дома в натуре.

Исковое заявление должно в обязательном порядке содержать следующие сведения:

  1. Реквизиты судебного органа, в который подается иск.
  2. Данные на истца, ответчика и третьих лиц, если предполагается их участие в заседании.
  3. Цена иска.
  4. Правоустанавливающие документы на спорную недвижимость.
  5. Краткое описание ситуации, предшествующей подаче иска. Здесь заявитель может описать суть проблемы, какие шаги он принимал для ее решения.
  6. Ссылки на те статьи Закона, которые применимы в конкретном случае.
  7. Исковые требования заявителя.
  8. Список прилагаемых документов.
  9. Дата и подпись.

К исковому заявлению необходимо приложить следующий пакет документов:

  1. Копию паспорта истца и, по возможности, ответчика и третьих лиц, участвующих в процессе.
  2. Техпаспорт на спорный объект недвижимости.
  3. Правоустанавливающие документы.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.

Этот перечень неполный, в зависимости от конкретной ситуации могут потребоваться и другие бумаги. Полный перечень необходимых документов применительно к вашей ситуации подскажет юрист, к которому желательно обратиться на этапе составления искового заявления и сборе необходимых доказательств.

 

Если собственники квартир многоквартирного жилого дома решили разделить земельный участок под ним, правильным первым шагом станет обращение за консультацией к юристу по нескольким причинам:

  1. При таком разделе велик риск ошибиться, сделать какие-то неверные шаги, собственники рискуют не только не получить желаемый результат, но и потерять то, что имеют, если раздел впоследствии будет признан незаконным.
  2. Грамотный юрист подскажет, какие шаги необходимо предпринять, какие документы собрать, если понадобится – сможет предостеречь от необдуманных шагов и незаконных действий.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)350-85-06 — Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)409-43-23 — Санкт-Петербург и область
Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО! Сохраните или поделитесь ссылкой в социальных сетях

ros-nasledstvo.ru

Земельный участок в составе общего имущества МКД

Очень много споров между собственниками помещений в МКД и управляющими компаниями возникает вокруг придомовой территории. Если земельный участок под жилым домом сформирован и поставлен на кадастровый учёт, то он входит в состав общего имущества в МКД. Следовательно, собственники платят УК за его уборку. А управляющие компании обязаны за ежемесячную плату содержать придомовую территорию в надлежащем порядке.

Но зачастую земельный участок под МКД не сформирован и не состоит на кадастровом учёте. Поэтому невозможно определить границы придомовой территории, входящей в общее имущество собственников помещений в МКД. Ситуация вызывает много вопросов и проблем. Как оформить земельный участок в общее имущество МКД? Кто и как определяет его границы? Что такое придомовая территория? Когда у УК возникает право включать в квитанцию графу: уборка придомовой территории? Постараемся во всём разобраться.

Придомовая территория в составе общего имущества МКД

Под земельным участком под жилым домом признаётся придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, относящаяся к объектам общего имущества собственников помещений в МКД (ч.1 ст.36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность, которая не может стать чьим-то частным владением. Размер и границы участка остаются неизменными, если только собственники на общем собрании не решат сделать реконструкцию (п.4 ст.37 ЖК РФ).

Границы и размер придомовой территории, сформированной под МКД, определяются согласно требованиями земельного и градостроительного законодательства (п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ).

В п.3 Правил содержания общего имущества в МКД (ПП РФ №491 от 13.08.2006 года) сказано, что при определении состава общего имущества многоквартирного дома необходимо руководствоваться данными ЕГРП и государственного земельного кадастра о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом. При наличии расхождений, противоречий сведений о составе общего имущества, содержащихся в Росреестре, с документацией государственного технического или бухгалтерского учёта УК, технической документацией на МКД, приоритет будут иметь данные из ЕГРП.

Росреестр в начале 2016 года разместит информацию в ГИС ЖКХ из госкадастра недвижимости и ЕГРП.

Переход земельного участка под домом в собственность владельцев помещений в МКД

Важное значение отводится году постройки дома. В ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» утверждены условия и порядок перехода земельного участка в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД, который находится на нём.

Из этого следует:

  • если земельный участок под МКД сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и состоит на государственном кадастровом учёте, то он переходит бесплатно в общедолевую собственность владельцев помещений в доме (ч.2 ст.16 ФЗ №189).
  • собственники помещений в МКД, земельный участок под которым не сформирован, могут самостоятельно обратиться в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления с письменным заявлением об их формировании. Заявление будет служить основанием для осуществления органом госвласти формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учёт (п.3 Постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010 №12-П).

Построенные после вступления в силу ЖК РФ жилые дома вводятся в эксплуатацию только, если данные о местоположении границ земельного участка под МКД внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок под домом переходит в общее имущество собственников жилья с момента постановки его на государственный кадастровый учёт.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П, взаимосвязанные положения частей 2 и 5 ст.16 и ч.1 и.2 ст.36 Жилищного кодекса РФ признаны соответствующими Конституции РФ. Они предусматривают переход в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД земельного участка, сформированного под домом и поставленного на кадастровый учёт, без принятия органами госвласти или органами местного самоуправления решения о предоставлении его в собственность и без госрегистрации перехода права собственности на него.

Необходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД.

До тех пор пока земельный участок под МКД, построенным до 01.03.2005, не сформирован, он находится в муниципальной собственности. Но собственники помещений в МКД могут владеть и пользоваться им, если это необходимо для эксплуатации дома (Постановление Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010).

Как правило, между УК и органом местного самоуправления заключается соглашение, по которому управляющая компания обязуется убирать и содержать в надлежащем порядке спорный земельный участок под домом. В свою очередь, орган местного самоуправления по этому же соглашению предоставляет УК субсидии.

Судебная практика

Как мы уже отмечали, существует богатая судебная практика по делам, касающимся права собственности на придомовую территорию МКД, а также оспаривания оплаты за её уборку. Собственники помещений в доме и управляющие компании, а также жильцы дома между собой постоянно судятся из-за земельного участка под МКД.

Разъяснения Минстроя в помощь УК.

Выше мы приводили Постановление Пленума ВС РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010. В рассмотренном в нём деле говорится о взаимных исках соседей МКД, которые не могли поделить придомовую территорию. У одной соседки возле дома были расположены небольшие постройки, которые мешали другому жильцу этого дома.

В ходе многочисленных судебных разбирательств иски соседей оспаривались по несколько раз, и выносились различные решения в пользу то одного, то другого собственника помещений в МКД. Одни судьи ссылались на 30-летний порядок пользования земельным участком под МКД. Другие этот порядок отменяли.

В итоге рассудил всех Верховный суд РФ, сославшись на ФЗ №189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». По закону данный земельный участок под домом считается общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

Если право собственности на объект недвижимости переходит к нескольким собственникам, то право на земельный участок переходит пропорционально долям собственности в доме (ст.37 Земельного Кодекса). Если право собственности на дом переходит к нескольким собственникам, то и порядок пользования придомовой территорией определяется с учётом доли в праве собственности на общее имущество в МКД.

Верховный суд РФ подчеркнул, что в данном случае собственники помещений в МКД по праву законных владельцев земельного участка под своим домом могут требовать устранения любых нарушений их интересов (ст.305 ГК РФ).

Как оформить в собственность земельный участок под МКД?

Во избежание различных недоразумений и судебных споров по поводу определения границ придомовой территории под МКД, необходимо сформировать земельный участок, на котором находится дом, и поставить его на кадастровый учёт. Как это сделать?

Для оформления в собственность земельного участка под МКД следует выполнить следующий алгоритм действий.

Шаг 1 Проведение общего собрания собственников помещений в МКД о формировании земельного участка

В соответствии со ст.44.1 ЖК РФ; п.1 Состава документов, утверждённых Постановлением Правительства Москвы №569-ПП от 03.07.2007 года, при проведении общего собрания в форме очного голосования необходимы следующие документы:

  • Схема распределения долей владельцев помещений в МКД в праве общей собственности на общее имущество в доме;
  • Копии уведомлений о проведении ОСС по вопросу формирования земельного участка;
  • Лист регистрации собственников помещений (их представителей), участвовавших в ОСС по вопросу формирования земельного участка;
  • Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в соответствии с требованиями закона;
  • Письменные решения собственников помещений в МКД о формировании земельного участка;
  • Протокол ОСС о формировании земельного участка.

Шаг 2 Обращение с письменным заявлением о формировании земельного участка под МКД в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления

С письменным заявлением о формировании земельного участка под МКД должно обратиться лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в доме (ч.3, 4 ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004 года).

Шаг 3 Постановка земельного участка на кадастровый учёт

С письменным заявлением о постановке на кадастровый учёт земельного участка под МКД должно обратиться лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в доме (п.1 ст.20 ФЗ №221 от 24.07.2007 года).

Шаг 4 Сбор пакета документов для регистрации права общедолевой собственности на земельный участок

Согласно п.1, 2 ст.16, п.1 ст.17, ст.23 ФЗ №122 от 21.07.1997; п.159 Правил ведения ЕГРП, утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ №765 от 23.12.2013; Письма Росреестра №14-20-1143-1/10 от 07.05.2010, для госрегистрации прав собственности на земельный участок под МКД необходимы следующие документы:

  • Письменное заявление о госрегистрации права общедолевой собственности на общее имущество в МКД;
  • Удостоверение личности заявителя или уполномоченного лица при наличии у него нотариально заверенной доверенности, либо решение ОСС о наделении своего представителя необходимыми полномочиями;
  • Подтверждение оплаты госпошлины;
  • Подтверждение формирования органом госвласти или местного самоуправления земельного участка под МКД;
  • Решение ОСС о формировании земельного участка под МКД;
  • Решение/протокол ОСС об определении долей в праве общедолевой собственности на общее имущество в МКД;
  • Подтверждение прав собственников помещений в МКД на владение недвижимым имуществом в этом доме, возникших до 31.01.1998 года, если на момент представления документов на госрегистрацию земельного участка под домом нет соответствующих записей;
  • Другие необходимые документы для госрегистрации прав на общедолевое имущество, если того требует законодательство.

Шаг 5 Подача документов на госрегистрацию в территориальное отделение Росреестра или МФЦ

Согласно п.1, 2 ст.16 ФЗ №122 от 21.07.1997 года, письменное заявление вместе с необходимыми документами можно представить одним из следующих способов:

  • лично (представителем по доверенности) в отделение Росреестра или МФЦ;
  • заказным письмом по почте с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме на сайте Единого портала госуслуг.

Проведённая госрегистрация прав на земельный участок под МКД удостоверяется выпиской из ЕГРП (п.1 ст.14 Закона №122 от 21.07.1997 года).

С 2015 года участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом (пп.6 п.2 ст.389 НК РФ).

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

roskvartal.ru

Перераспределение земель под жилье для организации

Случаи, когда допустимо перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности Перераспределение земельных участков, которые принадлежат частным лицам, государственным и муниципальным органам, допустимо в случае наличия законной возможности и обстоятельств, которые будут способствовать проведению процедуры. Наиболее распространенными случаями, когда проведение процедуры перераспределения возможно, являются следующие:

  • Наличие законного договора о предстоящем развитии территории, которая была застроена жилыми или хозяйственными зданиями.

Земельныйэксперт

Если документы полностью отсутствуют, то возможно сослаться на СНиП 2.07.01-89 «Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Судебная практика по вопросам споров, связанных с формированием (уточнением границ) земельных участков под многоквартирными жилыми домами, крайне противоречива. В целом суд встает на сторону органов власти чаще, чем на сторону собственников жилья.

Регистрация общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом также вызывает ряд вопросов. Без соответствующей замены в апреле 2015 года утратил силу Приказ Минюста от 14.02.2007 г.

№29. Он устанавливал процедуру государственной регистрации прав на общее имущество и в настоящее время процедура правоподтверждения права общей долевой собственности нормативно не урегулирована.

Перераспределение земельных участков с 1 января 2018 года

Зачастую земельный участок под многоквартирным домом прошел государственный кадастровый учет, однако не отображается на публичной кадастровой карте: в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) отсутствует сведения о границах земельного участка. Это происходит из-за некорректного переноса данных технической инвентаризации или землеустроительной документации в информационную систему государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

Важно

В этом случае кадастровые работы проходят по процедуре уточнения границ. Наличие проекта планировки территории не требуется. Кадастровый инженер, ориентируясь на указанную в ЕГРН площадь земельного участка, подготавливает Акт согласования границ земельного участка.

Акт согласовывается со смежными землепользователями, обычно исключительно с местной администрацией.

Перераспределение земельных участков

В это время местная администрация выполнит ряд мероприятий:

  • представители администрации при положительном решении утверждают план расположения участка;
  • решение об утверждении плана направляется заявителю.

В случае отказа, его причины указываются в письменном виде. При согласии заявитель обязан поставить полученный участок на кадастровый учет и выполнить на нем все необходимые межевые работы за свой счет.

Внимание Стоимость прирезаемого участка зависит от его кадастровой стоимости. Он составит:
  • 15% в том случае, когда площадь не превышает нормативы;
  • полную кадастровую стоимость, когда площадь превысит норматив более, чем на 10%.

Получив кадастровый паспорт, владелец и администрация должны подписать соглашение, предметом которого станет перераспределение участков.

Заключение соглашения о перераспределении земельных участков

Инфо

В качестве субъектов данной процедуры выступает компетентный в земельных правоотношениях орган и заявитель. Процедура перераспределения земель, принадлежащих муниципалитету либо частным собственникам, осуществляется согласно межеванию.

Иногда землевладельцем и заинтересованным лицом является один и тот же субъект. В таком случае принятие решения возлагается на уполномоченный орган.
Содержание соглашения о перераспределении подразумевает указание таких сведений:
  • личной информации в отношении собственников соответствующих землевладений;
  • подробного описания перераспределяемой недвижимости;
  • обоснования необходимости перераспределения территорий.

В качестве основания для проведения регистрации Земельной палатой созданных землевладений выступает подписанный сторонами процедуры договор, а также выдел соответствующих территорий.

Правила перераспределения земельных участков

Завершая, хотелось бы отметить, что образование земельного участка с последующей регистрацией на него права общей долевой собственности является первым шагом на пути превращения многоквартирного жилого дома в юридически единый объект недвижимости. В настоящее время физически и эксплуатационно единый многоквартирный дом в юридическом смысле отсутствует.

Российское законодательство позволяет установить права собственности на общее имущество только в части земельного участка под многоквартирным домом. Здание многоквартирного дома может быть поставлено на государственный кадастровый учет, однако согласно ст.

40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

Кадастр для жкх: формирование земельного участка под многоквартирным домом

при перераспределении землевладений и участков, владельцами которых выступают государство или муниципалитет, между собой либо с частными землевладениями и земельными участками, применяется глава V.4 Земельного кодекса РФ;

  • если вышеуказанный вид перераспределения происходит между частными землевладельцами и органами исполнительной власти государства либо местными органами власти, процедура осуществляется посредством заключения соответствующих соглашений, в соответствиями с условиями которых возникает право частной, государственной, либо муниципальной собственности на формируемые землевладения.

Изменения в порядке перераспределения земельных участков с 1 января 2018 года После вступления в силу Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334, существенные изменения коснулись компетентных органов, выдающих разрешительную документацию по вопросу перераспределения земель.

  • ГАЗЕТА
  • Эксплуатация

В 2016–2017 гг. мною в качестве кадастрового инженера был успешно реализован проект по межеванию придомовой территории многоквартирного жилого дома. На тот момент я совмещал свою кадастровую деятельность с работой в управляющей организации, поэтому решил поделиться с другими читателями опытом реализации данного проекта, а также осветить важность оформления придомовой территории для эксплуатации многоквартирного жилого дома. Межевание придомовой территории несет в себе ряд преимуществ для собственников жилья и управляющих организаций (товариществ собственников жилья). Во-первых, формирование земельного участка с четко определенными границами это гарантия от уплотнительной застройки.

Земельного кодекса РФ, то перераспределение земель (земельных участков) находящихся в муниципальной собственности и земельного участка находящегося в общедолевой собственности на территории существующей застройки возможно только в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания. Однако есть случаи, когда перераспределение осуществлялось без наличия проекта межевания на основе схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Такой подход возможен, если право на земельный участок под многоквартирным домом не зарегистрировано и тогда перераспределение осуществляется между землями (земельными участками) в муниципальной собственности. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Перераспределение земель под жилье для организации

  • Соглашение между уполномоченными органами и собственниками земельных участков о перераспределении земель и документы, в соответствии с которыми осуществляется перераспределение земель
  • Кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель разных форм собственности
  • Определение размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Вопросы и ответы с возможностью задать бесплатный вопрос адвокату

Процедура перераспределения земельных участков возможна для всех земель, которые находятся в распоряжении и собственности любых физических лиц, государственных учреждений и муниципальных органов.
Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: «в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами». Таким образом, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории сформировать земельный участок не представляется возможным. Кадастровый инженер на основе утвержденного проекта межевания территории (руководствуясь приведенными в проекте местоположением, площадью и конфигурацией) подготавливает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанная схема согласовывается органом власти отдельным нормативно-правовым актом и после прилагается к межевому плану.

kodeks-alania.ru

Уменьшение/увеличение площади земельного участка под многоквартирным домом

Проблема.  Собственникам  (жителям) многоквартирного дома был сформирован и предоставлен земельный участок большой площади, часть которого занимали общегородские коммуникации. Как результат – жители не могли пользоваться большой частью участка и в то же время, налоговая нагрузка на них была велика. Добровольно «обрезать» участок Администрация г. Нижнего Новгорода отказалась.

Особенности. Собственники помещений в многоквартирном доме в Приокском районе нашего города недолго радовались, когда на публичных слушаниях по поводу формирования границ земельного участка их представителям предоставили проект границ под их МД площадью около 7000 м.кв. Причем две трети сформированного земельного участка занимали  общегородские инженерные коммуникации и внутриквартальные дороги.

Для того чтобы понять глубину проблемы необходимо вспомнить, что согласно приказа Министерства  коммунального хозяйства РФ №197 от 17.08.1992г.  в пределах территории охранных зон тепловых сетей запрещается проведение произведение строительства, капитального ремонта, реконструкции,  земляных работ (планировка грунта, посадка деревьев и кустарников), работ связанных  с разбиванием грунта и дорожных покрытий и т.д. На настоящий момент, обязанность по содержанию придомовых территорий,  дорог и проездов,  ремонту тротуаров, парковочных «карманов», детских и спортивных площадок, озеленение и благоустройство  дворовых территорий, уборку снега и наледи в зимнее время, листвы осенью, по наружному освещению и т.д. на земельных участках, находящихся не в собственности граждан, возложена на соответствующие городские службы.

Таким образом, приняв земельный участок в границах, сформированных городом, собственники помещений многоквартирного дома, получили бы на самом деле огромную территорию, не пригодную для нужд собственников, невозможную к использованию для обеспечения деятельности домоуправляющей организации (ТСЖ в данном случае) и получения собственниками финансовой и иной выгоды, поскольку какие – либо объекты на охранных зонах инженерных коммуникаций возводить нельзя, благоустройство, детские площадки  или парковки делать не целесообразно  (как все мы знаем, сети имеют тенденцию к нарушению своей целостности).  Тогда как расходы по содержанию общего имущества собственников возросли бы существенно, а именно: налог на землю, затраты на содержание, в т.ч. затраты на содержание внутриквартальных проездов, которыми пользуются далеко не  только собственники данного многоквартирного дома.

Методика. Собственники помещений данного многоквартирного дома уполномочили председателя ТСЖ на обращение в суд и найм квалифицированного  юридического  представителя. Выбор был сделан в пользу юридической компании «Прецедент».

Совместно с ТСЖ мы обратились в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением  по оспариванию действий Администрации города Нижнего Новгорода по утверждению проекта границ земельного участка под домом и обязании органа местного самоуправления утвердить иные границы, устраивающие собственников.

 Арбитражный суд встал на сторону собственников помещений данного многоквартирного дома  и принял решение в их пользу, апелляционная и кассационная инстанции поддержали выводы Арбитражного суда Нижегородской области.

Важный момент: подобная процедура возможна и в том случае, если площадь земельного участка под многоквартирным домом, напротив, надо увеличить.

Результат: жители многоквартирного дома в лице ТСЖ получили земельный участок меньшей площади, что позволило им существенно снизить налоговую нагрузку и перестать переплачивать за «непригодную к использованию часть земельного участка».

No votes yet.

Please wait…

Комментарии



precedent-nn.ru

По вопросу оформления земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность, Письмо Минэкономразвития России от 05 мая 2017 года №ОГ-Д23-5365

ПИСЬМО

от 5 мая 2017 года N ОГ-Д23-5365

По вопросу оформления земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность



Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1. Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, собственник любого помещения (с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. N 12-П) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона, а регистрация права в этом случае носит правоподтверждающий характер.

Согласно части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом Законом N 189-ФЗ напрямую не предусматривается полномочий собственника отдельного помещения в многоквартирном доме или нескольких собственников на обеспечение проведения кадастровых работ с целью дальнейшего осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом.

Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2016 г. N 303-КГ15-18725, именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом. Возможность передачи уполномоченным органом своей обязанности в указанной части собственникам помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П указано, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) осуществление кадастрового учета без одновременной государственной регистрации может осуществляться на основании заявлений лиц, установленных федеральным законом.

На основании вышеизложенного, по мнению Департамента недвижимости:

формирование земельного участка (в том числе, выполнение кадастровых работ необходимых для подготовки межевого плана), на которых расположен многоквартирный дом осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления по заявлению собственника (собственников) помещений в таком доме;

осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, занятого многоквартирным домом, должно осуществляться по заявлению органов государственной власти или органов местного самоуправления, указанных в части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

2. Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон N 221-ФЗ), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно части 9 статьи 69 Закона N 218-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным статьей 69 Закона N 218-ФЗ для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

С 1 января 2017 г. положения Закона N 221-ФЗ, регулирующие отношения в связи с осуществлением государственного кадастрового учета объектов недвижимости, утратили силу.



Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Минэкономразвития России
www.economy.gov.ru
по состоянию на 06.07.2017

docs.cntd.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта