Кадастровая оценка недвижимости росреестр – Росреестр

Росреестр

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ определен следующий порядок проведения государственной кадастровой оценки:

1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. До 1 января 2013 года полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий по утверждению и опубликованию результатов определению кадастровой стоимости, реализовывал Росреестр.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки (Заказчик), направляет его копию в Росреестр в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты принятия такого решения.

2. Формирование перечня объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке осуществляется по запросу заказчика работ по определению кадастровой стоимости Росреестром в порядке, определенном приказом Минэкономразвития России от 01.11.2013 № 648. В перечень включаются объекты недвижимости, учтенные в едином государственном реестре недвижимости (ранее государственный кадастр недвижимости) на дату формирования перечня.

3. Отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки. Для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Осуществление деятельности по определению кадастровой стоимости допускается при наличии у исполнителя работ договора страхования ответственности за причинение вреда имуществу в результате осуществления указанной деятельности.

Заказчик работ в срок не более чем пять рабочих дней со дня заключения договора на проведение работ по определению кадастровой стоимости направляет в Росреестр информацию о Заказчике и исполнителе работ по определению кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.14 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

4. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости. Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ.

Составление отчета об определении кадастровой стоимости осуществляется на бумажном носителе не менее чем в трех экземплярах и на электронном носителе в форме электронного документа. Требования к содержанию и оформлению отчета об определении кадастровой стоимости определены приказом Минэкономразвития России от 29.07.2011 № 382.

При предоставлении исполнителем работ по определению кадастровой стоимости отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме упакованного (архивированного) электронного документа, необходимо наличие усиленной квалифицированной электронной подписи в отдельном файле (с отсоединенной электронной подписью) для обеспечения просмотра представленных документов без применения специального программного обеспечения в целях недопущения нарушений принципа открытости и общедоступности.

В течение трех рабочих дней с даты составления проекта отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа и соответствующего требованиям к отчету, исполнитель работ направляет такой проект отчета в Росреестр и в саморегулируемую организацию оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, о чем извещает заказчика работ.

В целях обеспечения возможности ознакомления с проектом отчета об определении кадастровой стоимости и представления замечаний к нему Росреестр в течение трех рабочих дней с даты получения такого проекта отчета включает его в фонд данных государственной кадастровой оценки на двадцать рабочих дней (за исключением случаев, предусмотренных порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда).

С 1 апреля 2015 года замечания к проекту отчета об определении кадастровой стоимости включаются в фонд данных государственной кадастровой оценки любыми заинтересованными лицами в течение двадцати рабочих дней с даты включения такого проекта отчета.

В случае внесения исполнителем работ изменений в проект отчета об определении кадастровой стоимости по итогам анализа представленных к такому проекту отчета замечаний изменения подлежат внесению в такой проект отчета в течение срока, когда осуществляется его включение в фонд данных государственной кадастровой оценки, по мере представления замечаний и в течение не более чем пятнадцать рабочих дней с даты истечения указанного срока.

По истечении всех указанных сроков исполнитель работ составляет отчет об определении кадастровой стоимости, включающий в себя справку, содержащую информацию о всех представленных к такому проекту отчета замечаниях, как учтенных, так и неучтенных, с их соответствующим обоснованием или об отсутствии замечаний к проекту отчета об определении кадастровой стоимости.

5. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет.

6. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости заказчиком осуществляется в течение 20 рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости. В трехдневный срок после утверждения результатов определения кадастровой стоимости заказчик направляет копию акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, в Росреестр.

7. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости (ранее государственный кадастр недвижимости) осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» (в соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515). Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в единый государственный реестр недвижимости (ранее государственный кадастр недвижимости).

законодательством об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.

rosreestr.ru

Росреестр

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) информирует граждан о способах получения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на землю, а также на имущество юридических и физических лиц в субъектах России, где региональные органы власти приняли такое решение. Кроме того, информация о кадастровой стоимости может быть использована для проведения ряда операций с недвижимостью, например, оформления аренды или наследства.

Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку недвижимости. Ведомство вносит в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, полученные в результате такой оценки. Росреестр предлагает несколько способов получения из ЕГРН информации о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Так, на сайте Росреестра можно получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Такая выписка предоставляется бесплатно в течение трех рабочих дней.

Собственники недвижимости могут оперативно узнать кадастровую стоимость принадлежащих им объектов в личном кабинете Росреестра, который расположен на главной странице сайта Росреестра.  Для авторизации в личном кабинете используется подтвержденная учетная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации.

Оперативно узнать информацию о кадастровой стоимости объекта недвижимости можно с помощью сервиса «Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН». Получить ключ доступа к данному сервису, а также пополнить его баланс можно в личном кабинете Росреестра. Кроме того, кадастровую стоимость можно посмотреть в режиме онлайн с помощью сервисов «Публичная кадастровая карта» и «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», которые доступны на главной странице сайта Росреестра.

На сайте Росреестра также можно ознакомиться с результатами массовой кадастровой оценки, которая проведена органами власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Для этого надо воспользоваться сервисом «Фонд данных государственной кадастровой оценки».

Если по каким-либо причинам не удалось получить сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на сайте Росреестра, можно запросить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости при личном обращении в многофункциональный центр «Мои документы» (МФЦ) или направить запрос по почте. Справка будет предоставлена бесплатно в течение трех рабочих дней. В случае обращения в МФЦ срок оказания услуги увеличивается на два дня. При подаче запроса надо указать способ получения документа: при личном посещении МФЦ или по почте.

rosreestr.ru

Росреестр

1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Государственная кадастровая оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случае принятия соответствующего решения при условии соблюдения установленной периодичности проведения государственной кадастровой оценки.

Для определения кадастровой стоимости осуществляется подготовка, включающая в себя в том числе сбор и обработку информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.

Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости.

Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации.

Росреестр формирует перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки и предоставляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по его запросу.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня поступления перечня направляет его в бюджетное учреждение.

В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости (за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату) обо всех объектах недвижимости, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки.

2. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, которые являются проектом отчета.

Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов размещает их на своем официальном сайте и направляет их в Росреестр на электронном носителе в форме электронного документа.

Росреестр в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов проверяет их на соответствие требованиям к отчету и в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии или несоответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету.

Бюджетное учреждение устраняет выявленное несоответствие в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления и представляет в Росреестр исправленные промежуточные отчетные документы для повторной проверки.

Если промежуточные отчетные документы соответствуют требованиям к отчету, Росреестр в течение трех рабочих дней со дня окончания их проверки размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, и информацию о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам.

Замечания представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения указанных сведений и материалов любыми заинтересованными лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Бюджетное учреждение не реже чем один раз в пять дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов размещает на своем официальном сайте:

  • обновленные промежуточные отчетные документы;
  • информацию о кадастровых номерах объектов недвижимости, пересчет кадастровой стоимости которых осуществлен;
  • описание проведенного пересчета кадастровой стоимости каждого из объектов недвижимости с обоснованием учета замечания;
  • информации о замечаниях, которые не были учтены, с соответствующим обоснованием отказа в их учете.

Бюджетное учреждение вносит изменения в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения замечаний к ним не позднее окончания срока размещения сведений и материалов в фонде данных и в течение десяти дней после истечения указанного срока составляет отчет, включающий в себя справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета, отказа в учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных Росреестром нарушений требований к отчету.

В течение трех рабочих дней со дня составления отчета бюджетное учреждение направляет его на электронном носителе в форме электронного документа в Росреестр.

В течение двадцати рабочих дней Росреестр проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

В случае выявления нарушений требований к отчету бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания осуществляет их устранение и в течение трех рабочих дней направляет в Росреестр отчет на электронном носителе в форме электронного документа для проведения повторной проверки.

Если нарушений не выявлено, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

3. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию и экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.

rosreestr.ru

Росреестр

Код субъекта РФ Субъект Российской Федерации Сведения о количестве расчетов кадастровой стоимости зданий и помещений в соответствии с порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 113 (далее — Порядок) Общее количество зданий, помещений, в отношении которых осуществлен кадастровый учет в связи с их образованием или созданием; ранее учтенных зданий, помещений, сведения о которых включены в государственный кадастр недвижимости; количество изменений характеристик зданий и помещений, влекущих за собой необходимость применения Порядка
в случаях осуществления кадастрового учета в связи с образованием или созданием здания или помещения в случаях включения сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном здании или помещении в случаях осуществления кадастрового учета изменений характеристик здания или помещения в соответствии с пунктом 4.1 Порядка
01 Республика Адыгея 263 16 85 1 365
02 Республика Башкортостан 4 394 1 062 10 061 0 15 517
03 Республика Бурятия 355 44 85 0 484
04 Республика Алтай 1 122 153 1 163 0 2 438
05 Республика Дагестан 502 477 20 0 999
06 Республика Ингушетия 58 1 22 0 81
07 Кабардино-Балкарская Республика        
08 Республика Калмыкия        
09 Карачаево-Черкесская Республика 176 66 39 1 258 1 539
10 Республика Карелия        
11 Республика Коми        
12 Республика Марий Эл        
13 Республика Мордовия        
14 Республика Саха (Якутия) 818 124 5 849 0 6 791
15 Республика Северная Осетия — Алания 147 124 1 053 0 1 324
16 Республика Татарстан 3 044 588 2 281 0 5 913
17 Республика Тыва 153 17 31 0 201
18 Республика Удмуртия 1 692 358 3 721 0 5 771
19 Республика Хакасия 175 67 38 39 319
20 Республика Чечня        
21 Республика Чувашия 1 667 35 306 0 1 998
22 Алтайский край 1 122 153 1 163 0 2 438
23 Краснодарский край 9 879 2 032 2 542 0 14 457
24 Красноярский край 626 29 94 0 749
25 Приморский край 921 526 153 0 1 600
26 Ставропольский край 2 144 171 593 0 3 523
27 Хабаровский край        
28 Амурская область 506 649 2 004 0 3 159
29 Архангельская область        
30 Астраханская область        
31 Белгородская область 1 456 83 1 110 335 2 984
32 Брянская область 622 182 2 446 0 4 392
33 Владимирская область 1 041 302 438 0 1 781
34 Волгоградская область        
35 Вологодская область 1 058 225 895 0 2 178
36 Воронежская область        
37 Ивановская область        
38 Иркутская область 1 927 246 964 0 3 137
39 Калининградская область        
40 Калужская область 1 649 123 342 0 2 114
41 Кaмчaтский крaй        
42 Кемеровская область 978 353 959 0 2 290
43 Кировская область 1 178 135 773 0 2 086
44 Костромская область 268 109 159 0 536
45 Курганская область        
46 Курская область 417 91 556 0 1 064
47 Ленинградская область 5 479 329 446 0 7 045
48 Липецкая область 783 22 332 0 1 137
49 Магаданская область        
50 Московская область 21 356 1 397 6 644 0 29 397
51 Мурманская область 141 45 118 0 304
52 Нижегородская область 2 563 915 1 067 2 4 547
53 Новгородская область        
54 Новосибирская область 2 407 378 2 194 433 5 912
55 Омская область 668 16 664 0 1 348
56 Оренбургская область 1 347 1 023 930 0 3 297
57 Орловская область 184 41 54 0 279
58 Пензенская область 81 28 0 0 109
59 Пермский край        
60 Псковская область        
61 Ростовская область 2 597 865 9 856 40 957 54 043
62 Рязанская область        
63 Самарская область 2 594 245 490 0 3 329
64 Саратовская область 670 93 583 0 1 346
65 Сахалинская область        
66 Свердловская область 4 634 1 508 1 022 0 7 164
67 Смоленская область 471 91 528 0 1 090
68 Тамбовская область 620 96 201 0 916
69 Тверская область        
70 Томская область 187 137 670 0 994
71 Тульская область 1 491 315 1 798 0 3 604
72 Тюменская область        
73 Ульяновская область 647 55 167 0 869
74 Челябинская область 2 100 154 3 235 0 5 969
75 Забайкальский край 157 71 497 0 725
76 Ярославская область 1 345 145 2 465 0 3 955
77 город Москва 15 777 53 3 162 0 18 992
78 город Санкт-Петербург 2 372 6 422 0 2 801
79 Еврейская автономная область        
83 Ненецкий автономный округ        
86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра        
87 Чукотский автономный округ
89 Ямало-Ненецкий автономный округ 201 13 68 0 282
Итого по всем субъектам Российской Федерации 109 563 16 582 77 558 43 025 249 684

rosreestr.ru

Росреестр

Замруководителя Росреестра объяснил новый подход к кадастровой оценке

Росреестр потребовал увеличения финансирования кадастровых работ — в уточнении границ участков нуждаются регионы. Границы их интересуют во вторую очередь. В первую — кадастровая стоимость объектов. От этого зависит сумма налогов, которую предъявят гражданам

Широко об этом не говорят, но с 2017 года запущена новая реформа подсчета кадастровых показателей. О том, как она будет проходить, «Огоньку» рассказал заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов.

— Максим Сергеевич, в чем заинтересованность Росреестра?

— Росреестр не проводит кадастровую оценку недвижимости, но он ответствен за создание общероссийской базы данных результатов таких оценок.

— А кто оценивает недвижимость?

— С момента появления самого понятия «кадастровая оценка» в России в 1999 году этим занимались компании и физлица, получившие специальные лицензии, что по тем временам было не так сложно добиться. А там, где лицензии, там и госконтроль за ними, вот только порядка это не прибавляло: отзыв лицензий у той или иной компании, как правило, приводил к созданию нового юрлица, которое обзаводилось лицензией, и дальше история повторялась. Главная проблема того времени — отсутствие единства методик расчета. Проще говоря, кто в лес, кто по дрова: неудивительно, что возникали ситуации, когда цена кадастровой оценки могла кратно вырасти или упасть. Да и ловить за руку недобросовестных оценщиков было в такой ситуации делом нелегким. Как итог — число нарушений множилось, проблемы росли, пока наконец права на такой вид деятельности не были переданы в 2009 году саморегулируемым организациям (СРО). Кроме этого был введен институт персональной имущественной ответственности оценщиков — физических лиц. Задача Росреестра заключалась в том, чтобы вести учет СРО. Таковых сейчас насчитывается 16, а в них, в свою очередь, собраны 22,8 тысячи участников этого рынка.

— Их деятельность проверяли?

— Безусловно: планово (один раз в два года) и внепланово (как только поступала жалоба). При этом оспорить кадастровую оценку стало возможно в любой момент. Конечно, не без нюансов. Во-первых, сделать это можно было только в отношении актуальной (последней) оценки. Во-вторых, изменение оценки применялось с года, когда было подано обращение. И, наконец, в-третьих, за справедливостью не обязательно было ходить в суд — появились специальные комиссии. Последние принимают решение об оспаривании кадастровой стоимости в течение 30 дней с момента подачи заявления. В первые четыре месяца этого года число заявлений в такие комиссии было подано на 61 процент больше, чем в аналогичный период 2016 года, а рассмотрено 8,3 тысячи заявлений в отношении 18,3 тысячи объектов (с результатом в пользу заявителей в 56,5 процента случаев). Но вот, что важно: факт оспаривания кадастровой стоимости не свидетельствовал об ошибке расчета…

— Это как?

— Это было своего рода «уточнением» кадастровой стоимости объекта недвижимости исходя из его индивидуальных особенностей. Последним свойственно меняться с течением времени: на стоимость недвижимости влияет уровень развития инфраструктуры, удаленность от крупных центров, доступность, даже экологические факторы. Кадастровая стоимость — это не какая-то конкретная величина, а некий диапазон цен. И ничего удивительного, что и без запроса со стороны собственника переоценка кадастровой стоимости по закону должна была проводиться раз в три — пять лет, а в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — раз в два года — пять лет.

— Почему речь идет о «диапазоне цен»? Я лично видела кадастровую оценку своей недвижимости, так она представляет собой как раз одну, пусть и семизначную, цифру. Проблема еще и в том, что за пару лет кризиса рыночная цена квартир в моем доме упала ниже кадастровой отметки…

— Дело в том, что установление кадастровой и рыночной стоимости — это два разных процесса, хотя в идеале эти величины должны быть сопоставимы. Кадастровая стоимость определяется в результате государственной кадастровой оценки, а рыночная диктуется спросом и предложением. Определить ее может оценщик. Но если собственник не согласен с кадастровой стоимостью своей недвижимости (считает, что она значительно выше рыночной), то он может ее оспорить в комиссии или суде. Законом определено такое основание для пересмотра кадастровой стоимости, как установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

— Говоря о системе оценки СРО, вы употребляете прошедшее время. Правила опять изменились?

— Они в процессе перемен. С января запущена новая реформа, которая должна завершиться к 2020 году. К этому времени во всех регионах должны появиться государственные бюджетные учреждения, которые будут заниматься кадастровой оценкой недвижимости. Ими могут быть как вновь созданные, так и уже существующие учреждения, наделенные соответствующими полномочиями.

— Получается, мы опять в процессе трансформации… И кем же проводится кадастровая оценка сегодня?

— В этом году никем и нигде. В следующем — бюджетными учреждениями, там, где они появятся по решению регионов.

— Зачем понадобилась очередная реформа?

— Чтобы право проводить кадастровую оценку сосредоточилось в одних руках, что позволит обеспечить преемственность результатов этой самой оценки. Плюс методика станет единообразной. Еще важный момент: формируется система ответственности бюджетных учреждений за результаты кадастровой оценки и система надзора, которая позволит привлекать недобросовестных сотрудников бюджетных учреждений и должностных лиц органов региональной власти к административной ответственности.

— А сегодня это сделать нельзя?

— Можно, но через суд, а новый порядок дает возможность написать заявление непосредственно в бюджетное учреждение, которое проводило оценку. Комиссии по пересмотру кадастровой стоимости будут создаваться не при управлениях Росреестра, как ранее, а региональными властями. Росреестр же наделяется надзорными полномочиями. Кроме того, закон говорит о возможности исправления системных ошибок. О каких ошибках речь? Например, при оценке земельных участков в дачном товариществе учитывался такой фактор, как наличие газоснабжения (в подавляющем большинстве случаев влияющее на стоимость), а реально газ к товариществу не подведен. Вот она — ошибка, в результате которой кадастровая стоимость может оказаться существенно выше реальной рыночной. Кстати, оспаривать кадастровые оценки, проведенные созданными бюджетными учреждениями, можно будет не раньше 2019 года — только после того, как они эти оценки проведут.

— Создается ощущение, что государство чем дальше, тем больше следит не только за кошельками граждан на расстоянии, но уже и «подглядывает в окна».— речь об использовании в кадастровой оценке дронов. Как вы к этому относитесь?

— По-моему, это прогрессивный способ для дистанционных обследований: с помощью дронов можно определять технические параметры большого числа объектов недвижимости. Росреестр, например, рассматривает целесообразность использования дронов для выявления нарушений земельного законодательства при использовании земельных участков. Тут самое интересное в том, что участия собственников и правообладателей не требуется. Привлекут ли бюджетные учреждения дроны на службу при проведении кадастровой оценки, покажет время. Такого варианта лично я не исключаю. Пока же такие случаи еще редки. В Тульской области, например, с помощью дронов выявляют «белые пятна» — объекты недвижимости, не стоящие на кадастровом учете и за которые не уплачены налоги. Аналогичный эксперимент проводят власти Татарстана.

Беседовала Светлана Сухова

Опубликовано в «КоммерсантЪ. Огонёк» 12 июня 2017 года.

rosreestr.ru

Росреестр

С 1 января 2017 года вступает в силу новый Федеральный закон № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». О том, чего ждать от него владельцам недвижимости, мы попросили рассказать специалистов управления Росреестра по Свердловской области.

Чтобы оценить суть предстоящих перемен, следует понять, что мы имеем сегодня. По действующему ныне закону региональные органы власти или местного самоуправления принимают решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости и выбирают на конкурсной основе независимых оценщиков для проведения этих работ. И дальше те действуют самостоятельно.

Сегодня государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. Правда, если в промежуточный период изменяются характеристики объектов или возникают новые объекты недвижимости, то кадастровую стоимость таких объектов определяет кадастровая палата, используя при этом средние значения кадастровой стоимости.

Сегодня независимый оценщик не обязан отслеживать преемственность новых результатов по отношению к старым. Конкурс на проведение кадастровой оценки каждый раз выигрывает новая оценочная организация, которая определяет кадастровую стоимость, используя свои наработки. В результате кадастровая стоимость отдельных объектов после проведения новой кадастровой оценки может измениться как в большую, так и в меньшую сторону, причем существенно.

Как показала практика, действующая модель кадастровой оценки несовершенна. Об этом свидетельствует большое число заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, поданных в специальную комиссию при управлении Росреестра по Свердловской области. Только в этом году поступило более 900 заявлений, что в 1,5 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Что изменится с 1 января 2017 года? Главное новшество — вводится институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости передаются государственным бюджетным учреждениям. Они, что очень важно, будут по единой методике определять кадастровую стоимость всех объектов недвижимости, в отношении которых региональным органом власти принято решение о проведении переоценки. Они же будут устанавливать и кадастровую стоимость объектов недвижимости — как вновь учтенных, так и тех, где произошли какие-либо изменения.

Мало того, в новом законе четко прописан порядок исправления ошибок, допущенных при проведении кадастровой оценки, в том числе единичных и системных, технических и методических. Государственные кадастровые оценщики будут накапливать и анализировать исходные данные, а значит, должно стать меньше неточностей при расчете налоговой базы и жалоб и требований пересмотреть стоимость кадастровой оценки, с которыми граждане обращаются сегодня в комиссии.

Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки возложена на региональные органы власти.

Что касается положений нового закона об особенностях проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, то они вступят в силу много позже — с 2020 года.

Татьяна Борисова

Опубликовано на сайте газеты «Уральский рабочий» 14 сентября 2016

rosreestr.ru

Росреестр

С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о ГКО) установлен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки.

В соответствии с Законом о ГКО государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки наделено государственное бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее – бюджетное учреждение), которое действует на постоянной основе, причем, они не имеет право привлекать к проведению работ по кадастровой оценке иных лиц (к примеру, оценщиков).

За бюджетным учреждением закреплен комплекс функций, направленных на непрерывное сопровождение процесса определения кадастровой стоимости:

— определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

— предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

— рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

— сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения.

Кроме того, закреплено, что бюджетное учреждение определяет кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки.

Внеочередная оценка будет проводиться после 1 января 2020 года в случае снижения индекса рынка недвижимости в субъекте Российской Федерации на тридцать и более процентов со дня проведения последней государственной кадастровой оценки либо в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости в отношении тридцати и более процентов объектов недвижимости, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Законом о ГКО предусмотрена подготовка к проведению государственной кадастровой оценки, в рамках которой должен быть осуществлен сбор всей необходимой для проведения такой оценки информации.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, будет осуществляться путем непосредственного обращения в бюджетное учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило. При этом допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения.

Еще одним изменением стало увеличение срока на подачу заинтересованными лицами замечаний по промежуточным отчетным материалам государственной кадастровой оценки до 60 дней.

Ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации несет бюджетное учреждение.

Одним из нововведений процедуры пересмотра кадастровой стоимости является отмена обязательного досудебного порядка урегулирования споров для юридических лиц.

Теперь Законом о ГКО установлено, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным.

Новый Закон о ГКО призван обеспечить непрерывный процесс мониторинга цен на недвижимость, актуализацию и преемственность результатов государственной кадастровой оценки, применение единой методологии, открытость процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, постоянное накопление и дополнение информации, необходимой для проведения государственной кадастровой оценки.

Следует отметить, что согласно статье 24 Закона о ГКО устанавливается переходный период его применения с 1 января 2017 г. до 1 января 2020 г. В течение переходного периода такая оценка может проводиться в соответствии с Законом о ГКО или Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами. Оспаривание кадастровой стоимости будет производиться по нормам того закона, по которому была установлена кадастровая стоимость.

 

Алена Химченко,

специалист-эксперт

отдела землеустройства и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости,

геодезии и картографии

Управления Росреестра по Омской области.

rosreestr.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта