Статьи по кадастровому учету – 218-ФЗ — Статья 41 — Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости

Законодательство по кадастровому учету недвижимости || KadastrMap.ru

Любой объект недвижимости в России подлежит обязательному учету и последующей регистрации в органах регистрационной палаты России. Единым центром хранения и выдачи информации по кадастровой недвижимости является Росреестр, который подчиняется Минэкономразвитию России. Право на собственность граждан, юридических лиц регулируется как Конституцией России, так и подзаконодательными актами.

Какие законы регламентируют право на собственность

В последние 30 лет с момента образования новой России было принято немало законов и актов, которые регулируют право на собственность граждан, организаций. Открытые данные Росреестра позволяют узнать всю необходимую первичную информацию относительно интересующего вас объекта недвижимости.

Законодательные акты, которые регулируют право на собственность:

  1. Конституция России, статьи 9,36,71 и 72.
  2. Гражданский Кодекс России, статья 131.
  3. Лесной Кодекс РФ, в части статьи 91.
  4. Водный Кодекс РФ, статья 8.
  5. Градостроительный Кодекс России, статья 54.
  6. Жилищный кодекс РФ, статья 18.
  7. ФЗ-218 «О кадастровой недвижимости в РФ».

Последний закон был принят в 2015 году, который окончательно сформировал кадастровую систему учета и госрегистрации права на имущество. Некоторые положения закона были введены в июле 2016 года (отменено Свидетельство о госрегистрации). Основные пункты и статьи закона вступили в силу с 2017 года. Некоторые положения, относительно кадастровой стоимости и ответственности операторов Росреестра будут введены в 2020 году.

Как работает кадастр недвижимости

Новый ФЗ-218 обозначил основные функции и рабочие моменты деятельности государственного кадастра.

Так, статья 8, указывает о совокупности характеристик, которые должны быть отражены в открытых данных Росреестра. Статья 12 указывает основные функции и принцип работы кадастровых публичных карт РФ. Статья 13 указывает общий порядок внесения данных в базу Росреестра. Причём в последнем случае принцип внесения данных в базу Росреестра осуществляется по следующим признакам:

  • На основе результатов проведения государственного учета или регистрации по закону прав на собственность.
  • По результатам межведомственного взаимодействия в части определения границ земельных участков по территориям в России.
  • По уведомительным параметрам и характеристикам.

В целом, вся структурная часть кадастра должна формироваться по основным признакам, указанным в статьях ФЗ-218.

Структурная база госкадастра

Учитывая требования законодательства, Росреестр, как оператор базы данных по недвижимому имуществу, разрабатывает сервисы и подразделения, которые отвечают за выполнение требований законодательства. Так, в обязательном порядке формируются следующие сведения:

  • Кадастровые карты. Формируется публичная система базы данных, которая указывает привязку конкретного объекта, исходя из данных осуществления комплексных кадастровых работ.
  • База кадастровых дел. Результаты ККР или иные документальные действия по недвижимости, содержатся в отдельном блоке базы кадастровых дел по ЗУ, ОКС, территориальным единицам и т.д.
  • База реестра объекта. Информация вносится только в электронном виде, но допускается получение сведений на бумажном носителе.
  • База сведений о переходе прав. Содержатся данные о правах на конкретный объект или о правах физического или юридического лица.
  • Реестр сведений по кадастровой стоимости. Формирование регистра по данным, начиная с 1998 года.

Граждане могут заказать справки по интересующим объектам недвижимости. Для этого вам достаточно заполнить форму заявки на нашем сайте, где необходимо выбрать тип получаемых сведений, а также формат справки, в том числе выписка из ЕГРН, бумажный или электронный носитель информации. Сведения в реестре кадастровой палаты хранятся вечно и обновляются по мере поступления актуальных данных. В процессе получения сведений из Росреестра за оказание услуги с граждан и юридических лиц взимается государственная пошлина установленного размера. Полученные справки не имеют срок действия, но при решении правовых вопрос учитывается актуальность полученных сведений, которые не должны превышать 390 календарных дней.

kadastrmap.ru

новые правила кадастрового учета и регистрации недвижимости


НОВЫЕ ПРАВИЛА КАДАСТРОВОГО УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

          С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

         Закон будет регулировать как правила государственного кадастрового учета, так и правила государственной регистрации прав.

         В рамках одного законодательного акта предпринята попытка объединить два государственных информационных ресурса в один, чтобы обеспечить более быстрое и универсальное рассмотрение документов, предоставляемых заявителями.

         Теперь вместо государственного кадастра недвижимости (ГКН) и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) создан единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

         Как и предполагалось экспертами, первые дни применения закона на практике выявили массу сложностей, в том числе технического характера, которые не позволяют пока говорить об успешном старте нового порядка. Новое программное обеспечение, новые полномочия сотрудников, новые формы документов и много иных новшеств, безусловно, потребует определенного периода адаптации.

         Вместе с тем, есть ряд рекомендаций, которые должен знать каждый владелец недвижимости, чтобы понимать, как в новых условиях действовать в той или иной ситуации.

  1. Тщательно храните все документы, относящиеся к объекту недвижимости.

В соответствии со ст. 7 ч.3. нового закона реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе. Документы, которые предоставляются заявителем в бумажном виде будут сканироваться органом регистрации и также храниться в электронном виде.

         Экспертное сообщество высказывает опасения, что переход преимущественно к электронному порядку регистрации прав и хранения документов может при сбоях системы или намеренном вмешательстве в нее повлечь потерю данных, включая данные о зарегистрированных правах.

         Несмотря на заверения властей, что все данные защищены многократным копированием, а сама система исключительно надежна, нет реальных гарантий того, что сведения о регистрации прав ни при каких обстоятельствах не исчезнут из системы. Любую систему создают люди. Ни одна из систем не умнее человека.

         Многие обратили внимание, что Росреестр постепенно перешел от Свидетельств о государственной регистрации прав на цветных бланках с водяными знаками к Свидетельствам, выдаваемых на обычной бумаге за подписью государственного регистратора, а затем к выпискам из реестра недвижимости.

         По новым правилам выдача свидетельств о государственной регистрации права собственности не предусмотрена, а сведения о регистрации прав будут подтверждаться все той же выпиской из ЕГРН.

Переход на преимущественно электронный способ взаимодействия виден также на примере подготовки кадастровыми инженерами межевых планов и актов обследования в электронной форме. В бумажном виде такие документы выдаются заявителю только если это предусмотрено договором подряда. Росреестр о всех действиях по принятому пакету документов (приостановление. Регистрация прав и т.д.) будет информировать по электронной почте и смс.

  1. Убедитесь в том, что границы Вашего участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

         Многие думают, что документы на землю, выданные в 90-е годы (или даже ранее) являются действительными и не требуют дооформления.

         Права на землю, закрепленные ранее выданными документами, действительно сохраняются. В этом новый закон не отличается от предыдущего и повторяет положение, что права, возникшие до введения нового закона, признаются юридически действительными и имеют равную силу с правами, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

         Вместе с тем, если в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (которую мы всем рекомендуем заказать) будет отметка, что границы участка не установлены в соответствии с законодательством, с 1 января 2018 года такой земельный участок передать по сделке будет нельзя. Для этого потребуется провести межевание, и только потом проводить регистрацию перехода права.

  1. Контролируйте сроки прохождения документов в Росреестре. Теперь они составляют:

— семь рабочих дней – для государственной регистрации прав;

— пять рабочих дней – для кадастрового учета;

— десять рабочих дней – для процедуры одновременной регистрации прав и кадастрового учета;

— три рабочих дня – регистрация нотариально удостоверенной сделки, права собственности на основании свидетельства  оправе на наследство. В случае поступления документов в электронном виде – такая регистрация проводится всего за один рабочий день.

Во всех случаях срок увеличивается на два рабочих дня, если документы передаются через многофункциональные центры.

 Из других ключевых изменений можно отметить  следующее.

 Появилась возможность подачи документов на государственную регистрацию и кадастровый учет по экстерриториальному принципу – в офисы МФЦ вне зависимости от места нахождения объектов недвижимости.

Пока эта возможность реализована в единичных офисах, но постепенно будет реализована по всей России.

 Стала сложнее процедура регистрации права на садовые и дачные дома.

С 1 января 2017 года для такой регистрации недостаточно подачи декларации, а требуется предоставление технического плана объекта недвижимости на общих основаниях.

До 1 марта 2018 года установлен последний срок, в течение которого можно не предоставлять разрешение на строительство индивидуального жилого дома при регистрации права на него.

В дальнейшем регистрация права будет осуществляться исключительно при предоставлении разрешения на строительство

 Введен более «мягкий» порядок кадастрового учета земельных участков в случае пересечения границ участка с границами муниципального образования, населенного пункта, лесничества, лесопарка.

Теперь в случае наличия пересечения границ на кадастровой карте, орган регистрации прав для принятия решения о возможности или невозможности кадастрового учета должен будет установить не только факт такого пересечения, но и то, находится ли такое пересечение в диапазоне средней квадратической погрешности.

В частности, Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения», закреплено, что средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек границ для земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, землям водного фонда и землям запаса составляет 5 м.

 Машино-места стали самостоятельным объектом кадастрового учета и регистрации прав.

Кадастровый учет машино-мест, также как и для других объектов недвижимости осуществляется на основании технических планов.

Приказом Минэкономразвития России от 07.12.2016 N 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места» установлено, что минимально допустимые размеры машино-места составляют  5,3 x 2,5 м, а максимально допустимые размеры — 6,2 x 3,6 м.

 До шести месяцев по собственному заявлению можно приостановить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.

Это удобный инструмент, если устранение недочетов в документах потребует времени свыше общего срока приостановки в течение трех месяцев.

 Для владельцев земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых органом государственного земельного надзора направлено заявление в суд для решения вопроса об их изъятии, предусмотрено внесение специальной записи в единый государственный реестр недвижимости о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.

Мера направлена на повышение ответственности владельцев земель сельскохозяйственного назначения и на снижение рисков обхода закона в случае совершения административного правонарушения.

 Для владельцев долей из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена возможность регистрации права даже в случае отсутствия сведений о координатах характерных точек границ  земельного участка или если одна из границ земельного участка, долю в праве на который предполагается зарегистрировать, пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями.

Правила обусловлены массовыми пересечениями границ участков сельскохозяйственного назначения, которые на данный момент присутствуют на кадастровой карте.

 Иначе отрегулирован порядок исправления ошибок.

Теперь ошибки подразделяются на привычные ранее технические ошибки и реестровые ошибки. Государственным регистраторам дано право самостоятельно исправлять реестровые ошибки в местоположении границ участков без согласия правообладателей по истечение шести месяцев со дня уведомления заинтересованных лиц о наличии такой ошибки и если отклонение площади по итогам исправления ошибки будет не более 5% от площади.

 Новые правила сужают круг общедоступной информации, которую ранее можно было получить по запросам любых лиц.

Так, копию межевого плана, технического плана и иных документов, на основании которых внесены записи в единый государственный реестр недвижимости теперь могут получить только сами правообладатели или их представители.

Если раньше, такие спорные вопросы как подлинность подписи  в акте согласования границ, наличие согласования границ, корректность публикации о согласовании границ можно было проверить самостоятельно, теперь заинтересованные лица будут вынуждены обращаться в суд, а уже суд будет делать соответствующий запрос. 

Новое правило, по оценкам экспертов, повлечет всплеск судебных споров, так как вопросы, в которых можно было раньше разобраться при помощи юриста, теперь решать необходимо будет исключительно в суде.

 Вводится механизм выявления неплательщиков налога.

Органы государственной власти и местного самоуправления будут получать информацию об объектах недвижимости и земельных участках, в отношении которых осуществлен кадастровый учет, но в течение пяти лет не осуществлена государственная регистрация права. Новый механизм призван совместными усилиями Росреестра и органов местного самоуправления с одной стороны, выявить лиц, которые в целях минимизации налогообложения не регистрируют в реестре свои права,  а с другой стороны – поможет выявить выморочное имущество, которым можно эффективно распорядиться.

 Земельные участки, на которые права не зарегистрированы по новым правилам, будут сниматься с кадастрового учета.

В первую, очередь предусмотрено снятие с кадастрового учета по инициативе Росреестра земельных участков, образованных из государственной собственности, если в течение пяти лет со дня их постановки на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права.

Также, если земельный участок был до 1 марта 2008 года учтен в государственном кадастре недвижимости, но сведения о его правообладателе отсутствуют в новом едином государственном реестре недвижимости, Росреестр будет снимать их с кадастрового учета.

Те участки, кадастровый учет которых был осуществлен после 1 марта 2008 года, будут сниматься с учета после 1 марта 2022 года в случае, если права на них останутся незарегистрированными.

 Таким образом, каждому правообладателю недвижимости необходимо озаботиться регистрацией прав на имущество по новым правилам.

 

 PS: Любое копирование статьи или ее части разрешается только при условии ссылки на эту страницу.

 

zemelny-vopros.ru

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 70 ЗК РФ

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Комментарий к Статье 70 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья носит отсылочный характер, указывая, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Данный Закон, вступающий в силу с 1 января 2017 г., призван решить задачу объединения двух государственных ресурсов — Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. При этом в результате такого слияния образуется Единый государственный реестр недвижимости, представляющий собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий из:

1) реестра объектов недвижимости;

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества;

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий;

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

Данный Закон устанавливает единые правила при осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них.

В то же время обратим внимание, что с 1 января 2017 г. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не признается утратившим силу. Его действие продолжается с новым наименованием и новым предметом правового регулирования. С указанного времени положения данного Закона будут посвящены исключительно кадастровой деятельности, что нашло отражение и в его новом наименовании — «О кадастровой деятельности».

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Под ведением государственного кадастра недвижимости понимается деятельность органа кадастрового учета по внесению записей об объектах кадастрового учета в реестр объектов недвижимого имущества, присвоению кадастровых номеров объектам недвижимости, информационному взаимодействию, при котором в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, предоставленные органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также предоставлению сведений из государственного кадастра недвижимости. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости установлен Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 42.

Таким образом, основной целью государственного кадастрового учета земельных участков является подтверждение существования земельного участка в качестве уникального объекта, имеющего признаки, позволяющие его отличить от других объектов недвижимости. Кроме того, государственный кадастр недвижимости призван подтвердить прекращение существования земельного участка, например в случае его раздела и образования новых земельных участков (п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ).

В Концепции развития гражданского законодательства указывалось на необходимость сформулировать понятие земельного участка как объекта права собственности, определив его как участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учет, что лишний раз подчеркивает значимость государственного кадастрового учета не только для того, чтобы отличать конкретный земельный участок от любых других, но и чтобы его индивидуализировать как объект права собственности.

Хотя существующее определение земельного участка, предусмотренное п. 3 ст. 6 ЗК РФ, не в полной мере соответствует Концепции развития гражданского законодательства, в целом можно отметить, что это определение опирается на основные принципы ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указывающие на необходимость наличия характеристик, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи.

Подобное мнение поддерживается и в литературе. Так, например, М.Ю. Тихомиров отмечает, что «…на практике следует иметь в виду, что для того, чтобы земельный участок мог стать объектом не только земельных, но и гражданско-правовых отношений, он должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 ЗК РФ» <1>. Также отмечается, что в результате государственного кадастрового учета земельных участков происходит индивидуализация земельного участка как объекта права <2>.
———————————
<1> Тихомиров М.Ю. Предоставление земельных участков гражданам: новые правила. Изд-во Тихомирова М.Ю., 2014.

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (под ред. П.В. Крашенинникова) включен в информационный банк согласно публикации — Статут, 2007.

<2> Комментарий Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» / Под ред. П.В. Крашенинникова // Семейное и жилищное право. 2008. N N 4, 5, 6; 2009. N N 2, 3, 4, 5.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка, т.е. тем самым характеристикам, позволяющим определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи, относятся: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ, площадь земельного участка. Прочие характеристики, в том числе адрес, разрешенное использование, категория земель и т.д., относятся к числу дополнительных сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке.

Значимость государственного кадастрового учета земельного участка для формирования земельных отношений трудно переоценить. Так, например, положения главы V.1 указывают, что предоставлению земельного участка всегда предшествует его государственный кадастровый учет. В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 6 этой же статьи предусматривается, что выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса РФ, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположены этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем государством кадастровому учету придается еще более значимый характер, не ограничивающийся только индивидуализацией объектов недвижимости. Так, в Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2019 гг.)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2013 г. N 1101-р, указано, что развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости является составной частью задач обеспечения социально-экономического развития страны, решения социальных, экономических и экологических проблем, повышения качества жизни и содействия региональному развитию.

По общему правилу для целей осуществления государственного кадастрового учета требуется межевой план, подготовленный кадастровым инженером. Согласно статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части (частях) земельного участка или новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Исключением из общего правила, при котором подготовка межевого плана не требуется, является возможность осуществления государственного кадастрового учета на основании предусмотренной Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте.

Согласно ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в целях государственного кадастрового учета земельного участка наряду с соответствующим заявлением заинтересованному лицу требуется представить межевой план земельного участка. Требования к межевому плану земельного участка утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

zemkod.ru

Ст. 70 ЗК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Комментарий к Ст. 70 ЗК РФ

С принятием Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков с 1 марта 2008 года должен осуществляться в порядке, установленном данным Законом.

Согласно статье 13 указанного Закона, государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

При этом реестр объектов недвижимости представляет собой документ, в котором содержатся записи об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее — публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети Интернет.

В отличие от положений ФЗ «О государственном земельном кадастре» (ст. 13 «Состав документов государственного земельного кадастра»), в государственном кадастре недвижимости не выделены основные, производные и вспомогательные документы. В то же время в состав государственного кадастра объектов недвижимости включаются документы, сходные с теми, что были предусмотрены законодательством для ведения государственного земельного кадастра.

Напомним, что ст. 13 ФЗ «О государственном земельном кадастре» определено, что к основным документам государственного земельного кадастра были отнесены: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы). Той же статьей ФЗ «О государственном земельном кадастре» к вспомогательным документам государственного земельного кадастра были отнесены книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. К производным документам государственного земельного кадастра отнесены, в свою очередь, документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.

Исходя из статьи 16 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 — 21 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 — 20 части 2 статьи 7 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости сведений (учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 того же Федерального закона (учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона (учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7 — 17 части 2 статьи 7 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

Таким образом, в качестве основания осуществления кадастрового учета объекта недвижимости определены действия по образованию и созданию такого объекта. Существенная разница между терминами «образование» и «создание» в данном случае отсутствует. С правовой точки зрения речь идет о юридически обоснованных способах возникновения объектов недвижимости как особых объектах правовых отношений. В то же время в праве чаще ведется речь об образовании земельных участков и создании объектов капитального строительства — зданий, строений и сооружений. Недвижимое имущество, чтобы быть объектом кадастрового учета, как правило, должно быть создано (образовано) как материальный объект по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством. Так, возведение объектов капитального строительства должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области строительства. Определенные требования по образованию земельного участка установлены законодательством о землеустройстве (Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»), кроме того, настоящим Федеральным законом установлены положения о содержании и порядке подготовки межевого плана земельного участка. Но постановка на кадастровый учет может быть осуществлена и в отношении фактически существующих объектов недвижимости, происхождение которых не выяснено либо создание которых не соответствует требованиям законодательства. По сути дела, право учитывает различные жизненные обстоятельства, которые рассматриваются как юридические факты, в результате которых возникло то или иное недвижимое имущество. Но одного юридического факта возникновения недвижимости для постановки на кадастровый учет недостаточно, поскольку при постановке объекта на кадастровый учет заявителем должны быть предъявлены доказательства правомерности владения им. В том числе и поэтому статьей 22 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости в перечне документов, обязательных для предъявления в целях постановки объекта на кадастровый учет, указаны такие документы, как копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости, а также копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя.

Правомерность владения признается или восстанавливается в зависимости от конкретных юридических обстоятельств. Например, статьей 222 ГК Российской Федерации установлены основания и процедуры признания прав лица на самовольную постройку. Согласно указанной статье ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях — в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Таким образом, в случае признания судом права собственности на самовольную постройку в кадастровые органы должна быть представлена копия судебного решения. Признание права собственности на самовольную постройку во внесудебном порядке осуществляется в связи с реализацией норм Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Согласно нормам этого Закона создание (строительство) объектов недвижимости, имеющих, как иногда говорят, потребительское значение (садовые, дачные дома, гаражи, индивидуальные жилые дома), подтверждается:

— для объекта индивидуального жилищного строительства — техническим паспортом и разрешением органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию или, в случае если такой объект является объектом незавершенного строительства, — разрешением на строительство или декларацией о таком объекте недвижимости;

— для гаража или иного объекта недвижимого имущества, расположенного на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) — декларацией о таком объекте недвижимого имущества.

Поскольку этот вопрос Федеральный закон о государственном кадастре недвижимости специально не решает, считаем, что данные документы могут быть представлены не только для государственной регистрации права собственности на перечисленные объекты, но и для постановки этих объектов на кадастровый учет.

stzkrf.ru

Статья на тему «Что такое государственный кадастр недвижимости?»

В настоящее время на территории Российской Федерации учет всех земельных участков и объектов капитального строительства (ОКС-ов) – зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений (комнат, квартир), осуществляется в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

 

Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» сведений.

Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

 

 Для чего придумали Государственный кадастр недвижимости?

 

Одна из основных задач ГКН – это систематизация сведений обо всех объектах недвижимости и привязка ОКС-ов к земельным участкам, на которых они возведены. До создания ГКН недвижимость учитывалась следующим образом: земельные участки – в Государственном земельном кадастре, а ОКС-ы – в организациях по технической инвентаризации (БТИ). Получалось, что учет и накопление данных об ОКС-ах и о земельных участках ведется различными структурами по различной методике, что приводило к противоречивой информации, спорам по величине налогообложения и иным негативным последствиям. Кроме того, не была реализована привязка здания к определенному земельному участку.

В настоящее время, для идентификации земельных участков и ОКС-ов, каждому объекту учета присваивается уникальный кадастровый номер, а для определения местоположения земельного участка и здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в ГКН вносятся координаты поворотных точек соответствующего объекта недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости ведется непрерывно и по единой технологии на всей территории Российской Федерации. Основные функции ведения Государственного кадастра недвижимости осуществляет Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (Далее – Кадастровая палата). Кадастровая палата – это орган кадастрового учета, который в заявительном порядке производит постановку и снятие с государственного кадастрового учета, определяет кадастровую стоимость,  присваивает кадастровые номера, производит учет изменений объектов недвижимости, выдает сведения государственного кадастра недвижимости, осуществляет ведение кадастровой карты, на которой отображаются границы всех учтенных земельных участков.

 

Одним из принципов ведения ГКН является общедоступность сведений – то есть любое заинтересованное лицо может заказать сведения ГКН по любому учтенному объекту (за исключением прямого запрета, установленного Федеральным законом, например сведения государственной тайны и т.п.). Запросить информацию можно как при личном обращении, так и через электронный запрос, с использованием сети Интернет, через электронный портал государственных услуг. Так же Вы можете посмотреть информацию об интересующем земельном участке с помощью публичной кадастровой карты. Контактную информацию Кадастровой палаты на территории Тульской области Вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе адреса и телефоны. 

 

 

zkcenter.ru

218-ФЗ — Статья 41 — Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости

1. В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

1.1. При разделе машино-мест или при изменении границ между смежными машино-местами не допускается образование машино-места площадью, не соответствующей установленным органом нормативно-правового регулирования требованиям к минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места.

2. В случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.

3. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

4. Государственный кадастровый учет измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.

5. При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются.

6. В случае, если все помещения и машино-места в здании, сооружении находятся в собственности одного лица, такое лицо вправе обратиться с заявлением о прекращении права собственности на все помещения и машино-места с одновременной государственной регистрацией права собственности на такие здание, сооружение.

7. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») не допускаются.

8. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются:

1) соглашение об образовании общей долевой или общей совместной собственности — при объединении объектов недвижимости, находящихся в собственности разных лиц;

2) соглашение о разделе объекта недвижимости — при разделе объекта недвижимости, находящегося в общей собственности нескольких лиц;

3) соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества либо заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения — при выделе земельного участка в счет доли в праве общей собственности;

3.1) решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте — при образовании земельного участка в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4) судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения;

5) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

6) соглашение или решение о перераспределении земельных участков — при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.

9. Размер долей в праве общей собственности на земельный участок вносится в Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав в соответствии с документом, содержащим сведения о размере долей участников долевой собственности, а в случае выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения — в соответствии с проектом межевания земельных участков.

10. Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.

11. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании:

1) правоустанавливающего документа на исходный или измененный объект недвижимости, если право на такой объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними;

3.1) утвержденной схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в случае, если образование земельного участка осуществляется в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4) проектной документации лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации;

5) проекта межевания земельных участков, утвержденного решением общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения либо утвержденного собственником земельной доли или земельных долей.

12. В случае, если в отношении исходного объекта недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы ограничения прав и обременения такого объекта недвижимости, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав осуществляются:

1) государственная регистрация ограничений прав и обременений образуемых объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения переходят (сохраняются) в отношении образованных объектов;

2) государственная регистрация прекращения ограничений прав и обременений исходных объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не переходят (не сохраняются) в отношении образованных объектов недвижимости.

12.1. В случае, если в отношении исходного земельного участка в кадастр недвижимости внесены сведения об ограничении его оборотоспособности в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости и одновременно с такими государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав данные сведения вносятся в кадастр недвижимости в отношении образованных из него земельных участков.

13. Отсутствие государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости на исходный объект недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые из него объекты недвижимости.

14. Если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.

15. Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.

16. В отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, при осуществлении государственного кадастрового учета также вносятся сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.

Положения статьи 41 закона №218-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Статья 14 Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
    9) в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона; Открыть статью

kodeks.systecs.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта