Как правильно показывать на карте реки – Как правильно показывать реки на карте и рассказывать где исток где устье куда впадает?

Содержание

Урок окружающего мира в 3-м классе «Рождение рек. Реки – первые дороги»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательная: дать понятие реки, как водного потока; познакомить со значением слов «исток», «устье», «Волга», «горная и равнинная река»; объявить результат исследовательской работы по анализу волжской воды; продолжить работу с физической картой полушарий и с контурными картами; провести тест.
  2. Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание и память, навыки контроля и самоконтроля, обогащать кругозор учащихся.
  3. Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; пробуждать познавательный интерес к географическим названиям, прививать интерес к предмету.

Средство обучения: мультимедиа установка, экран, компьютер, учебник по окружающему миру, атлас, контурные карты.

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организация класса

1 Слайд. Проверка знаний учащихся.

II. Игра «Молчанка». Географический диктант

2 Слайд. Физическая карта полушарий

У учащихся на столе карточка:

6___ Антарктида 4___ Байкал 8___ Северный Ледовитый океан
2___ Гималаи 3___ Гренландия 1___ Экватор
7___ Анды 5___ Кордильеры  

Географический диктант. Показываю на карте, дети ставят порядковый номер.

3 Слайд. Слайд с ответами.

Взаимопроверка.

Ответы на вопросы:

– Что знаете об Антарктиде? (материк, который покрыт льдом)

– Что множите сказать о Байкале? (самое глубокое озеро)

Продолжите предложение: Гренландия – … (самый большой остров, покрыт льдами, сходят айсберги).

– Подумайте, ребята, и ответьте на вопрос: что может объединять все эти формы земной поверхности или географические названия?

Вывод: Да, и на вершинах гор в ледниках, и в озерах и в ледниках, которые покрывают острова, океаны и на материках находятся огромные запасы пресной воды.

– А что еще является источниками воды на земле? (родники, ключи, источники)

– Назовите свойства воды? (прозрачная, без запаха, безвкусная, является растворителем, текучесть)

– Одно из свойств воды текучесть. Где в природе мы можем наблюдать это свойство? (Вода течет в реках)

III. Работа по теме урока

Объясните, пожалуйста, мне, что же такое река. Дайте определение (ответы детей).

4 Слайд. Географический словарь.

Река – естественный водный поток, текущей по поверхности суши.

Естественный – поясните смысл слова? (Кто создал этот поток? (природа))

– А где рождается водный поток, или другими словами река, мы и поговорим с вами сегодня на уроке.

5 Слайд. Работа с учебником.

Стр. 24 Рождение реки (самостоятельное изучение темы).

6 Слайд. Текст.

Ответы на вопросы по тексту.

7 Слайд.

Как называется место рождения реки? (исток)

– О какой реке говориться в тексте? (о Волге)

– Как называется село, где берет свое начало Волга? (Волговерховье)

Я прошлым летом была в Волговерховье. И приглашаю вас совершить небольшое путешествие к истоку Волги.

8 Слайд. Дорога.

Мы в Тверской области 20 км едем по насыпной дороге, которая идет густым лесом. Когда-то эти леса были непроходимые.

9 Слайд. Село Волговерховье.

Подъезжаем к окраине села. Здесь путники оставляют свой транспорт и пешком по дороге продолжают свой путь.

10 Слайд. Сама деревня

Волговерховье ничем не примечательна, но благодаря тому, что здесь начинается Волга, она стала поистине паломническим местом. Мы видим старые деревянные дома, которых в селе осталось не больше десяти. А жители – пожилые люди. Молодого населения в селе нет.

11 Слайд.

Далее дорога подходит к огромному камню, который установили чуть больше 20 лет назад (летом 1989 г.) и на камне написано: Путник! Обрати взор свой, на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь исток души народной. Храни их.

12 Слайд.

И мы подходим к деревянным воротам. Слева на камне написано, что длина Волги составляет 3531 км и исток охраняется государством.

Далее идем по деревянному мостику к часовне и заходим в нее.

13 Слайд.

Нас встречают иконы с ликами святых. Здесь чисто, скромно и уютно. В самом центре пола мы видим отверстие, которое огорожено перилами. Заглядываем внутрь и видим небольшое сверкание воды. Это место и есть исток Волги. Что я чувствовала в это время словами не передать. Одно могу сказать: «Побывайте у истока Волги, и вы не пожалеете».

14 Слайд.

Затем выходим из часовни и идем на берег ручейка. Здесь специально сделали мостики для туристов, посетителей. А на веревке привязано ведро, им черпают воду из ручейка,этой водой умываются и оставшуюся воду выливают на ноги. Это и есть обряд очищения души.

15 Слайд. Грамота.

Затем можно приобрести вот такую грамоту, которая удостоверяет, что вы совершили паломничество к истоку великой русской реки и обратились к истокам земли русской.

Побывав у истока реки, как вы видели, я выполнила все ритуалы и, конечно же, привезла с собой бутылочку воды.

Вот она перед вами.

– Посмотрите внимательно. Что вызывает недоумение? (Что не так?) (ответ детей)

– Да, вода в бутылке прозрачная, но цвет ее светло-коричневый или темно-желтый.

– Какой встает вопрос перед нами? Почему?

– Вот и меня заинтересовало: почему вода у истока Волги имеет такой цвет. И мы вместе с Мишей Шигаевым сдали воду на анализ в СГУ в лабораторию, где работает его дедушка. Мишин дедушка профессор на геологическом факультете.

Результат исследования воды докладывает Миша.

– Данный образец воды из реки сравнивали в лаборатории с водой очищенной и пригодной для питья и приготовления пищи. Для этого сравнивали разные показатели. Выяснилось, что по составу солей и минеральных веществ вода из реки соответствует санитарным нормам, солей в ней даже меньше нормы. Но зато по сумме органических веществ превышает нормальные показатели.

Значит в этой воде содержится очень много белка, микроорганизмов, водорослей, мельчайших животных, живущих в воде, а также продуктов их жизнедеятельности.

Это и является причиной окраски воды. Такую воду без предварительной очистки пить и использовать в пищу нельзя.

16 Слайд. Работа с контурными картами

Великая русская река (объяснение).

Находим и наносим название реки Волги на карту.

Внимание! Как правильно на карте показывать реку: от истока к устью!

17 Слайд. Значение слова «Волга»

Сначала сообщение детей (задание было дано раньше: это поисковая работа).

Показ слайдов. Учащиеся соотносят слайд и услышанное.

Значение слова «Волга»:

  1. Есть такая чудесная птичка Иволга. Предполагают, что и названия реки произошло от этого слова: И-волга (тюркский язык).
  2. На Руси есть город Вологда. И в древнерусском языке это слово звучало, как «волога». Так и назвали реку.

18 Слайд.

  1. Некоторые учены считают, что слово «Волга» заимствовано (взято) из финского, что в переводе означает – белый, ясный. Река белая, значит чистая, ясная.

Учитель:

– Основное толкование слова «Волга» связывают с терминами «вода» и «жидкость». Хотя есть и другие предположения.

19 Слайд. Активация.

Иволга.

– Кто был внимательным, тот мне скажет, как называется эта птичка?

20 Слайд.

Скажите о чем вы подумали.

– Что в наших силах?

– Что мы можем сделать, чтобы такого не было? (Ответ детей)

– Запомните! Самое главное не навреди! Мусор – это вред. Убери за собой. И тогда наша земля будет чистая.

21 Слайд. Физминутка.

22 Слайд. Родник.

Назовите синонимы к слову родник. (источник, ключ)

А где же еще рождаются реки? (смотрим учебник)

23 Слайд.

Да, многие реки рождаются в горах от талых вод ледников.

– Кто нибудь из вас знает такую реку?

– Знаете. Это самая длинная река в мире. (Нил)

– На каком материке протекает эта река? (Африка)

Работа с картой. Наносим название реки Нил.

24 Слайд.

– Как называется то место, куда впадает река? (Устье)

– Куда впадает Нил? (в Средиземное море)

– Куда впадает Волга? (в Каспийское море)

– Как правильно на карте показывать реку? Найдите исток р. Нил и проведите ручкой по воздуху.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на карту и скажите, что необычного вы видите в истоке р. Нил? (Сначала река впадает в озеро, а затем из него вытекает). Какой можно сделать вывод?

25 Слайд.

Вывод: истоком реки может быть любой водоем суши.

Посмотрите внимательно на контурную карту и найдите озеро Байкал.

– Что можете сказать? (Вытекает река)

26 Слайд.

Да, в озеро Байкал впадает много рек (336), а вытекает одна красавица Ангара.

27 Слайд.

Наносим на карту Ангару и учимся правильно показывать реку.

Немного развития речи: Исток – устье это синонимы или антонимы?

28 Слайд.

– Назовите тему урока?

– Что может быть началом реки (или где рождаются реки)?

IV. Итог

– Что нового узнали на уроке?

– Какие виды работ выполняли? (географический диктант, работа с учебником и контурными картами, слушали сообщения)

V. Рефлексия

– Какое задание (вопрос) на уроке понравилось больше всего?

– Какое задание (вопрос) вызвало затруднение?

– Кто считает что пополнил свои знания на сегодняшнем уроке?

– Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?

– Кто оценивает свою работу на 5? 4?

– Кто не доволен своей работой?

– А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо.

Оценки.

Домашнее задание: стр. 24-25 – самостоятельно изучить.

Презентация.

18.11.2011

urok.1sept.ru

Как правильно показывать объекты на настенной карте?

Много лет прошло с тех пор, как я закончил школу. Помню, однажды меня вызвали к доске, чтобы выполнить простое задание — показать Южную Америку на висящей у доски карте. Её я, конечно, легко показал, но всё-равно получил двойку. А двойка была именно за неправильный показ объекта. Так что после этого я на всю жизнь запомнил правила работы с настенными картами.

Чем нужно показывать объекты на карте

Вот несколько простейших правил, которые нужно запомнить каждому человеку, чтоб легко работать с любыми настенными картами:

  • показывать объект нужно указкой;
  • правша должен стоять справа от карты, а левша — слева;
  • указку нужно держать в ведущей руке;
  • стоять всегда нужно лицом к аудитории, если дело происходит в школе — к классу.

Если под рукой нет указки, можно использовать карандаш или даже ручку. Но при этом важно не испачкать карту. Для этого на ручку необходимо надеть колпачок, а карандаш развернуть пишущей стороной к себе.

Как нужно показывать объекты на карте

Для начала нужно понять, какая карта перед вами, географическая или историческая.

Если карта географическая, то все крупные объекты нужно обводить по границам. Материки — по береговым линиям, страны — по границе. Города нужно указывать, показывая на условный кружок. Реки показываются при помощи проведения указкой от истока к устью.

Если карта историческая, то нужно помнить то, как указываются направления движения войск на них, во время войн и сражений. Они показываются по направлению стрелочек, которые являются условными обозначениями на карте. Спорные территории обводятся по границе. В отношении других объектов действуют те же правила, что и с географической картой.

Вот, если запомнить эти простые инструкции, можно всегда верно показывать объекты на настенной карте. Мне бы такую шпаргалку в школьные годы. Возможно, я бы не боялся так сильно уроков географии, и не схлопотал бы тогда эту злополучную двойку.

travelask.ru

Урок географии в 6-м классе «Реки. Части реки. Речная система»

Разделы: География


Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии — воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

 Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби — Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

Тестирование. См. Приложение 1.

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Тест — Приложение 1.

31.01.2009

urok.1sept.ru

Как правильно показывать на карте реки

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательная: дать понятие реки, как водного потока; познакомить со значением слов «исток», «устье», «Волга», «горная и равнинная река»; объявить результат исследовательской работы по анализу волжской воды; продолжить работу с физической картой полушарий и с контурными картами; провести тест.
  2. Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание и память, навыки контроля и самоконтроля, обогащать кругозор учащихся.
  3. Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; пробуждать познавательный интерес к географическим названиям, прививать интерес к предмету.

Средство обучения: мультимедиа установка, экран, компьютер, учебник по окружающему миру, атлас, контурные карты.

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организация класса

1 Слайд. Проверка знаний учащихся.

II. Игра «Молчанка». Географический диктант

2 Слайд. Физическая карта полушарий

У учащихся на столе карточка:

6___ Антарктида4___ Байкал8___ Северный Ледовитый океан
2___ Гималаи3___ Гренландия1___ Экватор
7___ Анды5___ Кордильеры 

Географический диктант. Показываю на карте, дети ставят порядковый номер.

3 Слайд. Слайд с ответами.

Взаимопроверка.

Ответы на вопросы:

– Что знаете об Антарктиде? (материк, который покрыт льдом)

– Что множите сказать о Байкале? (самое глубокое озеро)

Продолжите предложение: Гренландия – … (самый большой остров, покрыт льдами, сходят айсберги).

– Подумайте, ребята, и ответьте на вопрос: что может объединять все эти формы земной поверхности или географические названия?

Вывод: Да, и на вершинах гор в ледниках, и в озерах и в ледниках, которые покрывают острова, океаны и на материках находятся огромные запасы пресной воды.

– А что еще является источниками воды на земле? (родники, ключи, источники)

– Назовите свойства воды? (прозрачная, без запаха, безвкусная, является растворителем, текучесть)

– Одно из свойств воды текучесть. Где в природе мы можем наблюдать это свойство? (Вода течет в реках)

III. Работа по теме урока

Объясните, пожалуйста, мне, что же такое река. Дайте определение (ответы детей).

4 Слайд. Географический словарь.

Река – естественный водный поток, текущей по поверхности суши.

Естественный – поясните смысл слова? (Кто создал этот поток? (природа))

– А где рождается водный поток, или другими словами река, мы и поговорим с вами сегодня на уроке.

5 Слайд. Работа с учебником.

Стр. 24 Рождение реки (самостоятельное изучение темы).

6 Слайд. Текст.

Ответы на вопросы по тексту.

7 Слайд.

Как называется место рождения реки? (исток)

– О какой реке говориться в тексте? (о Волге)

– Как называется село, где берет свое начало Волга? (Волговерховье)

Я прошлым летом была в Волговерховье. И приглашаю вас совершить небольшое путешествие к истоку Волги.

8 Слайд. Дорога.

Мы в Тверской области 20 км едем по насыпной дороге, которая идет густым лесом. Когда-то эти леса были непроходимые.

9 Слайд. Село Волговерховье.

Подъезжаем к окраине села. Здесь путники оставляют свой транспорт и пешком по дороге продолжают свой путь.

10 Слайд. Сама деревня

Волговерховье ничем не примечательна, но благодаря тому, что здесь начинается Волга, она стала поистине паломническим местом. Мы видим старые деревянные дома, которых в селе осталось не больше десяти. А жители – пожилые люди. Молодого населения в селе нет.

11 Слайд.

Далее дорога подходит к огромному камню, который установили чуть больше 20 лет назад (летом 1989 г.) и на камне написано: Путник! Обрати взор свой, на Волги исток. Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь исток души народной. Храни их.

12 Слайд.

И мы подходим к деревянным воротам. Слева на камне написано, что длина Волги составляет 3531 км и исток охраняется государством.

Далее идем по деревянному мостику к часовне и заходим в нее.

13 Слайд.

Нас встречают иконы с ликами святых. Здесь чисто, скромно и уютно. В самом центре пола мы видим отверстие, которое огорожено перилами. Заглядываем внутрь и видим небольшое сверкание воды. Это место и есть исток Волги. Что я чувствовала в это время словами не передать. Одно могу сказать: «Побывайте у истока Волги, и вы не пожалеете».

14 Слайд.

Затем выходим из часовни и идем на берег ручейка. Здесь специально сделали мостики для туристов, посетителей. А на веревке привязано ведро, им черпают воду из ручейка,этой водой умываются и оставшуюся воду выливают на ноги. Это и есть обряд очищения души.

15 Слайд. Грамота.

Затем можно приобрести вот такую грамоту, которая удостоверяет, что вы совершили паломничество к истоку великой русской реки и обратились к истокам земли русской.

Побывав у истока реки, как вы видели, я выполнила все ритуалы и, конечно же, привезла с собой бутылочку воды.

Вот она перед вами.

– Посмотрите внимательно. Что вызывает недоумение? (Что не так?) (ответ детей)

– Да, вода в бутылке прозрачная, но цвет ее светло-коричневый или темно-желтый.

– Какой встает вопрос перед нами? Почему?

– Вот и меня заинтересовало: почему вода у истока Волги имеет такой цвет. И мы вместе с Мишей Шигаевым сдали воду на анализ в СГУ в лабораторию, где работает его дедушка. Мишин дедушка профессор на геологическом факультете.

Результат исследования воды докладывает Миша.

– Данный образец воды из реки сравнивали в лаборатории с водой очищенной и пригодной для питья и приготовления пищи. Для этого сравнивали разные показатели. Выяснилось, что по составу солей и минеральных веществ вода из реки соответствует санитарным нормам, солей в ней даже меньше нормы. Но зато по сумме органических веществ превышает нормальные показатели.

Значит в этой воде содержится очень много белка, микроорганизмов, водорослей, мельчайших животных, живущих в воде, а также продуктов их жизнедеятельности.

Это и является причиной окраски воды. Такую воду без предварительной очистки пить и использовать в пищу нельзя.

16 Слайд. Работа с контурными картами

Великая русская река (объяснение).

Находим и наносим название реки Волги на карту.

Внимание! Как правильно на карте показывать реку: от истока к устью!

17 Слайд. Значение слова «Волга»

Сначала сообщение детей (задание было дано раньше: это поисковая работа).

Показ слайдов. Учащиеся соотносят слайд и услышанное.

Значение слова «Волга»:

  1. Есть такая чудесная птичка Иволга. Предполагают, что и названия реки произошло от этого слова: И-волга (тюркский язык).
  2. На Руси есть город Вологда. И в древнерусском языке это слово звучало, как «волога». Так и назвали реку.

18 Слайд.

  1. Некоторые учены считают, что слово «Волга» заимствовано (взято) из финского, что в переводе означает – белый, ясный. Река белая, значит чистая, ясная.

Учитель:

– Основное толкование слова «Волга» связывают с терминами «вода» и «жидкость». Хотя есть и другие предположения.

19 Слайд. Активация.

Иволга.

– Кто был внимательным, тот мне скажет, как называется эта птичка?

20 Слайд.

Скажите о чем вы подумали.

– Что в наших силах?

– Что мы можем сделать, чтобы такого не было? (Ответ детей)

– Запомните! Самое главное не навреди! Мусор – это вред. Убери за собой. И тогда наша земля будет чистая.

21 Слайд. Физминутка.

22 Слайд. Родник.

Назовите синонимы к слову родник. (источник, ключ)

А где же еще рождаются реки? (смотрим учебник)

23 Слайд.

Да, многие реки рождаются в горах от талых вод ледников.

– Кто нибудь из вас знает такую реку?

– Знаете. Это самая длинная река в мире. (Нил)

– На каком материке протекает эта река? (Африка)

Работа с картой. Наносим название реки Нил.

24 Слайд.

– Как называется то место, куда впадает река? (Устье)

– Куда впадает Нил? (в Средиземное море)

– Куда впадает Волга? (в Каспийское море)

– Как правильно на карте показывать реку? Найдите исток р. Нил и проведите ручкой по воздуху.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на карту и скажите, что необычного вы видите в истоке р. Нил? (Сначала река впадает в озеро, а затем из него вытекает). Какой можно сделать вывод?

25 Слайд.

Вывод: истоком реки может быть любой водоем суши.

Посмотрите внимательно на контурную карту и найдите озеро Байкал.

– Что можете сказать? (Вытекает река)

26 Слайд.

Да, в озеро Байкал впадает много рек (336), а вытекает одна красавица Ангара.

27 Слайд.

Наносим на карту Ангару и учимся правильно показывать реку.

Немного развития речи: Исток – устье это синонимы или антонимы?

28 Слайд.

– Назовите тему урока?

– Что может быть началом реки (или где рождаются реки)?

IV. Итог

– Что нового узнали на уроке?

– Какие виды работ выполняли? (географический диктант, работа с учебником и контурными картами, слушали сообщения)

V. Рефлексия

– Какое задание (вопрос) на уроке понравилось больше всего?

– Какое задание (вопрос) вызвало затруднение?

– Кто считает что пополнил свои знания на сегодняшнем уроке?

– Кто из вас может похвалить себя за работу на уроке?

– Кто оценивает свою работу на 5? 4?

– Кто не доволен своей работой?

– А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо.

Оценки.

Домашнее задание: стр. 24-25 – самостоятельно изучить.

Презентация.

18.11.2011

travelel.ru

Учимся читать водоем

ВЫБОР МЕСТА РЫБНОЙ ЛОВЛИ

 

Без умения правильно выбрать место для рыбной ловли хороший улов маловероятен даже при использовании современных рыболовных снастей и лучших привад и наживок. Выбор же удачного места во многом зависит от умения рыболова ориентироваться на водоемах разного типа, от знания внешних примет, особенностей прибрежного и подводного рельефа водоема, донных грунтов, подводной и надводной растительности а также течения водных потоков, предпочитаемых различными видами рыб.

Несудоходные реки (большие и малые), протекающие по равнинной и слабохолмистой местности, редко изобилуют рельефными деталями поймы и русла. Скорость течения воды в них зависит от разности высотных отметок истоков и устья, т.е. от продольных уклонов. Поперечные уклоны дна рек также различные и влияют в основном на строение правого и левого берегов, их крутизну и пологость, степень извилистости русла, характер разлива вод на равнинной и холмистой местности и т. п. Последний во многом зависит от скорости течения, ширины русла, свойств грунта берега и дна. В частности, чем плотнее грунт (например, каменистый, глинистый и т.п.), тем меньше подмываются берега и размывается дно речным потоком, меньше образуется ям, перекатов, излучин, заводей, отмелей и пойменных островов.

Пологие берега реки обычно свидетельствуют о таком же плавном уклоне дна к середине русла; в таких участках оно часто изобилует сходящими на нет к фарватеру песчаными косами.

На судоходных реках косы намываются перед опорами мостов, сдерживающими течение. Иногда их намывают искусственно параллельно или под небольшими углами к берегам с целью выправления течения в желаемую для судоходного фарватера сторону или для предупреждения размыва берегов.

В малых реках ниже затонувших коряг, деревьев, топляков и искусственно насыпанных глыб камня, щебня и гравия течение заметно ослабевает, и в таких местах постоянно держится рыба: днем обычно голавль, окунь, щука, судак, использующие их в качестве мест засады для нападения на мелких рыб, а в ночное время и на заре — нередко и сом, охотящийся на рыб, избравших эти места для ночного пребывания.

На больших судоходных реках и в водохранилищах для запоминания рыболовных мест можно ориентироваться по сигнальным мачтам, определяющим ширину и глубину фарватера, перевальным столбам, бакенам, обозначающим судоходный фарватер.

Выбирая место рыбной ловли, следует обследовать прибрежные подходы к водоемам, обязательно измерить глубину в перспективных для ловли участках, проверить чистоту дна, сделать контрольные забросы небольших порций привады, попробовать удить на различные приманки и разными снастями.

Одним из показателей глубин водоемов могут служить высота и распространенность зарослей надводной и водной растительности, чаще всего наиболее плотно заселяющей глубину 0,5-2 м. На этой глубине хорошо растет рогоз, тростник, осоки, стрелолист, рдесты, хвощи, а также зеленые нитчатые водоросли. Тростник и озерный камыш, часто встречающийся в прибрежной зоне озер с постоянным уровнем, воды, растут на глубине до 2 м, а в водохранилищах с изменяющимся по сезонам года уровнем воды — до 3 м. Белые кувшинки и кубышки в озерах встречаются от уреза воды до глубины 3 м, а в водохранилищах с сезонной сра

www.zakazsnasti.net

Как показывать на карте реки

 Республики РФ 
 Федеральные округа РФ 
Сотни поставщиков везут лекарства от гепатита С из Индии в Россию, но только M-Pharma поможет вам купить софосбувир и даклатасвир и при этом профессиональные гепатологи будут отвечать на любые ваши вопросы на протяжении всей терапии.

Река на Народной карте представляет собой составной линейный объект, не нарисованный на карте, а собранный из нескольких участков русла, каждый из которых рисуется и атрибутируется отдельно (подробнее см. в разделе 3.10.2. Правила атрибутирования гидрографических объектов).

Река как самостоятельный объект создаётся при заполнении поля Входит в состав панели атрибутирования участка русла (подробнее см. п. 3.10.2.2.1). После того как река создана, её название отображается в панели атрибутирования участка русла как ссылка:

Переход по ссылке открывает панель атрибутирования реки:

Нажатие кнопки (Изменить) переводит панель в режим редактирования:

В этой панели и производится атрибутирование реки.

Приёмы атрибутирования рек аналогичны приёмам атрибутирования всех объектов Народной карты.

Ниже перечислены атрибуты объекта Река и приведены правила задания значений каждого из них:

3.10.3.1.1

В поле Тип — выбрать тип реки из списка:

  • Крупнейшая река — реки длиной от 1000 км, имеющие мировое значение.
  • Крупная река — реки длиной от 400—500 км, обладающие высоким статусом (известные).
  • Средняя река — реки и протоки длиной не менее 20 км и не более 400—500 км, а также именованные протоки и рукава, независимо от их длины.
  • Малая река — безымянные реки, именованные реки длиной менее 20 км и безымянные ручьи.
  • Ручей — именованные ручьи.
  • Пересыхающая река — все пересыхающие реки, независимо от длины.
  • Канал — именованные каналы (кроме тех, которые как исключение относят к типам крупных и крупнейших рек).
  • Мелиоративный канал — ирригационные (оросительные) и дренажные (осушительные) каналы.
3.10.3.1.2. Связность речных систем

При выборе типа реки следует следить за тем, чтобы сохранялась связность речной системы: реки любого типа должны вместе с реками более высоких типов образовывать единую сеть (в пределах речного бассейна).

3.10.3.1.3. Иерархичноcть речных систем

При выборе типа реки следует следить за тем, чтобы сохранялась иерархичность речных систем: река не может быть притоком реки более низкого типа. Например, крупная река не может быть притоком малой или средней.

Поэтому река, по своим характеристикам относящаяся к более низкому типу, чем её приток, получает тип, равный типу притока.

Реки, соединяемые каналами, должны иметь тип не ниже типа «Средняя река».

Название реки задаётся в панели атрибутирования участка русла (на рисунке показано частично), в поле Входит в состав. При вводе в поле символов, составляющих название реки, автоматически предлагается выбор названия из списка, включающего названия рек, уже нарисованных на карте и имеющих в названии вводимые в поле символы:

Если реки на карте пока нет, поле заполняется вручную: задаётся название новой реки, тем самым на карте создаётся новая река.

Приёмы задания названий рек аналогичны приёмам задания названий всех объектов Народной карты.

При дублировании русла реки или канала контурным объектом такой объект атрибутируется как Водоём. Такие контурные объекты не именуются: поле «Название» оставляется незаполненным (см. п. 3.10.2.1.3. Дублирование русла реки или канала контуром).



Source: yandex.ru

По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересны

 

Нравится Добавить комментарий
 Поделитесь! 

travelel.ru

правильное определение ям, глубин, мест обитания и кормления рыб

Смотрим под воду: правильное определение ям, глубин, мест обитания и кормления рыб

Побудило меня на написание этой статьи очень много факторов из личного рыболовного опыта, опыта моих друзей, вечного желания больше узнать и сделать в жизни, а так же с одной стороны примитивного, но очень существенного и весомого желания любого рыболова предчувствовать, понять, предвидеть где кормится, обитает, куда мигрирует рыба в определённое время суток, сезона, в целом года и конкретный момент своего жизненного цикла. Я не имею совершенно никакого отношения к науке в целом, ихтиологии и батиметрии в частности, но большая часть написанного, это переведённые мной научные статьи из зарубежных источников, пересказанные и отредактированные исключительно моими словами и ни в коем случае не копированные и украденные на сторонних рыболовных порталах. Почему зарубежных? Ответ простой, 90 % информации, которая присутствует в российском интернете по рыбалке в целом и конкретной рыболовной тематике в частности — обычные рерайты, заказанные обычными авторами, в том же процентном соотношении не имеющими к рыбалке совершенно никакого отношения, но к перу и словарному запасу, самое прямое. Я ни в коем случае не хочу обидеть авторов, владельцев рыболовных сайтов и истинных профессионалов рыболовного мира, но истина к сожалению такова, интересной, а главное актуальной и точной информации очень мало, как и очень мало научных статей и тем более современного оборудования и технологий, позволяющих изучить данный вопрос. Бюджетных денег, к сожалению не всегда хватает для углубленного изучения вопросов батиметрии, батиметрических съёмок, ихтиологии, гидрологии, потамологии и измерения всевозможных глубин, причины их изменения и визуализации, но в перспективы нашей страны я верю со всей догматичностью и безоговорочным убеждением.

Ситуации и всевозможные случаи, которые происходили в жизни одного человека, по сравнению с другим могут быть совершенно разными, и что происходило у одного, не всегда произойдёт у другого, но в рыбалке есть одна закономерность, которая случалась с любым рыболовом, независимо от его вероисповедания, цвета кожи, места проживания, участка ловли рыбы и названия водоёма — каждый хоть раз возвращался с рыбалки ни с чем, попадание этой закономерности 100 из 100, без исключений! Во времена моей юности (хотя и сейчас считаю себя молодым) мы часто с моим прекрасным другом Володей, впоследствии замечательным кумом выбирались на рыбалку, это был водоём рядом или небольшие речки, до которых добирались на электричках, дабы «поблеснить», конечно не всегда результативно. Я до сих пор помню мою первую щуку, чехонь и огромного леща, пойманного с дедом на резиновой лодке (не путать леща с дедом и леща от деда), помню моих учителей, справедливости ради, скажу, что рыбачить меня научила бабушка Аня, а позже сосед по домам, дядя Гена! Цель моих воспоминаний здесь — очень проста, всегда на бесклёвье попадался мужик, сидящий недалеко от нас, который тягал одну за одной, на которого мы смотрели боковым зрением, параллельно наблюдая за своим поплавком и называли удачливого соседа не всегда красивыми словами, вернее всегда некрасивыми, что уж кривить душой! Интернет в то время существовал на этапе зародыша и информации не то, что не было про рыбалку, она отсутствовала полностью, да и компьютер из 100 человек в посёлке, присутствовал у одного, а про кнопочные телефоны с максимальной функцией примитивного калькулятора я вообще молчу. Да, были книги, потрясающий Сабанеев, да много каких книг было, но кто-бы читал в 14 лет. В общем интерес к познаниям правильных и «клёвых» рыболовных мест возник ещё в юном возрасте и сейчас, благодаря доступу к практически любой информации я её тщательно выбрал, разделил, конкретизировал и готов с вами поделиться.

Рельеф дна и сопутствующие важные особенности в рыбалке.

Безусловно, рельеф дна, как отдельный показатель успешной рыбалки наиболее значим, по сравнению с другими составляющими, такими, как: качество снастей, их актуальность, а главное правильный выбор для конкретной рыбы и вида ловли, правильно подобранные прикормки и наживки, опыт рыболова и очень важные и значимые погодные условия, последний показатель стоит на втором месте, после рельефа и места ловли. Вообще, если рассматривать успех на рыбалке по воображаемой шкале, где 0 это бесклёвье, а 100 — наиболее удачная рыбалка, я бы разделил рыболовную шкалу, только на эту совокупность знаний в процентном соотношении важности результата:

  1. Знание рельефа дна водоёма и понимания места кормления рыбы — 30 %;
  2. Погодные условия места ловли, умение подстраиваться под них, фазы Луны, давление — 30 %;
  3. Правильно подобранная снасть под ловлю конкретной рыбы — 15 %;
  4. Правильно подобранный аромат прикормки и его избыточность, цвет приманки и её игра — 15 %;
  5. Наличие современных снастей (зависит от способов ловли) — 5 %;
  6. Фарт и удача конкретного рыболова (нельзя исключать) — 5 %.

Ключевое слово «место кормления» рыбы написано не просто так. Места обитания, кормления и постоянный ареал миграции рыб на всём протяжении жизненного цикла, времени года и интервала суток совершенно разные, нужно обязательно учитывать этот момент и использовать его в своих целях, это важнейшие знания. Вторые по значимости успешной рыбалки погодные условия и фазы Луны, так же важнейший показатель успешного клёва, это огромная информация, о которой написана отдельная статья — «прогноз клёва рыбы и влияние на него погодных условий», упомяну лишь несколько важнейших, научно известных и подтверждённых данных, которые влияют на поведение рыбы, такие как:

  • Атмосферное давление, стабильное, высокое, низкое, меняющееся;
  • Скорость, а главное направление ветра;
  • Дождь, сильный, слабый, после солнца, перед солнцем;
  • Фаза Луны, расстояние до Земли, % освещения Луны;
  • Геомагнитное поле;
  • Погодные условия в целом.

Остальные показатели так же важны, безусловно важна леска, её толщина, флюорокарбоновая она или монофильная, размер крючка и его форма, важен узел, которым Вы будете связывать оснастку, основную леску, крючок, важна сама оснастка и условия, где она будет применяться, техника проводки при ловле хищника тоже важный показатель, но все они не будут ничего значить если делать забросы в места, где рыбы нет в принципе, а если и есть, то в малом количестве. Да и об этом я не буду писать здесь, уверен про эти показатели успешной рыбалки будет не раз упомянуто в наших блогах и форуме, тем более тематика статьи посвящена определению и правильному выбору мест для рыбалки.

Понимание переката, ямы, предъямка, свала, ступеньки, суводи, косы и обратки при ловле рыбы.

Благодаря современным технологиям и некоторому доступу к уникальному, но очень дорогому сервису визуализации любой поверхности необходимого участка земли, который достался мне совершенно бесплатно (не буду его называть, дабы не компрометировать себя), я сделал некоторую визуализацию дна и рельефа реки Дон, в районе Усть-Донецка, Ростовской области. Вообще вся визуализация с примерами, подготовлена мной специально для этой статьи, дабы более точно понимать рельеф дна и выбирать перспективные рыболовные места благодаря нашему сервису карты глубин.

Ямы, под цифрой 2 на рисунке №1, направление течения указано стрелкой. Это самая глубокая точка дна определённого участка водоёма или реки, образовавшаяся естественным или искусственным путём, тут всё просто. По мнению большинства экспертов, естественные ямы более предпочтительны для постоянного места обитания или периодического кормления рыб, связано это конечно с естественностью образования ямы, а как следствие наличию обильного корма, который приходит с течением и задерживается чаще на естественных выступах ступенчатого рельефа дна (ступенька или полка) вокруг самой ямы и свалах между верхней и нижней бровкой, а так же самой бровкой. На расстоянии примерно 5-12 метров, редко до 20 (на больших водоёмах), по течению, перед началом спуска к яме (верхняя бровка) находится предъямок, плавно спускающийся участок, цифра 1 на рисунке №1. Популяция рыб в предъямье невелика, обычно это небольшой хищник и такой же по размерам растительноядный, гибрид, карась, плотва, стараются первыми поймать мелкий корм, идущий по течению. В предъямнике можно встретить довольно крупного хищника, судака или щуку, связано это конечно в первую очередь с его охотой на мелкую, но хитрую рыбёшку, которая желает поймать корм первой, подобная встреча таких трофеев достаточно редка и связана с жором и очень редкой повышенной активностью последней.

Классическая яма (рис. № 1)

Цифрой 3 на рисунке № 1 изображен выход из ямы, цифрой 4 — послеямье. Если выход из ямы интересен по большому счёту только любителям ультралайта и небольших по размеру приманок, ввиду наличия преимущественно небольшой хищной и мирной рыбы, то послеямье, как перспективное рыболовное место достаточно важно и значимо для нас, особенно, если яма образовалась в следствии поворота реки от вымывания глубины путём встречных течений, обраток и круговоротов. Есть два, совершенно явных фактора, влияющих на частую концентрацию рыбы вблизи послеямья: первый и самый значимый корм, прошедший весь промежуток и не нашедший ни один рот рыбы из-за особенности течения, вернее практически его отсутствия, проходя выход из ямы оседает и продолжительное время остаётся на участке от угла выхода из ямы до почти окончания послеямья. Второй фактор — практически полное отсутствие течения, причина такого отсутствия проста — из-за образующей обратки, основное течение как бы отталкивается от неё, позволяя рыбам тратить меньшее количество энергии вблизи достаточно большого обилия корма. В послеямье довольно часто можно поймать всеми любимого сазана, толстолобика, белого амура, да и в принципе любой вид карповых достаточно крупного, даже иногда трофейного для любого рыбака размера, но встреча такая может произойти только в определённое время года и определённый период жизненного цикла! Связано это в первую очередь с местом обитания того же сазана, который например по весне, с началом тёплых дней и достаточным прогревом верхних слоёв воды, где и сосредоточен участок после выхода из ямы выходит погреться и ищет дополнительный корм перед нерестом. Так же, эта связь напрямую зависит от продолжительных, не очень благоприятных условий погоды в любое время года, как пример после холодных дней, при определённых условиях и стабильном атмосферном давлении сазан или белый амур часто выходит на более мелкие глубины и даже поднимается к верхнему слою воды.

Верхняя бровка, свал, нижняя бровка, ступенька. Я не буду упоминать такие редкие показатели дна водоёма как: «пупок», полив, стол или береговая канава, которые в принципе очень трудно определить обычным простукиванием дна или визуальным осмотром берегового рельефа, это больше приборные показатели, которые отлично отображает на экране эхолот-картплоттер, да и цель статьи — определение рельефа дна и перспективных мест для рыбалки без помощи всевозможных технологических устройств.

Понятие свала, нижней и верхней бровки. На самом деле есть некоторые ошибки в терминологии и понимании бровки, для большинства бровка — весь склон между двумя плоскостями изменения глубины, это немного не так. Бровкой является как раз два участка между этим склоном, а сам склон — резкое или плавное изменение глубины между бровками, называется свалом. Есть понятие нижней и верхней бровки, верхняя бровка — как раз участок начала свала, нижняя бровка — участок после свала, подобные участки могут быть совершенно разной величины, размера и остроте угла входа и выхода, важно корректно их определять. Когда мы, не имея необходимых рыболовных гаджетов, простым простукиванием спиннингом дна упираемся в определённый участок, дающий сопротивление, это как раз и есть нижняя часть свала. Свал — первый участок рельефа дна наиболее интересный нам, как рыболовам, при течении реки или полном его отсутствии на склоне свала в наибольшей степени скапливается мелкий корм в ввиду особенности уклона, что дополнительно привлекает небольшую рыбу, пытающуюся быстрее схватить корм, пока его не унесло течением или он не свалился ниже. Эта особенность привлекает мелкого и реже достаточно крупного хищника, который с глубины перед нижней бровкой атакует рыбу. Так же, эти данные позволяют нам с большей вероятностью узнать наличие более крупной рыбы на небольшом расстоянии от нижней бровки в сторону глубины, например я обычно отпускаю от нужной длины до нижней бровки около 1-2-х метров лески или плетёнки (в зависимости от водоёма и продолжительности свала) на катушке и стопорю, что позволяет точечно делать забросы в одно и то же место фидером, тем самым так же точечно забрасывая корм в кормушке и преподнося наживку в перспективное по моему мнению место. Для любителей ловли хищника свал имеет не менее важное значение, по всему периметру от верхней бровки до середины свала, можно смело простукивать дно средних размеров приманкой, а от середины свала до нижней бровки и немного заходя глубже более весомыми и крупными приманками или силиконом прямо по дну.

Думаю, стоит рассказать об одной особенности определения бровки и ловле рыбы на нужном расстоянии. Часто, особенно при наличии каменистого дна, угол верхней бровки может быть достаточно острым при переходе в свал, что сулит потере оснастки практически при каждом забросе и обратной намотке, ввиду перетирания лески или шнура. В таком случае, лично я отмеряю расстояние до верхней бровки и увеличиваю длину поводка до полутора метров, что бы кормушка упала перед началом бровки, а поводок с наживкой опустился на начало или середину свала. Это исключительно из моих наблюдений, кто-то делает по другому!

Ловля на фидер и важность бровки (рис. № 2)

На рисунке № 2 я постарался более менее красочно отобразить всё вышеописанное — цифра 1 это верхняя бровка, цифра 2 — середина свала, цифра 3 — нижняя бровка, весь промежуток от нижней до верхней бровки и есть сам свал. Ступеньки на свале — небольшие выступы на всём расстоянии свала, достаточно часто встречаются на водоёмах с переменчивым или постоянным течением, реже в поворотах. Ступенькой иногда называют полку, достаточно важное значение при поиске рыбы, благодаря своим выступам, позволяет спрятаться среднему по размеру хищнику, окуню, бершику, щуке и судаку, проводка вдоль всей ступеньки с большей вероятностью спровоцирует последних на атаку. Корм, достаточно долгое время задерживающийся на ступеньке, благодаря своему рельефу и выступам, собирает средних размеров рыбу в места кормления. Без дополнительного оборудования, определить и распознать ступеньку достаточно сложно!

Суводь реки — круговое или обратное течение, образовавшееся в заливе, за счёт удара о встречный берег последнего. Хорошим примером заводи, где течение при небольшом повороте бьётся о встречный берег маленького залива является река Дон, вблизи Семикаракорска, Ростовской области. На рисунке № 3 хорошо видно, как возникшее от встреченного берега круговое течение размыло и образовало яму глубиной 4.5 метра, ровно посередине между заливом и центром фарватера, это и есть классическая суводь. Суводь, одно из преимущественных мест для ловли рыбы с катера или резиновой лодки, а так же ловли в зимнее время года практически любой рыбы от хищника до мирной. Благодаря нескольким, обратным по отношению друг к другу направлениям течения в таких местах дольше обычного задерживается корм, что провоцирует мирную рыбу концентрироваться в суводи на этапе кормления, тем самым заманивая туда хищника.

Заводь и суводь реки, как причина концентрации рыбы (рис. № 3)

Коса и отмель косы — обычно продолжающий береговую линию кусок земли, плавно переходящий под воду, этот кусок земли под водой и называется отмель. Коса может выходить как с берега основной земли, так и с острова. На Яндекс.Картах почти сразу удалось найти классическую островную косу в станице Мелиховская, Ростовской области, рисунок № 4. Островная коса возникает в основном благодаря смене основного русла реки, которое омывало одну сторону береговой линии, а после стала омывать противоположный берег. Коса от основной земли возникает обычно ввиду свойств рельефа берега и слабого течения в этом месте. Для нас, как рыбаков вечно занятых в поисках идеального рыболовного места, коса — очень приятный подарок на незнакомом водоёме, она предвестник хищника со стороны быстрого течения утром и вечером (цифра 1), со стороны же затона или с обратной стороны берега, где течение меньше (цифра 2), часто можно встретить некрупную мирную рыбу в виде леща, карася, подлещика, реже сазана или толстолобика, так же в дневное время сюда иногда заходит щука.

Классическая островная коса (рис. № 4)

Возникновение обратного направления течения или обратка. Обратка — течение реки, направление которого прямо пропорционально основному. Классический случай обратки — резкий поворот береговой линии, как и в случае с суводью, основное течение реки бьётся о встречный поворот, только уже основного берега, образуя обратное течение. Реже, обратное направление течения связано с искусственными препятствиями на дне, но такое течение менее значимо и образует меньшее сопротивление самой обратки. Очень тяжело обрисовать обратку на уровне картографии, поэтому я немного извратился и сделал вот такую картинку понимания возникновения кругового течения, рисунок № 5 и рисунок № 7. Бывают случаи возникновения кругового движения течения с двух сторон реки, но такие моменты рассматривать мы не будем, так как с большей вероятностью на противоположном берегу очень мелкая глубина. А вот встречный к основному течению берег, о который оно бьётся, нам, как рыбакам очень интересен. Повторюсь, как и с суводью, обратное течение дополнительно вымывает рельеф дна, образуя более глубокие ямы и как следствие — более ступенчатый рельеф дна, а благодаря взаимному столкновению двух противоположных течений образует более спокойное место для обитания рыб и сохранение корма. Классический случай возникновения обраток и вымывания рельефа дна в поворотах хорошо и вроде понятно показан на рисунке, направление течения указано стрелкой.

Батиметрическая карта для выбора рыболовных мест (рис. № 5)

Чтение и определение рельефа дна при ловле рыбы на примерах нескольких рек России.

Я уже писал про прекрасный Navionics с его не менее прекрасными картами глубин для судоходных рек, он был очень удобен, но к сожалению ввиду непонятных политических взглядов неизвестно с какой стороны Navionics прекратил показывать глубины рек на территории Российской Федерации, за исключением внешних территориальных вод. Это большая потеря, как для меня, так и для многих сограждан, тут спору нет. Наш сервис рыболовных карт очень медленно, но верно добавляет эти же глубины, дабы каждый любитель рыбалки смог воспользоваться данными в своих целях, но к сожалению весь процесс очень медлительный и делается исключительно за наши собственные средства.

В общем, не Navionics-ом едины! Попробуем и без этих знаний на примере рек нашей необъятной Родины и сервиса глубин определить, предсказать, прочитать перспективное рыболовное место в незнакомом нам водоёме или знакомом, но выведать более очевидную и уловистую точку. Для примера, вернее для двух похожих, но разных случаев, я выбрал два географически разбросанных места — река Кубань, в районе станицы Елизаветинская (рисунок № 6) и река Волга, недалеко от Волгограда (рисунок № 8). И так, погнали.

Первым рассмотрим Краснодарский край и реку Кубань, что видим? Видим явный и достаточно крутой поворот реки, как следствие признак наличия вымытой ямы за счёт течения, которое бьётся о встречный берег и создаёт обратку, тем самым за длительное время существования увеличивая глубину ямы и популяцию рыб вокруг неё, которые приходят сюда за кормом и в принципе любят подобные места. Почти всегда такие повороты — предвестник хорошей рыбалки или в плохой день хотя бы небольшого, но приятного в бесклёвье улова. Ввиду ограничения просмотра количества точек GPS координат, мы видим только два показателя с наибольшей разницей глубин — 4.2 и 4.4 метра, но и их нам будет достаточно, что бы примерно понять и очертить весь интересный для нас участок от начала входа в яму до окончания выхода из ямы, это достаточно легко сделать, на картинке я попытался понятно изобразить.

Пример глубин и рельефа участка реки Кубань (рис. № 6)

Всего две точки с глубиной могут говорить о возникновении двух, почти одинаковых округлых ям, узнать мы это можем только на берегу, по факту простукивая дно, но подобный поворот реки, её ширина, продолжительность самой береговой линии и почти одинаковые глубины в 90 % случаев означают, что течение размыло яму продольную по всему повороту, конечно я не точно обрисовал картину и мог ошибиться в ту или иную сторону определения глубины, но в целом, уверен, что картина почти схожа с реальностью.

Помимо всех достоинств и перспектив этого рыболовного места в повороте, есть ещё один, не менее важный показатель успеха ловли рыбы именно здесь — остров буквально в 50 метрах от ямы, переходящий в косу и небольшую отмель длиной метров 10, как я писал выше это ещё одна причина успеха рыбалки здесь. Для более понятной ситуации, на рисунке № 7 я попытался обрисовать все подводные течения, доступные в этом месте, стрелки показывают все направления течения и их изменения, так же достаточно чётко видно образование обратки и кругового течения в повороте, указано стрелкой. К сожалению перед сохранением визуализации я сделал небольшую ошибку и качество изображения оставляет желать лучшего, но что есть, то есть, вроде понятно.

Образование обратного течения в повороте реки (рис. № 7)

В целом картина думаю более менее понятна и ясна, перейдём к другому примеру.

Великая и прекрасная река Волга, неподалёку от Волгограда — второй пример предположительного чтения рельефа перед рыбалкой по минимально известным показателям. В этом случае угол поворота более тупой, но это совершенно не мешает нам определить перспективное углубление в реке, а говорит лишь про удлинённость самой ямы. Как видно на рисунке № 8, нам известно 5-6 точек, по которым мы можем определить в большей степени начало входа в яму, выход из ямы и её продолжительность, впрочем и основное русло реки так же чётко прослеживается. Одной из особенностей удлинения подобного участка, являются небольшие, расположенные по всей его длине перекаты с более мелкой глубиной, обычно разница около 10%, это так же хорошо видно по рисунку. Связано это в первую очередь с изменением скорости встречного и обратного течения, за счёт чего дно вымывается меньше, для нас рыболовов эти места наиболее значимые и важные ввиду особенностей ступенчатого рельефа, о которых я так же писал выше.

Пример глубин и рельефа участка реки Волга (рис. № 8)
P.S.
Напоследок, я хочу сказать одну затёртую до нельзя фразу: «Рыбалка — состояние души». Она так же прямолинейно, как и многозначно говорит всем нам — душа зовёт, надо ехать. Всем желаю огромных трофеев, душевную и взаимную компанию единомышленников и иногда не зацикливаться на всевозможные показатели клёва, рыболовные гаджеты, предсказывающие великолепную рыбалку сервисы, а просто кинуть в багажник спиннинг и поехать, тупо посидеть у берега, посмотреть на водную гладь и половить рыбки, хрен с этим рельефом дна.

Статья написана только для рыболовного сообщества Russian.Fishing, но поделиться вы можете ей хоть с жителями давно ускользнувшей из рук, как рыба Аляски, буду только рад, всем удачи!

Похожие публикации

Мнения, комментарии (0) Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы писать статьи, комментировать и участвовать в рейтинге

Отменить

«), ‘last_updated’:’1561922805′, ‘MODULE_PATH’:’/netcat/modules/comments/’, ‘LOADING’:’Подождите, идёт загрузка…’, ‘SUBSCRIBE_TO_ALL’:’подписаться на все комментарии’, ‘UNSUBSCRIBE_FROM_ALL’:’отписаться от всех комментариев’, ‘edit_access’:’enable’, ‘delete_access’:’enable’, ‘all_comments_id’:[], ‘show_addform’:’1′, ‘addblock_first’:’1′, ‘show_name’:’0′, ‘show_email’:’0′, ‘premoderation’:’1′, ‘sorting’:’0′, ‘premodtext’:escape(«

Ваш комментарий успешно добавлен и будет опубликован после просмотра модератором.

russian.fishing

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта