Кто устанавливает тарифы на вывоз тбо для населения – Тарифы на вывоз ТБО для населения на 2019 год

Содержание

Как рассчитывается вывоз мусора в многоквартирном доме

Сегодня у жильцов многоквартирных домов возникает множество вопросов и споров в части расчета тарифов за вывоз мусора. Для устранения разногласий и понимания сущности платы за предоставляемую услугу достаточно прочитать последние изменения жилищного законодательства.

Общая информация о плате за вывоз мусора

По российскому законодательству организация вывоза бытовых отходов (ТБО) относится к категории услуг по ремонту и содержанию имущества. Согласно действующим правилам услуга не относится к области государственного регулирования и является конкурентной. Размер оплаты за вывоз мусора устанавливается и поступает в адрес организации, выполняющей работы на основании заключенного договора с потребителем. Оплата за вывоз мусора осуществляется следующим способом:

  • в управляющую организацию, которой может быть ТСЖ или УК;
  • региональному оператору, при принятии такого решения на собрании жильцов;
  • кассу регионального оператора.

Поступление денежных средств в кассу допустимо в следующих случаях:

  • многоквартирный дом имеет тип непосредственного управления;
  • УК многоквартирного дома не заключила договор с региональным оператором или он был расторгнут.

Расчет тарифа за вывоз мусора

Порядок определения тарифа зависит от размера оператора. Отнесение к конкретной категории производится на основании ежегодного расчета отходов субъекта Федерации:

  • если в зоне действия оператора образуется более 30% общего объема отходов, то он считается крупным;
  • если образуется менее 30% общего объема отходов, то он считается небольшим.

Для крупных операторов тариф устанавливается по результатам торгов, а для небольших расчет тарифа за вывоз мусора определяется уполномоченным органом субъекта.

Общая сумма для расчетного листа может формироваться одним из способов:

  • с учетом количества проживающих на территории квартир;
  • в зависимости от общей площади помещения.

Как измеряется тариф платы за мусор

При использовании первого способа стоимость вывоза мусора определится путем умножения норматива, тарифа, количества людей и делением полученного значения на 12. При применении второго способа показатель рассчитывается путем умножения норматива, тарифа, общей площади и делением произведения на 12.

Получив квитанцию для оплаты вывоза мусора, в расчетном листе можно увидеть общую сумму за услугу. Множество споров по незнанию возникает у жильцов, имеющих квартиры одинаковой площади, но с разным числом проживающих. Несмотря на разницу в количестве людей на аналогичной территории, получают квитанции с одинаковыми суммами. Расчет в этом случае не зависит от числа проживающих и рассчитывается с учетом общей площади жилого помещения.

На текущий момент стоимость работ зависит от общего числа людей в помещении только при заключении договора с региональным оператором. До 1 января 2019 года такие договоры должны быть заключены в обязательном порядке. При отсутствии такого соглашения, расчет производится исходя из общей площади.

Как уменьшить размер плат

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, владелец жилья в многоквартирном доме обязан платить, даже если он не проживал на этой территории. Плата за вывоз ТБО может быть снижена в следующих ситуациях:

  • человек не проживал в помещении более 5 суток и обратился за перерасчетом;
  • отходы вывозились несвоевременно и этот факт официально подтвержден в Акте.

Если Вы не проживали долгое время дома, то можно обратиться в специальные службы по вывозу мусора для перерасчета

Согласно действующим правилам периодичность уборки должна зависеть от погодных условий:

  • в холодный сезон при температуре ниже 5 С0 — не менее 1 раза в течение 3-x суток;
  • в теплый сезон при температуре выше 5 С0 — не менее 1 раза в сутки.

Сроки работ в графике регламентированы и отклонение не может превышать 24 часов в теплый период и 48 часов в холодное время года. Суммарное количество часов отклонений не должно превышать 72 часов. За превышение допустимых показателей в часах собственник жилья вправе требовать снижение суммы в квитанции на 3,3% за каждые 24 часа.

Снизить размер платы можно при организации раздельного складирования отходов и при заключении с региональным оператором соответствующего договора. В этом случае расчет будет производиться исходя из количества объема ТБО в контейнерах, разделенного пропорционально общей площади каждой квартиры.

При невозможности получения информации о количестве проживающих, стоимость рассчитывается исходя из количества владельцев. В случае жалоб и несогласия с рассчитанной платой, неудовлетворительном качестве работ собственник квартиры может обратиться в Государственную Жилищную инспекцию.

Сортировка мусора позволит снизить оплату налога

Ответственность потребителя и исполнителя

Региональный оператор отвечает за ТБО с момента принятия в мусоровоз и доставки в места накопления бытовых отходов. Управляющая компания вне зависимости от типа управления отвечает за должное содержание мест для сбора отходов и мусоропроводов. В обязанности УК также входит:

  • контроль правильности начисления платы за предоставляемые услуги;
  • учет жалоб жильцов и работа по решению проблемных вопросов;
  • заключение и ведение договоров.

Потребитель должен предоставить информацию о фактическом количестве проживающих и своевременно вносить плату за предоставляемые услуги. При складировании ТБО он обязан соблюдать правила обращения с мусором и выбрасывать его только в специально отведенные контейнеры, бункера, площадки. Жильцы обязаны уведомить исполнителя услуги если есть проблемы:

  • появление неисправностей мест сбора;
  • возникновение аварий или пожароопасных ситуаций.

Определение нормативов по накоплению и вывозу мусора

Нормативы рассчитываются согласно порядку, в установленном постановлении об определении нормативов накопления. Они определяются по нескольким категориям объектов, а также в части многоквартирных домов.

Замеры по объекту выполняются каждый сезон на протяжении 7 дней вне зависимости от периодичности вывоза отходов. Для определения норматива уполномоченный орган выполняет расчет исходя из фактических замеров объема мусора на территории субъекта.

Видео по теме: Новые правила вывоза мусора

promzn.ru

Совершенствование политики тарифообразования на услуги вывоза ТБО

Тарифы в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) устанавливаются, как правило, для трех групп потребителей: население, бюджетные организации и прочие потребители. Тарифы для населения устанавливаются для каждого человека в соответствии с нормой накопления ТБО и обычно включаются в плату за коммунальные услуги. Разработка тарифов на вывоз ТБО осуществляется органами местного самоуправления, утверждение – решениями законодательных органов. Изменению тарифа должно предшествовать заключение аккредитованной экспертной организации.

Формирование тарифа начинается с планирования себестоимости вывоза отходов на следующий календарный год. Порядок включения затрат в себестоимость услуг по вывозу ТБО регламентируется Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 №9. На следующем этапе планируется объем вывоза отходов с территории определенного муниципального образования. Как правило, его величина определяется на основе данных предыдущих лет, с учетом выявленных тенденций и сезонности. К полученной таким образом себестоимости вывоза 1 куб. м отходов добавляется соответствующая величина налога на добавленную стоимость и определенный уровень рентабельности для данной категории плательщиков. Последний показатель утверждается органами местного самоуправления для населения и бюджетных организаций, самим предприятием жилищно-коммунальной сферы – для прочих категорий. Органы местного самоуправления утверждают также себестоимость сбора и захоронения 1 куб. м отходов, тестируя список включенных в себестоимость затрат и внося при необходимости коррективы.

Тарифы на вывоз твердых бытовых отходов устанавливаются муниципалитетами на одного человека в месяц. При этом предполагается, что объем отходов на человека соответствует нормативному значению. Повышение ставок оплаты и тарифов на коммунальные услуги происходит раз в год и осуществляется распоряжениями глав муниципальных образований.

Проведенные автором в ряде муниципальных образований экспертизы экономической обоснованности величины тарифов на обработку ТБО выявили серьезные расхождения с применяемыми значениями. Замечания в основном касались организации бухгалтерского учета на предприятиях, нормативно-правовой базы и эффективности управления (прежде всего оперативного учета).

Детальный обзор структуры затрат предприятий различных муниципальных образований показывает, что калькуляция затрат далека от полноты учета всех расходных составляющих сбора отходов. Обычно в бюджетах показываются только прямые затраты. Однако в некоторых случаях в состав затрат не включена даже стоимость топлива. В дополнение к этому отчисления на амортизацию и содержание оборудования, если вообще производятся, далеки от адекватности.

Удельные затраты для бюджетных организаций и прочих юридических лиц определяются аналогичным образом также с применением норм образования отходов. Как и в случае с населением, эти нормы могут не соотноситься с реальным образованием отходов, а тариф за кубический метр, установленный для населения и бюджетных организаций, может не соответствовать расчетным удельным затратам. Для обеих групп фактически принимаемые тарифы должны характеризоваться ценовой доступностью и экономической обоснованностью.

На практике это означает, что тариф может быть установлен выше или ниже определенной расчетами удельной стоимости. Однако большинство домашних хозяйств области в настоящее время платят тариф, который, по крайней мере, покрывает стоимость сбора отходов.

Утвержденные в муниципальных образованиях тарифы в большинстве случаев не являются экономически обоснованными, что обусловлено отсутствием разработанных для городов области норм образования ТБО как для населения, так и для предприятий и организаций. При этом видимая тарифная рассогласованность муниципальных образований области является определенным препятствием для совершенствования региональной системы обращения с ТБО, в частности при проведении работ по реконструкции действующих и строительству новых межмуниципальных полигонов ТБО. В этой связи первоочередной экономической задачей по совершенствованию системы обращения с отходами является разработка единой тарифной политики, которая должна приблизить тарифы к экономически обоснованному уровню, способствовать развитию инфраструктуры системы обращения с ТБО.

Совершенствование инфраструктуры отрасли и реализация региональной стратегии обращения с отходами невозможны без существенных изменений в части экономического регулирования и финансового обеспечения работы с ТБО. Существующая негативная ситуация со сбором и размещением отходов в Калининградской области вызвана в первую очередь пробелами в организации учета источников и, как следствие, объемов образования ТБО. Это приводит к росту числа несанкционированных свалок, засорению прилегающих к городу территорий.

В свою очередь при формировании тарифа на вывоз ТБО для населения складывается несколько противоречивая ситуация, вызванная конфликтом интересов основных участников сферы обращения с отходами:

— предприятия, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, заинтересованы в максимально высоком тарифе, покрывающем все расходы, существующие и планируемые;
— потребители отрицательно воспринимают рост тарифов, поскольку он превышает темпы инфляции и не гарантирует повышения качества оказываемых услуг;
— органы местного самоуправления, борясь с социальной напряженностью, сдерживают рост тарифов административными методами;
— бюджеты муниципальных образований в силу неотработанного и неустоявшегося порядка распределения налоговых поступлений не могут покрыть разницу между экономически обоснованным и утвержденным тарифом.

Это в конечном итоге приводит к значительной дифференциации тарифов на вывоз ТБО по муниципальным образованиям области, недостатку денежных средств на развитие инфраструктуры обращения с отходами, отсутствию устойчивой базы, обеспечивающей привлечение инвестиций и сбалансированное отраслевое развитие.

В соответствии с действующим российским законодательством разработка и реализация тарифной политики для оказания населению и предприятиям жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), предоставляемых специализированными жилищно-коммунальными предприятиями, находится в полномочии муниципалитетов в лице администраций и/или городских и районных советов (дум).

С точки зрения влияния на эффективность производства и финансовое положение поставщиков услуг, а также финансирования капвложений сложившаяся практика образования тарифов обладает рядом недостатков, которые включают, но не ограничиваются нижеследующим.

1. Методологическая основа построения формулы расчета тарифа. Сам принцип построения формулы диктует неверные ориентиры, так как ставит величину дохода в прямую зависимость от роста эксплуатационных затрат. Предприятие-монополист, оказывающее услуги по сбору, транспортировке и размещению отходов, имеет прямую заинтересованность в завышении своих издержек, что и происходит при использовании нормативного подхода. Трудно представить, какие стимулы к экономии материальных и энергоресурсов может предоставить такая конструкция построения тарифа.

2. Использование формулы «нормируемые затраты + регулируемая рентабельность» при низком уровне рентабельности. При крайней политизированности процесса установления тарифов, утверждая тариф с низкой рентабельностью, органы государственной власти и управления обычно пытаются продемонстрировать, что они стоят «на страже интересов» потребителей услуг – местного населения или предприятий. Однако низкая рентабельность ЖКУ делает неустойчивым финансовое положение поставщиков услуг и не позволяет им накапливать достаточные инвестиционные ресурсы.

3. Высокие нормативы удельного расхода ресурсов на единицу продукции (услуг). Фактически этот пункт следует из основного методологического недостатка формулы, отмеченного ранее. В качестве инструмента контроля основных элементов (или статей) затрат используются нормативы, определяющие, сколько ресурсов (электроэнергии, трудозатрат и т.д.) может быть использовано для производства единицы товаров и услуг. В нашем случае норматив по отходам может быть установлен, например, на единицу продукции, на 1 кв. м торговой площади, на одного человека и т.п. Затраты на ресурсы, потребленные в пределах, установленных нормативами, относятся на себестоимость. Затраты на ресурсы, потребленные сверх установленных нормативов, являются проблемой предприятия — поставщика услуг и могут быть покрыты только из чистой прибыли. Проблема состоит в том, что часто эти нормативы сильно отклоняются от фактических показателей, причем имеются постоянные стимулы к их завышению. Это не способствует эффективному расходованию ресурсов и снижению удельных затрат.

4. Неадекватное отражение величины амортизационных отчислений и ремонтных работ. Нормы амортизационных отчислений по основным фондам полигонов в тарифах занижаются вследствие их изначально низкой «исторической» стоимости и отсутствия регулярно проводимой и адекватной оценки по восстановительной стоимости. Часто амортизационный фонд расходуется не по назначению, например на выплату заработной платы, финансирование других текущих затрат. Статья «ремонтные работы» в смете тарифа представлена обычно достаточно слабо, так как является предметом переговоров специализированного предприятия, оказывающего услуги по обращению с отходами городскими властями. Во всяком случае, ее величина незначительна в структуре тарифа.

Таким образом, процесс совершенствования политики тарифообразования на услуги вывоза ТБО состоит из двух направлений:

1. улучшение учета состава эксплуатационных затрат, используемых при калькуляции тарифа;
2. включение дополнительных факторов, связанных с повышением инвестиционных возможностей деятельности по обращению с отходами, в величину тарифа.

Эти направления являются взаимодополняющими и, по мнению автора, могут на практике реализовываться в последовательности, соответствующей указанному цифровому порядку.

Источник: статья: Основные направления совершенствования политики тарифообразования (Иванов А.В.), «Экономический анализ: теория и практика», 15/2009

pricinginfo.ru

Состав тарифа на вывоз ТБО

Нет, неправомерно. Вам обязаны предоставить указанную информацию. Также Вы можете посмотреть её на сайте компании в интернете. Ст.8,10,12 Закона О защиет прав потребителей.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2018)

«»Статья 24.11. Право на получение информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами

1. Информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»2. Информация о регулируемых видах деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к которой обеспечивается свободный доступ и которая подлежит раскрытию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, не может быть признана коммерческой тайной.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ.

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»4. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

6. Органы местного самоуправления поселений, городских округов в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

» Открыть полный текст документа «

www.9111.ru

Кто устанавливает и контролирует тарифы на вывоз мусора?

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 «Об
основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ
тарифы на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов в районах
индивидуальной застройки не отнесены к регулируемым тарифам.

Вывоз твердых коммунальных отходов из районов индивидуальной застройки осуществляется на договорной основе.

В соответствии с пунктом 2.8.6. положения об администрации округа города Оренбурга (утв. решением Оренбургского городского Совета от 28.05.2011 № 215) организация сбора и вывоза бытовых отходов в зонах индивидуальной жилой застройки отнесена к компетенции округов.

Вместе с тем, с 01.01.2016 вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ…», в том числе действие пункта 23 статьи 1, в соответствии с которым, к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами будут относиться:

  • обработка твердых коммунальных отходов;
  • обезвреживание твердых коммунальных отходов;
  • захоронение твердых коммунальных отходов;

—   оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
региональным оператором.

Контроль в сфере санитарного содержания территорий населенных
пунктов, в том числе мест сбора ТКО, осуществляет Управление Роспотребнадзора
по Оренбургской области. Требования к содержанию контейнерных площадок и
периодичность транспортирования (вывоза) твердых коммунальных отходов
установлены СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий
населенных мест»,   (утв. Минздравом СССР от 05.08.1988 № 4690),   и  Правилами благоустройства территории  города Оренбурга,   (утв. решением  Оренбургского городского Совета от 19.06.2012 № 437).

Определение мест размещения контейнерных площадок и отдельно стоящих контейнеров для сбора ТКО, в том числе раздельного сбора, осуществляется комиссионно, в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением администрации города Оренбурга от 22.06.2015 № 1581-п.

xn--r1aac8c.xn--p1ai

Расчет стоимости вывоза тбо? – вопрос решен за 300 ₽ – Правовед.ru

Как правильно указал Руслан Григорьев вывоз ТБО входит в плату за содержание общего имущества.

п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 13 августа 2006 года N 491

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

17. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

34. В случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
35. Указанные в пунктах 31-34 настоящих Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
36. В случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения,органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Таким образом Вам необходимо выяснить, кто установил размер платы за вывоз ТБО и если он не был установлен общим собранием, то обращайтесь в местную администрацию.

pravoved.ru

Минстроем России разъяснен ряд вопросов, возникающих в связи с введением платы за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов

 

<Письмо> Минстроя России от 22.02.2017 N 5554-АТ/04 <По вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами>

Указывается, в частности, следующее:

— сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (далее — МКД), является составной частью содержания общего имущества МКД;

— в квитанциях на оплату услуг ЖКХ коммунальная услуга по обращению с ТКО выделена отдельной строкой;

— размер платы за услугу по обращению с ТКО будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с учетом установленных нормативов накопления ТКО, и, соответственно, составляющая платы за содержание жилого помещения в этой части будет исключена;

— при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в МКД, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, размер платы за содержание жилого помещения подлежит уменьшению на размер платы в части, соответствующей стоимости услуг по сбору и вывозу ТКО, оказываемых в МКД, в месяце, предшествующем месяцу, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО;

— все собственники ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО;

— на территории субъекта РФ могут действовать несколько региональных операторов, при этом операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать других операторов;

— до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений в МКД;

— договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.

 

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 13.03.2017

Поделиться ссылкой:

www.consultant.ru

Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги…

Действующий

1. Основные понятия и термины

Экономически обоснованный тариф — размер платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО), обеспечивающий минимально необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой собственником программы развития при соблюдении стандартов качества услуг.

Тарифы для населения — система ставок за сбор, вывоз и утилизацию 1 ТБО, по которым осуществляются расчеты с населением.

Твердые бытовые отходы — отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других учреждениях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, а также крупногабаритные отходы.

Норма накопления отходов — объем образования твердых бытовых отходов, приходящийся на 1 человека в год.

Регулируемая цена (тариф) — цена услуги (тариф), складывающаяся на товарном рынке при воздействии на эту цену государственных и муниципальных органов управления, в том числе путем установления ее предельной либо стартовой величины.

Регулирование цены (тарифа) — прямое либо косвенное (в результате конкурса на право заключения договора на сбор и утилизацию ТБО) воздействие регулирующего органа на величину тарифа путем установления его предельного или фиксированного размера, в основе которого лежит оценка необходимых затрат при принятом качестве услуг.

Период регулирования — временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов (размера платы за сбор и утилизацию ТБО).

Ценообразование — процесс формирования специализированными предприятиями, регулирующими органами, органами местного самоуправления тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в том числе на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО).

Специализированные организации по санитарной уборке городов — организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие сбор, вывоз и утилизацию ТБО.

Маршрутная карта (маршрут) — графическое выражение пути следования специализированных машин (мусоровозов), последовательность и периодичность выполнения всех видов работ по установленной технологии.

2. Общие положения

2.1. Рост современных городов, развитие промышленности и сельского хозяйства приводят к ухудшению экологических условий проживания людей, особенно в крупных городах, в которых происходит наиболее интенсивное накопление твердых бытовых отходов (ТБО). Ежегодный прирост ТБО, подлежащих сбору, вывозу и утилизации, в среднем на городского жителя составляет 1 — 3%. Вместе с тем, при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании ТБО могут серьезно загрязнять окружающую природную среду.

Проблема экологической безопасности при санитарной очистке городов затрагивает все стадии обращения с твердыми бытовыми отходами: сбор, транспортировку, обезвреживание и переработку. Процесс обращения твердых бытовых отходов — это многогранная проблема городского хозяйства, значение которой определяется многообразным и всевозрастающим влиянием на санитарные условия проживания людей и эстетический облик населенных пунктов, а также серьезными социально-экономическими последствиями, связанными с выбором методов и средств ее решения. Эколого-экономические аспекты современного процесса утилизации ТБО грозят городскому хозяйству загрязнением окружающей природной среды, нерациональным использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляют собой реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений.

Создание нормальных условий жизни людей в городе — первоочередная задача коммунальных служб, занятых санитарной очисткой города. В этой связи возрастает актуальность экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, транспортировке, утилизации и захоронению ТБО как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания.

При этом в данной подотрасли жилищно-коммунального хозяйства до настоящего времени не было единого нормативного документа, который служил бы основой построения финансовых взаимоотношений потребителей и производителей услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.

В основе настоящей разработки лежит обобщение опыта экспертных проверок обоснованности затрат и тарифов на эти виды коммунальных услуг, проведенных Институтом экономики ЖКХ.

Методические рекомендации содержат алгоритм расчета тарифов, состоящий из двух блоков: определения цены производства с учетом требований по расширенному воспроизводству (затрат предприятия этого профиля) на основе экспертизы обоснованности затрат, выявления нерациональных расходов и формирования цены услуги для потребителей с учетом их платежеспособного спроса.

2.2. Прирост городского населения, а следовательно и объемов образования ТБО, обусловливает повышение требований к санитарному содержанию городских территорий, в частности, к своевременному сбору и вывозу твердых бытовых отходов, поскольку именно от организации этого вида деятельности ЖКХ зависит в значительной мере качество среды обитания и экологическая безопасность на территории населенного пункта

В свою очередь, обеспечение необходимых стандартов качества требует комплексного подхода к удалению бытовых отходов, в том числе к механизации всех технологических процессов, улучшению технико-экономических показателей применяемых машин и оборудования. Одной из основных целей планирования текущей деятельности и развития специализированных организаций по санитарной уборке городов является определение минимально допустимого уровня суммарного финансирования с учетом, с одной стороны, предотвращения критического переизноса машин и оборудования, ведущего к снижению качества предоставляемых услуг и экологической безопасности, а с другой, — предельных возможностей бюджета территории и доходов семей.

В этих условиях возрастает роль экономически обоснованных тарифов как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания, одним из основных видов деятельности которого является сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.

— защита интересов потребителей, в том числе населения, при переходе специализированных организаций в режим безубыточного функционирования, предотвращение необоснованного завышения уровня платежей;

— учет платежеспособного спроса потребителей услуг, их готовности и возможности оплачивать услуги соответствующего качества по установленной стоимости для предотвращения роста дебиторской задолженности (увеличения неплатежей), роста социальной напряженности в результате увеличения числа семей, нуждающихся в субсидиях, и объема бюджетных средств, необходимых для их предоставления;

— определение потребности в финансовых средствах, обеспечение рационального планирования бюджета муниципальных образований;

— создание механизма регулирования цен на услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов, в том числе путем проведения конкурсов на право заключения договора на этот вид деятельности;

— создание ценового регулятора, то есть условий, при которых повышение тарифов до величины реальных затрат будет соответствовать повышению качества предоставляемых услуг и выполняемых работ до нормативных требований.

2.4. Анализ сложившейся системы формирования тарифов на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО показал, что она существует практически в отрыве от реальных условий финансирования спецорганизаций, качества услуг и потребительских предпочтений. В этой ситуации зачастую происходит несоответствие оказываемого объема и качества услуг условиям договора на их предоставление. Существующая практика формирования тарифов на базе фактических затрат за предшествующий период и использование устаревших, не отвечающих современным требованиям норм и нормативов, не только не стимулирует, но и делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов, так как структура себестоимости, заложенная в тарифе, не соответствует структуре реальных финансовых потребностей предприятий.

2.5. Концепция использования категории экономически обоснованного тарифа на современном этапе реформирования ЖКХ основана на следующих основных принципах.

При переводе спецорганизаций в режим безубыточного функционирования в целях защиты интересов потребителей процесс ценообразования должен оставаться регулируемым. В соответствии с действующим законодательством тарифы на услуги предприятий, находящихся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления. Регулирование тарифов и установление их предельного значения для предприятий другой формы собственности (в том числе акционерных обществ) осуществляет региональный орган. Однако и в этом случае тариф для населения устанавливает орган местного самоуправления. При этом, регулирование тарифов имеет место во всех видах деятельности жилищно-коммунального хозяйства, однако степень такого регулирования различна в разных подотраслях. Для специализированных организаций, которые могут получать право на заключение договора на сбор, вывоз и утилизацию ТБО на конкурсной основе, процедура установления экономически обоснованных тарифов имеет свои особенности, заключающиеся в сочетании прямого ценового и косвенного регулирования через конкурсы, стандарты, нормативы-индикаторы.

Необходимо также отметить, что в настоящее время регулирующим органом утверждается уровень рентабельности либо единый для всех жилищно-коммунальных организаций, включая специализированные организации по сбору, вывозу и утилизации ТБО, либо дифференцированный по видам деятельности ЖКХ.

Норматив рентабельности носит в этом случае ограничительный характер, не имеющий, как правило, необходимого содержательного обоснования, и, как следствие, в тарифе никак не учитывается потребность организаций в средствах на развитие и социальные нужды. В соответствии с тем, что специализированные организации становятся самостоятельными субъектами хозяйствования, несущими во все большей степени ответственность за санитарное состояние городов и других населенных пунктов, они должны иметь определенные финансовые возможности по обеспечению этого санитарного состояния, что должно учитываться при формировании тарифа, а в его составе — при определении прибыли.

Кроме того, установление нормативного уровня рентабельности, то есть ее ограничение, не заинтересовывает организации в снижении затрат, так как приводит к снижению цены услуги и абсолютной величины прибыли при реализации антизатратного механизма. В то же время, рост затрат компенсируется ростом цены.

2.6. Экономически обоснованные тарифы на услуги специализированных организаций, в которых договоры формируются на основе конкурсного отбора, устанавливаются в два этапа.

На первом этапе также как и для организаций-монополистов на основе экспертизы действующих тарифов, планирования затрат и прибыли определяется стартовая величина тарифа, которая устанавливается в качестве максимальной для участников конкурса.

На втором этапе определяется тариф, предложенный организацией-победителем конкурса. Это значение тарифа фиксируется как временное. Установленная таким образом величина тарифа подтверждается как экономически обоснованная после окончания контрольного срока работы организации при соблюдении ею всех требований договора по качеству и срокам выполнения работ (конкретная продолжительность контрольного срока оговаривается в договоре).

В соответствии с корректировкой тарифа по итогам конкурса и контроля качества выполняемых работ со стороны органа местного самоуправления, выполняющего функции заказчика, либо уполномоченной им службы проводится корректировка нормативов и показателей качества, используемых при установлении стартовой величины тарифа.

В то же время для проведения конкурса в последующие периоды уровень стартового тарифа может быть увеличен не только в зависимости от уровня инфляции, но и с учетом дополнительных требований по номенклатуре и качеству работ, выдвигаемых заказчиком.

2.7. Величина затрат на текущую деятельность и развитие в тарифе должна определяться в результате нахождения местным органом самоуправления компромисса между потребностями специализированных организаций в финансовых средствах и возможностями бюджета муниципального образования и средней семьи по оплате соответствующих расходов.

2.7. Первым крупным блоком, лежащим в основе формирования тарифов, является определение экономически обоснованного тарифа, обеспечивающего возмещение затрат специализированных организаций (цены производства услуги) (см. раздел 3 настоящих Рекомендаций).

Оценка фактических затрат является начальным этапом формирования экономически обоснованного тарифа. С использованием основных пропорций и соотношений, на основании нормативов и в результате проведения необходимых корректировок фактических затрат формируется плановая себестоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО. Затем определяется объем средств, необходимых для развития, внедрения новой техники и технологий и оценивается их доля, финансируемая за счет прибыли предприятия (средств, направляемых на капитализацию). Определяются другие платежи из прибыли: фонд социального развития, налоги, уплачиваемые из прибыли.

Рассчитанное «от частного к общему» значение планового тарифа проверяется на соответствие стандартам, скорректированным с учетом местных особенностей. Сформированный тариф представляет собой цену производства услуги — цену специализированной организации по сбору, вывозу и утилизации отходов.

2.8. Далее определяются тарифы для потребителей услуг.

По мере приближения уровня оплаты услуг населением к реальной стоимости и роста затрат на эти цели в семейном бюджете потребители будут предъявлять повышенные требования к соответствию платежей качеству обслуживания. Для снятия излишней социальной напряженности при определении величины тарифов необходимо учитывать реальный платежеспособный спрос потребителей.

Исходя из того, что при нынешнем уровне дохода доля затрат на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО в бюджете средней семьи должна составлять не более 0,3 — 0,5%, определяются тарифы на указанный вид услуг.

2.9. Подход к формированию тарифов, основанный на расчете цены производства услуги и возможного уровня цены для потребителей, позволит ликвидировать существующие в настоящее время противоречия и сбалансировать интересы производителей и потребителей (в том числе, имеющих различные доходы).

3. Процедура расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по сбору, вывозу, утилизации и захоронению ТБО (цены производства услуги)

3.1. Алгоритм расчета тарифа

dokipedia.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта