Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют – Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют собственники зданий, строений, сооружений. Правосудие

Содержание

Исключительное право на приватизацию земельных участков

С приватизацией недвижимого объекта сталкивается каждый владелец в тот момент, когда необходимо совершить сделку с имуществом. Например, ему нужно оформить договор купли-продажи, передать участок в дар или по наследству. Без вступления в права собственности на объект все эти мероприятия с объектом будут невозможны. Проведение приватизации земельных наделов имеет свои особенности, которые будут зависеть от категории земли.

Провести процедуру можно с помощью двух вариантов. Это может быть выкуп или получение участка на бесплатной основе. Существует определенная категория лиц, которым предоставляется исключительное право на оформление приватизации. Этим правом обладают граждане или организации, у которых на земле расположено строение и они являются его собственниками.

Важным моментом является факт, что обладание исключительным правом не означает, что приватизация будет проведена без оплаты услуги. В случае если бесплатная процедура не полагается, владелец строения может выкупить надел за процент от стоимости по кадастру.

Что нужно знать

Физические лица имеют право один раз в жизни бесплатно приватизировать земельный участок.

Право на приватизацию они получают в том случае, если земельный надел использовался ими на следующих основаниях:

  • бессрочное пользование;
  • выделение участка в безвозмездную или возмездную аренду;
  • после наследования на пожизненном пользовании.

Не устанавливается определенный срок на оформление приватизации в отношении земель, которые находятся в дачном, гаражном или садовом сообществах.

Если не существует возможности установить, на основании чего надел находится в использовании, его можно приватизировать бесплатно до 2020 года при соблюдении следующих условий:

  • передача земель из муниципального фонда некоммерческой организации была осуществлена до 25 октября 2001 года;
  • земли не были изъяты из оборота или на их пользования не был наложен арест;
  • надел, который планируют приватизировать, не поставлен в резерв для государственных нужд.

Чаще всего препятствием становится факт образования строительного или дачного сообщества после 2001 года. В этом случае приватизировать земельный участок можно только посредством выкупа.

Приватизация дает возможность собственникам участка полноценно распоряжаться им. Они смогут его продать, обменять, подарить родственникам, разделить на несколько частей, возвести строение. Без оформления права собственности все эти действия провести будет невозможно.

Кроме того, земли, которые не были приватизированы, могут быть изъяты государством на свои нужды. При этом никакой компенсации владельцы не получат. Муниципалитет имеет право на наложение ограничения на использование таких участков, изменение их назначения.

Если участок будет оформлен владельцем в собственность, его трудно изъять. Но даже если это происходит, собственнику земли выплатят компенсацию не ниже рыночной стоимости.

Любой собственник должен понимать, что приватизация не только дает право полностью распоряжаться участком, но и возлагает на него дополнительную ответственность. При нахождении участка в аренде гражданин оплачивает только арендную плату. Как только он становится полноправным собственником, он должен уплачивать налог, на него возлагается ответственность по охране и содержанию объекта недвижимости.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Основания

Процедура приватизации муниципальной и государственной недвижимости проводится в соответствии с ФЗ «О приватизации муниципального и государственного имущества». По положениям этого закона граждане обязаны приобрести или взять в аренду земли, которыми они пользуются. Юридические лица должны были реализовать это право до 1 января 2012 года.

У граждан и организаций, которые возвели на используемом участке земли строение, имеются исключительные права на проведение приватизации. Приватизация этих участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса.

В 2005 году Постановлением Пленума ВАС РФ было дано разъяснение, если лицо приватизировало строения сразу с земельным участком до того момента, как вступил в силу Земельный кодекс РФ, у него остается право выкупить землю в собственность или подписать договор аренды, кроме тех случаев, когда приватизировать объект нельзя.

Если у гражданина заключен договор аренды, это также не лишает его возможности выкупить земельный участок.

Кто имеет исключительное право на приватизацию земельных участков

Статья Земельного кодекса РФ устанавливает категории граждан, которые имеют особые условия при оформлении приватизации.

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют право лица в тех случаях, когда помещение в одном здании принадлежат разным организациям:

  • Если у здания несколько владельцев, они имеют право приобрести участок на равных правах как в собственность, так и взять в аренду.
  • В тех случаях, если помещениями в одном строении одна организация владеет полностью, а другая -пользуется на ограниченных правах, все эти лица имеют право взять участок в аренду. Государственные и муниципальные организации могут владеть участком на особых условиях в качестве ограниченного пользования.
  • Если помещения, которые находятся в здании, принадлежат государственным или муниципальным организациям, то право постоянного бессрочного пользования предоставляется наиболее крупной организации. Остальным лицам участок будет предоставляться в ограниченное пользование.

При рассмотрении первых двух пунктов проводится процедура заключения договора аренды со множественными лицами. Инициаторами подписания договора могут быть не все владельцы, а только часть. Остальные могут вступить в договор в любое время.

В особом порядке решаются вопросы приобретения прав собственности на участки, находящиеся под многоквартирными домами. Если участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2005 года, то он перейдет бесплатно в долевую собственность всех владельцев квартир в многоквартирных домах.

Если формирование надела не было произведено до 1 марта 2005 года уполномоченное лицо на основании собрания собственников должно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании участка.

Образец выписки из ЕГРП

Разъяснение от Минэкономразвития РФ

24.08.2011 было издано письмо Минэкономразвития РФ с разъяснениями об исключительном праве владельца здания на выкуп или взятие в аренду земельного участка, который находится под зданием.

Начиная с 1 января 2012 года, владельцы таких зданий выкупают участки, которыми пользовались на праве аренды, по ценам, установленным Федеральным законом. Это правило действует в том случае, если с 2001 по 2012 года в отношении этих земель было проведено переоформление бессрочного права на право аренды.

В письме дается разъяснение. В соответствии с новым Земельным кодексом приватизация зданий и сооружений не производится без одновременной приватизации земельных участков, на которых они возведены. Исключение составляют только случаи, когда участки изъяты из оборота или наложено ограничение в их использовании.

Статья Земельного кодекса говорит о том, что исключительным правом на приватизацию земли обладают юридические и физические лица, чьи здания расположены на данных участках.

Такой же пункт содержится в Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества». Если граждане являются владельцами имущества, которое не относится к самовольным постройкам, они обязаны взять участок земли, на котором находятся постройки, в аренду либо выкупить их у муниципалитета.

На бесплатное получение земли

За каждым гражданином Российской Федерации закреплено право один раз в жизни воспользоваться бесплатной приватизацией недвижимого имущества. Процедура представляет из себя сложный процесс. Несоблюдение порядка ее прохождения может стать причиной отказа.

Бесплатная приватизация стала возможна для граждан после принятия в 2006 году Федерального закона №93. Законом устанавливаются нормы, на основании которых осуществляется бесплатная передача земельных участков в частную собственность.

Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только в отношении тех участков, которые относятся к категориям разрешенного пользования. К таким видам относятся дачное строительство, ведение огородничества и садоводства.

Для того чтобы оформить право собственности, необходимо обратиться с заявлением в федеральные органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества.

Для проведения процедуры приватизации собственник должен подать заявление, в котором указывается:

  • информация о собственнике посещения с паспортными данными;
  • информация о том, как эксплуатировался нужный участок;
  • размер собственности;
  • цель, для которой земля оформляется в собственность.

К заявлению необходимо приложить документ, подтверждающий наличие прав на приватизацию данного участка.

Кроме того, потребуется предоставить:

  • выписку из ЕГРП;
  • условия предоставления земельного участка;
  • справка из службы кадастра;
  • нотариальное согласие супруги или супруга, если заявитель состоит в браке.

Скачать образец выписки из государственного кадастра недвижимости

После подачи документов в течение 30 дней проводится их проверка. Заявителю потребуется вызвать на объект кадастрового инженера, который сделает необходимые измерения. После вынесения решения можно подавать документы для окончательной регистрации в Росреестр.

Оформить участок в собственность, на котором находится частный дом, можно только в том случае, если у заявителя имеются правоустанавливающие документы на строение. Участвовать в приватизации могут все собственники дома. В связи с этим все, кто имеет право на приватизацию земельного участка, должны предоставить письменное согласие. Оформить землю не удастся, пока не будут составлены заявления от всех владельцев.

Невозможно оформить в собственность участки, принадлежащие паркам, заповедникам, находящиеся под контролем силовых структур.

Что делать при нарушении

В судах часто рассматриваются иски от собственников недвижимости, которые пытаются отстоять свое право на земельный участок, на котором расположено здание. В арбитражных судах часто встречаются дела, когда из государственной организации в результате реорганизации образовывались ОАО или ЗАО. Эти организации приватизировали земельные участки.

Встречаются ситуации, когда из одного государственного предприятия образовали два или более ОАО. Каждое из них получило строения в виде имущества, а земельные права переданы только одной организации.

Компании, имеющие в собственности здания, продают их. ОАО, которому передаются права собственности на земельный участок, приватизирует его полностью, нарушая тем самым статью Земельного кодекса. Судебные процессы по таким делам проходят тяжело. Без обращения в суд решить вопрос не удастся.

Судебная практика

Исходя из судебной практики, исключительным правом на приватизацию земельного участка наделяются граждане и организации, у которых имеются на данном участке строение. Приватизация такой земли осуществляется на основании Земельного кодекса РФ.

В данном случае не применяется пункт, который содержит запрет юридическим лицам, у которых доля в уставном капитале субъектов и муниципальных образований более 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество, на котором расположены строения, находящиеся в их собственности.

Приватизация земельных участков, которые находятся в собственности у государства или муниципалитета, производится бесплатно в случае, если участок находится в дачном или садовом сообществе. Остальные категории земель приватизируются на основе выкупа. Приватизация дает право владельцам полноценно распоряжаться земельным наделом.

1kvartirka.ru

Исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды под объектами недвижимости

Главная » Земельное право. Учебник. 2010 год. » 3.3.2. Исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды под объектами недвижимости



3.3.2. Исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды под объектами недвижимости

 
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ собственники зданий, строений, сооружений обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статья 36 ЗК РФ устанавливает также особенности приобретения прав на землю в случаях, когда помещения в одном здании принадлежат разным лицам на отличных друг от друга титулах:
1) если здание принадлежит нескольким лицам на праве собственности, то эти лица вправе приобрести земельный участок либо на праве общей долевой собственности, либо на праве аренды;
2) если помещения, расположенные в здании, принадлежат одним лицам на праве собственности, а другим лицам на ограниченных вещных правах (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления), то все эти лица имеют право на приобретение земельного участка в аренду. При этом казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, обладающие помещениями в данном здании, могут владеть земельным участком на особом титуле — «право ограниченного пользования»;
3) если помещения, расположенные в здании, закреплены за несколькими казенными предприятиями и (или) публичными (государственными или муниципальными) учреждениями, то земельный участок предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования наиболее крупному (исходя из площади) правообладателю помещений; остальные лица владеют земельным участком на праве ограниченного пользования.
В случаях, рассмотренных в пунктах 1 и 2, при заключении договора аренды используется особая процедура — аренда с множественностью лиц на стороне арендатора. В подобной ситуации инициаторами заключения договора аренды не обязательно должны быть все правообладатели помещений. Возможна ситуация, когда договор заключается с частью из них или даже с одним — изъявившим желание. Остальные же правообладатели могут вступить в уже заключенный договор в любое время. При этом понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается исходя из принципа свободы договора.
Особый порядок установлен для приобретения прав на земельные участки под многоквартирными жилыми домами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При определении момента, с которого у домовладельцев возникает право общей долевой собственности на земельный участок, имеет значение, был ли сформирован данный земельный участок и был ли проведен в его отношении государственный кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.).
Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, был сформирован до 1 марта 2005 г., то данный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если вышеуказанный земельный участок не был сформирован до 1 марта 2005 г., на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета.
С 1 марта 2005 г. многоквартирные дома принимаются приемочной комиссией как законченные строительством объекты только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых они расположены.
 
Лекция, реферат. 3.3.2. Исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды под объектами недвижимости — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

referatwork.ru

§ 2. Приватизация земельных участков

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией земельных участков понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Государственное регулирование приватизации прежде всего заключается в детальном законодательном регулировании случаев бесплатной и платной приватизации, ее порядка, сроков, запрета на приватизацию, установления компетентных государственных органов, участвующих в процессе приватизации.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Сфера действия Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Земельным законодательством установлен дифференцированный правовой режим приватизации:

1) земельных участков, предоставленных ранее гражданам на праве постоянного    (бессрочного)    пользования    или    пожизненного    наследуемого владения для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, осуществления иных потребительских целей, предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств;

2)   земель колхозов и совхозов в рамках социального варианта земельной реформы, связанного с бесплатной передачей гражданам сельскохозяйственных угодий по уравнительным нормам под контролем административных органов;

3)        земельных      участков      приватизированных      государственных      и муниципальных предприятий;

4)   объектов государственной и муниципальной собственности в результате возмездного   приобретения   гражданами   и   юридическими   лицами   на   торгах (конкурсах и аукционах) по сделкам купли-продажи земельных участков;

5)     объектов    недвижимости,    расположенных    на    земельных   участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Приватизация осуществляется на основании прогнозного плана (программы), который ежегодно утверждается Правительством РФ. В нем содержатся нормы, устанавливающие правила разработки проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год, а также правила определения состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, правила определения цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, способы приватизации и иные нормы.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Приватизация недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых этим имуществом и необходимых для его использования.

Земельный участок, не выделенный на местности и не имеющий привязки на местности и кадастрового номера, продолжает оставаться территорией, на которую в силу приватизационного законодательства объектов недвижимости переходило право пользования на земельный участок под зданием, сооружением и прилегающую часть. И только сейчас действующее земельное законодательство предусматривает необходимость формирования земельного участка и его учетной регистрации в Государственном земельном кадастре. После формирования земельного участка и его регистрации он становится объектом земельных правоотношений.

Если расположенные на земле объекты недвижимости ранее были приватизированы, то их собственники могут ходатайствовать перед собственником    земли    о    формировании    земельного   участка    как   объекта недвижимости и его приватизации с учетом положений Федеральных законов «О землеустройстве», «О государственном земельном кадастре», «О разграничении государственной собственности на землю», Земельного кодекса РФ и п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», других нормативных актов Российской Федерации в части определения собственника (Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования) земельного участка и лица, выступающего от имени собственника (распорядителя, продавца).

Как показывает практика, наиболее динамично участвуют в обороте объекты недвижимости — ранее приватизированные строения, сооружения. Оборот с недвижимостью на земельном участке всегда сопряжен с переходом прав на землю, но не всегда участники гражданско-правовых отношений решают вопросы землепользования. Это объясняется временным фактором оформления земельно-правовых отношений, так как не во всех случаях земельные участки ранее были сформированы как объекты недвижимости и на них выданы документы либо при наличии документов на земельный участок стороны ограничиваются положениями некоторых нормативных актов.

Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность граждан и юридических лиц переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 г.

Переоформление прав позволит включить земельные участки в гражданский и земельный оборот (ипотека, продажа земельных участков, прав аренды, субаренда и т.д.), в то время как распоряжение земельными участками, находящимися у землепользователей на праве постоянного (бессрочного) пользования, запрещено. При этом ст. 20 ЗК РФ гарантирует сохранение права постоянного (бессрочного) пользования. Статьей 45 ЗК РФ установлены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, аренды или безвозмездного срочного пользования является основанием прекращения права на земельный участок.

Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлены особенности отчуждения земельных участков при приватизации зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости. Их отчуждение осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Запрет на приватизацию установлен в ст. 95 ЗК РФ применительно к земельным участкам в границах государственных заповедников и национальных парков. В соответствии с ч. 12 ст. 85 земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.  В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

uristinfo.net

Право на приватизацию земельного участка. Необходимые условия

Право владения землей дает её хозяину множество преимуществ, но не любой участок подлежит приватизации. Возможность оформления прав на государственный участок зависит от категории земли, личности заявителя и особенностей местного законодательства в отношении земельных участков.

 

Плюсы и минусы приватизации земель

Приватизацией земель называют переход прав владения на участок от муниципального или федерального собственника к частному. К преимуществам наличия прав собственности на участок относятся:

  • возможность дарить, обменивать, завещать по наследству или сдавать в аренду участок;
  • более высокая рыночная стоимость земли;
  • возможность разделения участка на несколько;
  • наличие компенсации при изъятии участка для нужд государства.

Изъять у гражданина муниципальную землю, предоставленный в пользование, значительно легче, чем отобрать принадлежащий по праву собственности участок. Чтобы изъять личный участок, органам власти необходимы основания, например, отсутствие возможности использования земли в другом месте или необходимость соблюдения международных соглашений.

Кроме того, при изъятии земель, находящихся в собственности, владельцу полагается компенсация в размере среднекадастровой ценности земель данной территории.

Земли, используемые по устаревшим видам прав постоянного или пожизненного использования можно продавать, но по цене ниже рыночной на 30-50 процентов, в зависимости от сложности приватизации в данном регионе. Важно учесть, что без приватизации завещать по наследству можно только участок, находящийся в пожизненном наследуемом владении.

К минусам приватизации можно отнести:

  • необходимость уплаты земельного налога;
  • возможность изъятия участка по решению судебных приставов из-за долгов.

Если земля находится на праве бессрочного использования и её площадь значительна, то после получения прав придется уплачивать солидный налог, поэтому приватизировать крупный участок с высокой кадастровой стоимостью не обязательно, если нет намерения его продавать или завещать по наследству.

Неприватизированный участок нельзя изъять для удовлетворения требований кредиторов, поэтому перед подачей заявления землепользователю следует выяснить возможное наличие исполнительных производств в отношении себя, чтобы участок не изъяли сразу после оформления прав.

Возможность приватизации

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01.

Приватизация земли разрешена для большинства землепользователей, но бесплатно может осуществляться только один раз в жизни. Особенности процедуры регулируются нормативными актами:

Согласно положениям ст. 3 закона № 137, бесплатно оформить права владения можно на участки, предназначенные для садоводства, дачного строительства или выращивания овощных культур без строительства жилья до конца 2020 года. Участки могут быть как с постройками, так и без них. К основным условиям бесплатной приватизации земель данного назначения относят:

  • нахождение приватизируемого участка в составе некоммерческого партнерства, созданного на муниципальной земле до 25 октября 2001 года;
  • наличие решения общего сбора участников партнерства о перераспределении участков для приватизации;
  • отсутствие решения об изъятии из оборота участка для государственных нужд.

Бесплатно приватизировать участок, не входящий в некоммерческое партнерство, могут обладатели следующих видов прав:

  • постоянного использования;
  • пожизненного владения;
  • долгосрочной аренды у муниципальных властей (если договор оформлен до октября 2001 года).

Если земля не относится к некоммерческому объединению, и не используется ни на одном из перечисленных видов прав, то приватизировать её можно только на платной основе, путем выкупа у государственного собственника. Цена определяется властями муниципалитета или субъекта федерации.

Цена выкупа участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственной деятельности, организации крестьянско-фермерского хозяйства, не может превышать 15 % от его кадастровой ценности (п. 5.1 ст. 10 ФЗ № 101).

Стоимость оформления прав на землю, находящуюся под жилым зданием в собственности, если участок не относится к некоммерческим объединениям, составляет 60 % от кадастровой стоимости такого участка (Постановление правительства № 279).

Если земельный комитет отказывает в приватизации участка, решение можно оспорить путем обращения в суд. Например, если обладатель права постоянного пользования инициировал процесс приватизации при жизни и не успел его завершить, то участок могут приватизировать наследники, так как в большинстве случаев суд считает, что процесс законной приватизации был прерван по независящим от обладателя прав обстоятельствам.

Исключительное право на приватизацию

Исключительным, или приоритетным правом на оформление участка в собственность обладают владельцы зданий или строений на данном участке, согласно ст. 28 ФЗ № 178.

Приоритетное право предполагает, что при обращении гражданина в муниципальный земельный комитет с заявлением о предоставлении участка, на котором расположено здание, принадлежащее третьему лицу, то сотрудники комитета должны предложить приватизировать землю данному лицу.

Владелец здания имеет право не пользоваться своим исключительным правом приватизации в течение 49 лет с момента получения документации на свою постройку (п. 3 ст. 28 закона № 178), заключив с администрацией арендное соглашение. По истечении указанного срока преимущественное право на приватизацию утрачивается.

Воспользоваться исключительным правом приватизации земли можно при следующих условиях:

  • строение на участке не является самовольным;
  • земля под строением не изъята и не зарезервирована для государственных нужд;
  • приватизация и последующее выделение земли под строением не нарушит правила публичного сервитута.

Оценку последствий приватизации производят сотрудники земельного департамента при подаче заявления о приватизации владельцем здания.

Какие земли нельзя приватизировать

Частные лица могут осуществлять приватизацию участков, относящихся к землям для поселений или ведения сельского хозяйства. Согласно п. 8 ст. 28 закона № 178, нельзя приватизировать участки, относящиеся к землям:

Также не подлежат приватизации участки, относящиеся к зонам экологического бедствия, подвергшиеся радиоактивному или биологическому заражению.

К землям общего пользования относят участки, занятые улицами, дорогами, парками, пляжами и т.д.

Важно учесть, что водные объекты могут быть приватизированы в случае, если они полностью находятся в границах используемого участка (например, пруд), но на владельца таких объектов будет возлагаться дополнительная ответственность по их надлежащей эксплуатации в соответствии с регламентами природопользования.

Условным ограничением на приватизацию участка может стать его обременение территориальными спорами с соседями или претензиями третьих лиц.

Возможность приватизации в большинстве случаев определяется имеющимися правами на участок и наличием на нем построек в собственности. Чтобы максимально снизить цену приватизации или оформить участок в собственность бесплатно, инициатору следует проанализировать свой статус и статус земельного участка применительно к местному и федеральному законодательству о приватизации.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7(499)350-80-59, Санкт-Петербург +7(812)309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

zakonometr.ru

Исключительное право на приватизацию земли под объектами недвижимости

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ собственники зданий, строений, сооружений обладают исключительным правом на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

 

Статья 36 ЗК РФ устанавливает также особенности приобретения прав на землю в случаях, когда помещения в одном здании принадлежат разным лицам на отличных друг от друга титулах:

  1. Если здание принадлежит нескольким лицам на праве собственности, то эти лица вправе приобрести земельный участок либо на праве общей долевой собственности, либо на праве аренды;
  2. Если помещения, расположенные в здании, принадлежат одним лицам на праве собственности, а другим лицам на ограниченных вещных правах (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления), то все эти лица имеют право на приобретение земельного участка в аренду. При этом казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, обладающие помещениями в данном здании, могут владеть земельным участком на особом титуле – «право ограниченного пользования»;
  3. Если помещения, расположенные в здании, закреплены за несколькими казенными предприятиями и (или) публичными (государственными или муниципальными) учреждениями, то земельный участок предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования наиболее крупному (исходя из площади) правообладателю помещений; остальные лица владеют земельным участком на праве ограниченного пользования.

В случаях, рассмотренных в пунктах 1 и 2, при заключении договора аренды используется особая процедура – аренда с множественностью лиц на стороне арендатора. В подобной ситуации инициаторами заключения договора аренды не обязательно должны быть все правообладатели помещений. Возможна ситуация, когда договор заключается с частью из них или даже с одним – изъявившим желание. Остальные же правообладатели могут вступить в уже заключенный договор в любое время. При этом понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается исходя из принципа свободы договора.

 

Особый порядок установлен для приобретения прав на земельные участки под многоквартирными жилыми домами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

 

При определении момента, с которого у домовладельцев возникает право общей долевой собственности на земельный участок, имеет значение, был ли сформирован данный земельный участок и был ли проведен в его отношении государственный кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005).

 

Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, был сформирован до 1 марта 2005 г., то данный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

 

В случае если вышеуказанный земельный участок не был сформирован до 1 марта 2005 г., на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета.

 

С 1 марта 2005 г. многоквартирные дома принимаются приемочной комиссией как законченные строительством объекты только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых они расположены.

 

Общие положения о приватизации земли

Порядок приватизации земельных участков

Упрощенный порядок оформления земельных участков в собственность (дачная амнистия)

pravoross.jimdo.com

Исключительное право на приватизацию земли

ПЕРВЫЙСТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
г. Москва, Лубянский проезд, д. 5, стр. 1 
(495) 649-11-65; (985) 763-90-66

 

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

П о с т а н о в л е н и е 

09.12.2011 № А12-8872/2011

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бариновой Екатерины Дмитриевны, город Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011

по делу N А12-8872/2011

по заявлению индивидуального предпринимателя Бариновой Екатерины Дмитриевны, город Волгоград, к администрации города Волгограда, город Волгоград, Комитету земельных ресурсов администрации города Волгограда, город Волгоград, о признании незаконным бездействия,

установил:

индивидуальный предприниматель Баринова Екатерина Дмитриевна (далее — предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда в лице Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (далее — комитет), выразившегося в непринятии решения о предоставлении в аренду предпринимателю земельного участка площадью 615 кв. м, кадастровый номер 34:34:010049:04, расположенного по адресу: г. Волгоград, проспект им. В.И.Ленина, д. 130Б; в неподготовке проекта договора аренды вышеуказанного земельного участка, в ненаправлении проекта договора с предложением о заключении предпринимателю.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.07.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011, в удовлетворении требований отказано.

Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь в ее обоснование на неправильное применение судом норм материального права.

По мнению заявителя жалобы, судом допущено неправильное толкование норм права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания жалобы извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили. Отзыва на жалобу в суд не поступало.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Предпринимателем по договору купли-продажи от 15.12.2010 (далее — договор) приобретен в собственность фундамент под торговый павильон расположенный по адресу: Волгоградская область, город Волгоград, проспект имени В.И.Ленина, д. 130Б, данный объект Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее — Росреестр) зарегистрирован как недвижимость, выдано свидетельство о государственной регистрации права от 21.12.2010 серия 34 АА 226174, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — реестр) сделана запись регистрации N 34-34-01/228/2010-419.

04.02.2011 предприниматель обратилась в комитет с заявлением о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, в связи с приобретением в собственность по договору торгового павильона и о заключении договора аренды сроком на пять лет.

Комитет письмом от 15.02.2011 N 2192 сообщил предпринимателю, что документы, поступившие 04.02.2011 направлены в правовое управление администрации Волгограда (далее — администрация) для проведения правовой экспертизы законности сделки от 15.12.2010 б/н, заключенной между обществом с ограниченной ответственностью «Торговый Дом „Радужный» (далее — торговый дом) и предпринимателем, по результатам которой комитет вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка.

По результатам рассмотрения представленных предпринимателем документов выяснилось, что разрешение на строительство приобретенного заявителем объекта не выдавалось, и 13.05.2011 администрация обратилась в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки.Исключительное право на приватизацию земли

Комитет письмом от 08.06.2011 N 9621 сообщил предпринимателю, что вопрос о предоставлении в аренду земельного участка расположенного по вышеуказанному адресу будет рассмотрен после вынесения судебного акта по делу N А12-7344/2011 по иску администрации к предпринимателю о сносе незавершенного строительством торгового павильона и освобождении самовольно занятого земельного участка.

Предприниматель, полагая данную позицию администрации как бездействие по непринятию решения о предоставлении ей земли, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Суды, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, исходили из следующего.

Граждане, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности.

Основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Давая оценку фактическим обстоятельствам дела, суды пришли к выводу о том, что в данном случае отсутствуют оба названных условия. Не завершенный строительством объект не является зданием, строением, сооружением, поэтому у администрации нет обязанности принимать решение о предоставлении земли под данным объектом, а у предпринимателя отсутствуют права на земельный участок, которые могли быть нарушены оспариваемым бездействием.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 31 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на этих участках.

Как установлено судом, предметом спора по данному делу не является оспаривание действий органа местного самоуправления по направлению документов, представленных предпринимателем в правовое управление администрации для проведения правовой экспертизы законности сделки от 15.12.2010, заключенной между торговым домом и предпринимателем, а также проведения правовой экспертизы законности сделки.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов, что в данном случае бездействие органа местного самоуправления не нарушает законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу N А12-8872/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

 

Повсем вопросам можно записаться на прием к специалистампо телефонам:

(495)64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985) 763 -90 — 66
Внимание! Консультация платная.

БесплатноВы можете задать свой вопрос в разделе «Юристонлайн»

portal-law.ru

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют собственники зданий, строений, сооружений. Правосудие

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.06.2004 N А43-15176/2003-26-602

от 9 июня 2004 года

Дело N А43-15176/2003-26-602

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шишкиной Е.Н., судей Князевой Г.А., Павлова В.Ю., при участии представителей заявителя: Бухваловой Л.Н. (доверенность от 08.05.2003 N 01), заинтересованного лица: Вареник Н.Ю. (доверенность от 29.12.2003 N 01-252/Д), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица — администрации Нижнего Новгорода на решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.03.2004 по делу N А43-15176/2003-26-602 Арбитражного суда Нижегородской области, принятые судьями Новиковой Н.Н., Беловым В.А., Моисеевой И.И., Гущевым В.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юрстрой», Нижний Новгород, о признании незаконным отказа администрации Нижнего Новгорода в выкупе земельного участка и

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Юрстрой» (далее — ООО «Юрстрой») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа администрации Нижнего Новгорода (далее — Администрация) в продаже земельного участка площадью 110,4 квадратного метра, расположенного по адресу: Нижний Новгород, улица Варварская, 36, и просило обязать Администрацию изготовить кадастровый чертеж (план) этого земельного участка, принять решение о передаче его в собственность ООО «Юрстрой» и направить проект договора купли-продажи в адрес заявителя.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ответ на обращение ООО «Юрстрой», являющегося собственником жилого дома N 36 по улице Варварской, Администрация письмом от 19.11.2003 N 23-04/2-14812 в нарушение статей 28 (пункта 3) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», 36 Земельного кодекса Российской Федерации отказала в выкупе земельного участка под этим домом.

Решением от 22.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2004, суд признал отказ Администрации в продаже ООО «Юрстрой» земельного участка площадью 110,4 квадратного метра незаконным в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и обязал Администрацию устранить допущенные нарушения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просила отменить их.

По мнению заявителя жалобы, вышеназванные судебные акты противоречат статьям 37 Земельного кодекса Российской Федерации и 1 Федерального закона от 02.01.2002 N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», так как объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. ООО «Юрстрой» заявку на изготовление кадастровой карты спорного земельного участка не подавало. Кроме того, по данным Администрации фактическая площадь участка под объектом недвижимости составляет 80 квадратных метров, а не 110,4 квадратного метра, как указано в решении суда.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в жалобе.

ООО «Юрстрой» отзывом и устно в заседании суда указало на правомерность решения и постановления апелляционной инстанции и просило оставить их в силе.

Законность судебных актов Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителей, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.

Как усматривается из документов, распоряжением главы администрации Нижнего Новгорода N 803-р от 01.04.2003 жилой дом N 36 по улице Варварской исключен из реестра муниципального имущества Нижнего Новгорода.

Согласно акту приема-передачи от 11.04.2003 вышеназванный дом снят с баланса муниципального унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика Нижегородского района» и передан на баланс ООО «Юрстрой». Свидетельство о государственной регистрации права серии 52-АА N 797818 от 30.10.2003 подтверждает право собственности ООО «Юрстрой» на дом N 36 по улице Варварской.

В ответ на обращение ООО «Юрстрой» от 03.11.2003 о выкупе земельного участка под указанным жилым домом и просьбой изготовить кадастровый план этого участка (в случае его отсутствия) Администрация в письме от 19.11.2003 N 23-04/2-14812 отказала в оформлении выкупа земельного участка, сославшись на то, что порядок продажи земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений не определен.

Посчитав свои права нарушенными, ООО «Юрстрой» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом собственники зданий имеют исключительное право на приватизацию земельных участков. Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, готовит проект договора купли-продажи участка и направляет его заявителю с предложением о заключении. В случае отсутствия кадастровой карты земельного участка орган местного самоуправления по заявлению юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры участка определяются с учетом фактически используемой площади в соответствии с законодательством. Орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого участка и направляет копию заявителю.

Заявление ООО «Юрстрой» от 03.11.2003 содержало просьбу о передаче в собственность земельного участка и об изготовлении кадастрового плана, поэтому доводы Администрации в этой части не соответствуют материалам дела.

При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций правомерно сделал вывод о том, что отказ Администрации в удовлетворении заявления противоречит статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права общества на приобретение в собственность земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Довод заявителя со ссылкой на статью 37 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» о том, что спорный земельный участок не может быть предметом купли-продажи ввиду того, что не проходил кадастровый учет, судом отклоняется, так как изготовление кадастровой карты предшествует заключению договора купли-продажи, а порядок и сроки ее изготовления предусмотрены в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом обязанность по выполнению кадастровой карты возложена на орган местного самоуправления в силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ссылка заявителя на несоответствие фактического размера земельного участка указанному в решении во внимание не принимается в силу следующего.

При определении размера земельного участка необходимо учитывать не только площадь, занятую непосредственно объектом недвижимости, но и необходимую для его нормального использования. В отсутствие кадастрового плана земельного участка, находящегося под домом N 36 по улице Варварской и необходимого для его использования, суду не следовало указывать площадь земельного участка, который станет предметом договора купли-продажи. Однако это не повлияло на правильность юридической квалификации спорных правоотношений, так как относится к технической, а не правовой стороне вопроса, не привело к принятию незаконного судебного акта и может быть исправлено после составления кадастровой карты и проведения землеустроительных мероприятий на стадии исполнения решения суда путем исправления технической неточности.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой и апелляционной инстанций не допущено.

Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.05.2004 о приостановлении исполнения решения от 22.12.2003 и постановления апелляционной инстанции 17.03.2004 считать утратившим силу в связи с рассмотрением кассационной жалобы.

Вопрос о государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривается, так как согласно пункту 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине» заявитель освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 17.03.2004 по делу N А43-15176/2003-26-602 Арбитражного суда Нижегородской области оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Нижнего Новгорода — без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий ШИШКИНА Е.Н.

Судьи КНЯЗЕВА Г.А. ПАВЛОВ В.Ю.


www.pravosudie.biz

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта