План местности с условными знаками картинки – «УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ – ЭТО СВОЕГО РОДА АЗБУКА КАРТЫ,БЕЗ КОТОРОЙ НЕЛЬЗЯ ПРОЧИТАТЬ И ПОНЯТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕСТНОСТИ, КАК БЕЗ БУКВ НЕЛЬЗЯ ПРОЧИТАТЬ КНИГУ УСЛОВНЫЕ.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Рисунок и план местности. — начальные классы, уроки

Урок по познанию мира «Рисунок и план местности»

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. познакомить с понятиями «рисунок», «план», «карта».

  2. создать условия для формирования навыка работы с планом;

  3. содействовать формированию интереса к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: различные предметы, их рисунки и планы.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Учитель. В руках у меня конверт. В конверте задания на урок. Интересно, что в нем?

2. Актуализация знаний.

Учитель. На конверте надпись: «Вскрыть только после прохождения проверки домашнего задания».

Проверка домашнего здания.

Тест. Подчеркните правильный ответ.

1.Соедини линиями правильно

ГОРИЗОНТ где, кажется, что небо как бы сходится с землей

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА  прибор для точного определения сторон горизонта.

КОМПАС земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

2) По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?

По Солнцу. По компасу. По Полярной звезде.

3) Какая часть у компаса самая главная?

Корпус. Шкала с делениями.Стрелка.

4)Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?

На запад. На восток. На север. На юг.

5) Какая сторона горизонта расположена напротив запада?

Север. Восток. Юг.

Проверка по ключу.

Ответы: 2. По компасу.

3. Стрелка

4. На Север

5. Восток.

Учитель. Вы правильно ответили на все вопросы и можно вскрывать конверт. ( Из конверта учитель достаёт нарисованный план, смотреть Рисунок1).

 рисунок 1

— Что это такое? Дети делают предположения. Если звучит слово “план”, учитель выставляет это слово на доске. 

ПЛАН.

— Посмотрим, что еще здесь написано. «Помогите найти клад»! По силам ли нам рассказать, как дойти до клада? Дети высказывают свои мысли. Учитель подводит итог детским предположениям:

* мы не можем подробно рассказать, как дойти до клада;

* мы не можем сказать, какое расстояние придётся пройти;

* на плане написано слово “масштаб”, а мы такое слово не знаем.

Формулирование темы урока:  должны узнать, что такое “план”, “масштаб”, научиться читать план.

3. Совместное открытие нового материала.

Введение понятия “рисунок”.Учитель. Посмотрите на предметы: стакан, спичечный коробок, литровая банка, песочные часы. Для каждого предмета найдите пару (учитель открывает на доске рисунки данных предметов, дети без труда к каждому предмету прикрепляют его рисунок)

   

Почему вы сделали это легко? Что же такое рисунок? 

Рисунок – это изображение предмета таким, каким мы видим его перед собой. Записать в тетрадь.

Введение понятия “план”.

Учитель. Предлагаю более сложное задание: подберите к каждому предмету соответствующее изображение

Учитель открывает на доске план данных предметов. Сообща дети к каждому предмету подбирают его изображение сверху. Как вы догадались? Что же такое план? 

План – вид предмета сверху. Записать в тетрадь.

— Зачем люди чертят планы?

— Кому они нужны?

Прежде чем построить нашу школу, составляли план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно “ходить”, ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.

Посмотрите на план нашего этажа, который я сняла в коридоре. Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара. У вас на партах лежит атлас для начальной школы, на 5 странице рассмотрите план местности.

План местности нужен строителям, агрономам, геологам, солдатам, туристам. Планы местности используют при строительстве фабрик и заводов, посёлков и дорог. В городах составляют планы линий электропередач, водопроводов и канализаций. К плану прилагаются условные знаки.

Физминутка

4.Работа с учебником.

-Давайте рассмотрим условные знаки. С.37.

— Как обозначаются дома? Река и мост? Дороги? Разнообразные растения?

— Используя условные обозначения в учебнике, давайте попробуем отыскать клад. Я раздам вам такие же планы как на доске.

– Работать будем в парах. 
– На что следует обратить внимание перед выполнением работы?  Нужно учесть направление сторон света. (На плане обозначаются «Север» — С и «Юг» — Ю.

Теперь слушайте дорогу к кладу.
Из южных окон этого домика, виден фруктовый сад. (Найдите этот домик). Выйдя из дома, переходим через речку по ближайшему мосту. Потом пересекаем фруктовый сад, доходим до кустарников и движемся по берегу реки на север до моста. Дошли? Далее переходим мост, идем  по лесной дороге до родника. Вдоль ручья доходим до болота. Здесь находится избушка на курьих ножках, а в ней клад.
– Кому удалось найти дом Бабы-Яги? Нарисуйте ее на плане. Клад – это конфеты, которые вы получите на перемене.

– Оцените себя. 
Красным цветом – старался, выполнил работу без ошибок.
Синим цветом – старался, выполнил работу, но понадобилась помощь соседа.

Зеленым цветом – старался, но задание не выполнил.

 5. Постановка проблемы

– Мы говорили, что план – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху. 

— Но как вы думаете, то расстояние, которое мы с вами прошли поместится на листочке?

Введение понятия “масштаб”.

Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз расстояния или размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на плане. Записать в тетрадь.

– На плане изображена  небольшая территория, используется  крупный масштаб.
– Где же можно использовать умение читать план?

Покажем, чему научились на уроке.

6. Самостоятельное применение знаний

А). 

Что такое план?

Начертите план кубика. Что для этого надо сделать? (Приложить кубик к доске или к листку и обвести).

Б). Начертим план нашего стола. Как это сделать? (Мы не можем поднять стол и приложить его к доске, чтобы начертить вид сверху). Можно стол измерить и перенести эти размеры на доску.

(Дети измеряют длину и ширину стола. Учитель на доске записывает размеры). Но такой размер на доске поместится, а на ваших листках нет. Что будем делать дальше?

Надо уменьшить изображение.

Уменьшим размеры стола в 10 раз. Длина – 11см, ширина – 7см. Начертите на своих листах план стола. Обязательно укажем масштаб: Масштаб: в 1см -10 см.

— Молодцы, хорошо справились с заданием.

7. Домашнее задание. Стр. в учебнике35 – 38 учить, работа в тетради стр.17.

Тест. Ф.И.______________________________________________________________________

1.Соедини линиями правильно

ГОРИЗОНТ где, кажется, что небо как бы сходится с землей

ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА  прибор для точного определения сторон горизонта.

КОМПАС земная поверхность, которую мы видим вокруг себя.

2) По чему можно ориентироваться в любую погоду и в любое время суток?

По Солнцу. По компасу. По Полярной звезде.

3) Какая часть у компаса самая главная?

Корпус. Предохранитель. Шкала с делениями. Стрелка. Стержень.

4) Куда должен указывать заострённый (синий) конец стрелки?

На запад. На восток. На север. На юг.

5) Какая сторона горизонта расположена напротив запада?

Север. Восток. Юг.


kopilkaurokov.ru

План местности — урок. География, 5 класс.

На планах, как и на аэрофотоснимках и космических снимках, местность изображают сверху. Планы удобны в использовании и дают много информации о местности.

План местности — чертёж, который изображает земную поверхность сверху в уменьшенном виде с помощью условных знаков. Условные знаки планов отличаются от условных знаков географических карт.


Топографические планы (от греческих слов topos — «место» и grapho — «пишу») — планы, на которых подробно изображены неровности земной поверхности и все географические объекты местности.

Изображения на топографических планах уменьшаются не более чем в \(5000\) раз. Все объекты на них отображают общепринятыми условными знаками, а неровности поверхности — горизонталями и подписями отметок высот. Голубой лентой показывают реку, лес закрашивают зелёным цветом, дома обозначают прямоугольниками.

 

По планам местности можно узнать, в каком направлении течёт река и какова её ширина, из каких пород деревьев состоит лес, из какого материала состоит лес и т. д.


Масштабными условными знаками на топографических планах обозначены: леса, сады, реки, озёра, населённые пункты и многие другие. Они позволяют определить размеры объектов и их площадь.

 

Внемасштабные условные знаки применяют для изображения объектов, которые из-за небольших размеров не могут быть показаны в масштабе плана (колодцы, столбы, родники и так далее).


Существуют специальные планы, которые создаются для решения конкретных задач. На них изображают только те объекты и свойства, которые необходимы в данном случае. К ним относятся планы городов или туристических маршрутов, планы растительности участка с подробной характеристикой деревьев и кустарников и так далее.

Планы используются при строительстве разнообразных объектов и прокладке транспортных магистралей, поисках и добыче полезных ископаемых, проведении лесопосадок, решении военных задач. Специальные, очень подробные, планы создают для автолюбителей. Для того чтобы ориентироваться в незнакомом городе, существуют туристские планы.

Источники:

Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. — М.: Просвещение, 2013. — 159 с.

Дронов В. П., Савельева  Л. Е. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник — М.: Дрофа, 2015. — 283 с.

 

www.yaklass.ru

Презентация по географии 6 класс на тему План местности.Условные знаки

Инфоурок › География › Презентации › Презентация по географии 6 класс на тему План местности.Условные знаки ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Тема урока: План местности. Условные знаки Параграф 3 Учитель географии МОУ «Средняя школа №54» Зеленина В.В.

2 слайдОписание слайда:3 слайдОписание слайда:4 слайдОписание слайда:5 слайдОписание слайда:

Различия основных видов изображений земной поверхности Признаки Аэрофотоснимок План Карта Глобус Охватывает небольшие или обширные участки земной поверхности Небольшие Небольшие Обширные Обширные Отражены реальные или уменьшенные размеры объектов Уменьш. Уменьш. Уменьш. Уменьш. Объекты похожи на их реальный вид на местности или изображены с помощью условных знаков. Реальный вид Условные знаки Условные знаки Условные знаки Изображены все объекты, видимые сверху, или только важные. Все объекты Только важные Только важные Только важные

6 слайдОписание слайда:7 слайдОписание слайда:8 слайдОписание слайда:9 слайдОписание слайда:10 слайдОписание слайда:11 слайдОписание слайда:12 слайдОписание слайда:13 слайдОписание слайда:

Условные знаки плана Одиночное лиственное дерево Одиночное хвойное дерево Хво… Слайд 28 из 42

14 слайдОписание слайда:15 слайдОписание слайда:16 слайдОписание слайда:

Условные знаки плана Карьер Ветряная мельница Водяная мельница Памятник Камни… Слайд 30 из 42

17 слайдОписание слайда:18 слайдОписание слайда:19 слайдОписание слайда:20 слайдОписание слайда:21 слайдОписание слайда:22 слайдОписание слайда:23 слайдОписание слайда:24 слайдОписание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-695178

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог:  677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения;

• Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается);

• Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации.

• Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).

infourok.ru

Виды изображений земной поверхности. План местности. Условные знаки плана

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Образовательная: формирование представление о различных видах изображений поверхности Земли.
  • Развивающая: формирование умений работать с различными картографическими источниками - формирование информационной компетентности.
  • Воспитательная: показать практическую значимость полученных знаний и умений в жизни.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, атласы, рабочие листы, диски «Начальный курс географии», «Уроки географии Кирилла Мефодия» 6 класс.

Учебные модули:

  1. Виды изображений поверхности Земли.
  2. Познавательная задача: сформировать знания о видах изображений поверхности Земли: рисунок, фотография (аэрофотоснимок), план, карта, глобус.
  3. План местности.

Познавательная задача: сформировать понятие о плане местности его отличиях от других видов изображения земной поверхности.

Условные знаки плана.

Познавательная задача: познакомить учащихся с условными знаками плана местности.

Ход урока

— Здравствуйте, ребята.

— На прошлом уроке вы закончили изучение темы «Земля — планета Солнечной системы», в которой говорили о расположении Земли в космическом пространстве.

— Сегодня мы начинаем новый раздел, он непосредственно связан с изучением самой планеты — ее материков, океанов, особенностей природы.

— Но нашу планету нельзя принести в школьный класс, поэтому, для ее изучения, мы будем использовать различные виды изображений Земли или ее частей.

СЛАЙД 1

— Итак, тема нашего сегодняшнего урока — «Виды изображений земной поверхности. План местности. Условные знаки плана».

— Наша цель — познакомиться с различными видами изображений поверхности Земли.

— Тема урока у вас уже записана в рабочих листах (Приложение), которыми мы сегодня будем пользоваться на уроке.

— Подпишите их, пожалуйста, и поставьте дату сегодняшнего урока.

— А оценить вашу работу мне помогут жетоны: желтые — стоимостью в 1 балл — за краткий или неполный, красный — 5 баллов — за полный и развернутый ответ.

— Ребята, какие виды изображений земной поверхности вам известны? (рисунок, фото, чертеж, план, карта, глобус).

— Действительно, эти изображения дают возможность узнать о форме, величине и взаимном расположении географических объектов.

— Давайте познакомимся поближе с некоторыми из них.

— В процессе работы мы будем заполнять схему «Виды изображения земной поверхности» в своих рабочих листах.

— У человека всегда существовала потребность рассказать о том, где он был и что видел.

— Рассказы о своих или других землях и народах люди сопровождали рисунками.

СЛАЙД 2

— Посмотрите на картину художника Поленова «Московский дворик»? О чем нам может она рассказать?

— О каком виде изображения мы сейчас говорили? Запишите в свои схемы.

СЛАЙД 3-4

— Отправляясь в поход или на экскурсию, люди часто берут с собой фотоаппарат или камеру. Рассказывая о тех местах, где побывали, мы показываем друзьям что? Фотографии…

— При этом фотографии могут быть разными

СЛАЙД 5

— Выполненными с определенной рабочей целью - например, фотографии, сделанные из самолета или из космоса.

— Такие фотографии называются аэрофотоснимками.

— Что изображено на предлагаемых фотографиях? Какие объекты нашей краевой столицы?

СЛАЙД 6

— А кто узнал объекты, изображенные на этом аэрофотоснимке?

СЛАЙД 7-8

— Итак, второй вид изображений земной поверхности — фотографии (аэрофотоснимки).

— Зафиксируйте в своих рабочих листах.

— Но представьте ситуацию — гость вашего города остановил вас на улице и спросил, как пройти к фонтанам на площади Ленина. Как вы поможете ему? (заострить внимание на том, что этот человек хочет пройтись пешком и полюбоваться красотой города)

— Таким образом, еще один из способов изображения земной поверхности — это чертеж и топографический план.

СЛАЙД 9- 11

— Чертежи и топографические планы появились очень давно.

— Один из примеров план, которому уже больше 300 лет, и, конечно же, современные топографические планы.

— Откройте, пожалуйста, форзац учебника. Какие виды изображений земной поверхности вы видите?

СЛАЙД 12

— Какие из них дают наиболее полную информацию об изображенных на них объектах?

Почему?

— Что мы можем узнать, читая, топографический план, но не увидеть на аэрофотосъемке? (название реки, населенного пункта, направление течения реки).

Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

«Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс»

урок 4 слайд 21 Тренажер «Собираем план местности»

— О каком виде изображений земной поверхности мы с вами сейчас говорили? Запишите в свои схемки в рабочих листах.

— Посмотрите внимательно на план местности, который мы собрали и скажите, можем ли мы начертить план России, материка Евразии, планеты в целом? Почему? (слишком большая территория)

— Какие изображения земной поверхности нам могут помочь в таких случаях? (карты, глобус)

СЛАЙДЫ 13-20

— Карты, как и планы, появились очень давно, посмотрите на примеры древних и современных карт и глобусов (древние карты больше похожи на рисунки).

— А теперь откройте ваши атласы и приведите примеры карт, которые в них есть.

— Итак, с какими видами изображений земной поверхности мы сейчас познакомились?

— Назовите все виды изображений земной поверхности, с которыми мы сегодня познакомились.

— Найдите в ваших рабочих листах задание 2. Прочитайте его.

СЛАЙД 21

— Что вам необходимо сделать? (заполнить таблицу)

— Давайте все вместе заполним первый пустой столбец.

— О каком виде изображения земной поверхности в нем идет речь? (аэрофотоснимок)

Признаки Аэрофотоснимок План Карта Глобус
Охватывает небольшие или обширные участки земной поверхности Небольшие Небольшие Обширные Обширные
Отражены реальные или уменьшенные размеры объектов Уменьш. Уменьш. Уменьш. Уменьш.
Объекты похожи на их реальный вид на местности или изображены с помощью условных знаков. Реальный вид Условные знаки Условные знаки Условные знаки
Изображены все объекты, видимые сверху, или только важные. Все объекты Только важные Только важные Только важные

— Дальше будем работать по рядам:

  • 1 — с планом
  • 2 — с картой
  • 3 — с глобусом

— Давайте проверим, что у вас получилось.

— От каждого ряда будет выступать один представитель, который расскажет о результатах своей деятельности, на экране компьютера высветятся эти результаты. Представители двух других рядов занесут информацию в свои таблички.

— Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

— Найдите черты сходства между всеми видами изображений земной поверхности.

— Различия:

— На последующих уроках данной темы вы будете работать с топографическим планом.

— А что же мы можем назвать планом?

— Снова попрошу обратить ваше внимание на таблицу. Найдите в ней характеристики плана (зачитать)

— На их основании попробуйте составить свое определение топографического плана.

Топографический план — это изображение небольших участков земной поверхности в уменьшенном виде с помощью условных знаков.

— Найдите задание 3 в рабочих листках и запишите определение.

— Откройте учебники на стр. 10 и найдите определение плана в них. Прочитайте его.

СЛАЙД 22

— Наше определение оказалось верным?

— Теперь, ребята, вы знаете, что такое топографический план.

— А если бы я вас сейчас попросила составить план школьного двора, вы смогли бы правильно выполнить работу?

— Почему? (не знаем условных знаков)

— Вы правы, причитать, составить план, не зная уловных знаков невозможно.

— Откройте стр.7 в ваших атласах.

— Что на ней изображено?

— Какие группы условных знаков плана мы можем выделить?

— Как на планах изображаются дороги?

— Какие цвета используются при изображении условных знаков?

— Какие объекты плана изображаются голубым цветом?

— Зеленым?

— Желтым?

— Коричневым?

— При изображении местности с помощью условных знаков необходимо так же соблюдать правила их нанесения.

— Посмотрите в учебнике на стр. 11 рис. 5.

— Что здесь изображено?

— Сравните планы и скажите, как правильно на них изображать условные знаки.

Мультимедиа-пособие для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

«Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс» урок 5 слайд 14 Тренажер «Исправляем план местности».

СЛАЙДЫ 23-25

— А сейчас я предлагаю выполнить в рабочих листках задание 4 (это небольшой тест), который поможет узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Давайте проверим правильность выполнения задания (обменяйтесь листочками).

Выставление оценок

Объяснение ДЗ

К следующему уроку, ребята, я попрошу вас выучить определение топографического плана.

Если у кого-то из вас возникли вопросы по сегодняшней теме или что-то непонятно, поработайте дjма с параграфом 4.

А так же, обратите внимание на стр.12 на зад. 3 и 4 после параграфа. Подумайте, какие условные знаки плана можно использовать для изображения местности вокруг школы.

Желающие могут написать рассказ о своем пути от дома до школы, заменяя слова условными знаками.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

§ 10. План местности | Общая география, 6 класс

§ 10. План местности

 

Изображение местности.Изображение участков земной поверхности нужны для изучения природы и ведения хозяйства. Небольшое по площади местность можно нарисовать или сфотографировать.  Фотография и фотоснимокобычно делают с поверхности Земли. Поэтому на них ближе предметы заслоняют то, что находится за ними. И рисунок, и фотографию дают представление о местности, однако на них не видно, какие размеры и формы имеет участок в целом.

Размещенные на поверхности объекты (Леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видно их размеры и взаимное расположение.

Вид поверхности сверху передает и план местности. Однако между ним и аэрофотоснимковсуществует много различий. План местности — это чертеж на бумаге изображает небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками.

Условные знаки плана, во-первых простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы.  При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показано голубым цветом воды, а леса — зеленым — цветом растительности. Ланы (Поля), огороды специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак луков напоминает стебли травы. Пески изображен коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы, изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Сравнив фотография, аэрофотоснимоки план, видим, что все они являются уменьшенными изображениями земной поверхности. План местности отличает то, что он отражает и те предметы, которые не видны на рисунке и аэрофотоснимке. По планам можно узнать названия сел, рек, породы деревьев в лесу. Поэтому план дает больше сведений, следовательно он удобнее для изучения и использования местности.

 

Рис. План местности масштаба 1:50000

Рис. План местности масштаба 1:100000

 

Рис. Космический снимок

 

Рис. Условные знаки плана местности

 

Определение направлений на плане. Чтобы узнать, где на плане расположены объекты, нужно уметь определять на нем направления. На планах направление на север часто обозначают стрелке. Зная направление на север, можно от любой точки плана, как и на местности, определить все остальные стороны горизонта. Если на плане стрелка не изображена, то считается, что верхний край плана — северный, нижний - Южный, левый — западный, правый — восточный. Следовательно, чем ближе объект к верхнего края плана, тем дальше на север он расположен. Стороны горизонта учитывают при определении положения объектов на больших территорий. Например, Киев расположен на севере Украины, Город Ялта — На юге Крымского полуострова. По направлениям сторон горизонта выделяют также части населенных пунктов. Для этого находят центр изображенного на плане города или села. Та его часть, которая от центра направлена на север, будет северной, на  юг — южной и т.д.

По планам устанавливают, где лучше строить заводы и возводить жилые дома. За ними видно, где удобнее разместить школы и какие места отвести под сады и парки.

Планов существует очень много. Простейшие из них, где показано только отдельные объекты, называют схемам. Таковы, например, схемы железных дорог, которые можно увидеть на вокзалах или в поездах. Они помогают ориентироваться в размещении станций. Есть планы-схемы вашей школы. На случае пожара или иного бедствия они призваны помочь найти выходы из помещения.

Планы местности необходимые туристам. Отправляясь в путешествие, за ними предварительно знакомятся с районом путешествия. Во время турпохода планы применяют как путеводители для ориентирования на местности.

 

 

Вопросы и задания

1. Чем план местности отличается от них?

2. Расскажите по плану местности, можно увидеть, если идти из поселка …. по пути на север.

3. Какие объекты на плане местности расположены севернее ветряка, а какие — на западу от него?

4. В каком направлении на плане местности от дома лесника находится источник?

5. Для чего человеку нужны планы местности?

6. Составьте план в масштабе 1: 10 000 по описи. От школы ученики прошли 300 м север и оказались у одинокого дуба. Затем они повернули на юго-восток и, пройдя 100 м, оказались у колодца. Далее их путь пролег на восток, и через 200 м они подошли к берегу озера. Затем учащиеся направились на юго мероприятие на мельницу, стоявший на расстоянии 200 м. Пройдя 50 м к югу школьники вышли на дорогу, которая вела в школу. В каком направлении и какое расстояние нужно пройти ученикам, чтобы вернуться в школу?

 

geomap.com.ua

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта