Понятие публичной собственности – 1.1 Понятие и содержание права публичной собственности. Гражданско-правовой анализ права государственной и муниципальной собственности

Содержание

27. Право публичной собственности.

Публичная
собственность в соответствии

с российским законодательством имеет
две разновидности — государственную и
муниципальную собственность.

Право
государственной

собственности характеризуется
множественностью субъектов, в роли
которых выступают Российская Федерация
в целом (в отношении имущества,
составляющего федеральную собственность)
и ее субъекты — республики, края, области
и т.д. (в отношении имущества, составляющего
их собственность). Следовательно,
субъектами права государственной
собственности выступают именно
соответствующие государственные
(публично-правовые) образования в целом,
т.е. Российская Федерация и входящие в
ее состав республики, края, области и
т.д., но не их органы власти или управления
(п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в
имущественном обороте от имени
соответствующего государственного
образования и в соответствии со своей
компетенцией осуществляют те или иные
правомочия публичного собственника
(ст. 125 ГК).

Муниципальная
собственность

относится к публичной, а не частной
собственности, поскольку ее субъекты
являются публично-правовыми образованиями.
Муниципальная собственность не является
разновидностью государственной
собственности, а представляет собой
самостоятельный вид публичной
собственности. Ведь муниципальные
образования не являются государственными
образованиями (из чего исходил и ранее
действовавший российский Закон о
собственности). Субъектами права
муниципальной собственности в п. 1 ст.
215 ГК объявлены городские и сельские
поселения и другие муниципальные
образования в целом. От имени
соответствующего муниципального
образования — собственника его правомочия
в соответствии со своей компетенцией
могут осуществлять те или иные его
органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает
их собственниками соответствующего
имущества*(393).

28. Право собственности и другие вещные права на землю.

Вводный
закон приостановил действие гл.17 ГК до
введения в действие Земельного кодекса,
который подлежит принятию Государственной
Думой. Гл.17 ГК вступает в силу одновременно
с Земельным кодексом. Дата его вступления
в силу будет датой вступления в силу
гл.17 ГК.

Земельный
кодекс, принятый 25 апреля 1991г., в своей
большей части утративший силу, не может
регулировать земельные отношения
согласно нормам ГК, поскольку не отвечает
его принципам. Чтобы исключить
противоречие между этими актами, Вводный
закон приостановил действие гл.17 ГК о
земле.

ГК
включил землю в число объектов гражданских
прав (ст.129, 130, 164). Приостановление
действия гл.17 ГК не прекращает гражданский
оборот земли, поскольку земля может
отчуждаться или переходить от одного
лица к другому иными способами в той
мере, в какой ее оборот допускается
законами о земле (п.3 ст.129). Гражданский
оборот земли урегулирован второй частью
ГК, федеральными законами и указами
Президента РФ.

2.
По Конституции (ст.9) земля может
находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Государство гарантирует неприкосновенность
и защиту частной собственности на
землю, а также защиту прав собственников
земли при совершении сделок с ней. Если
согласно прежнему гражданскому
законодательству земля была объектом
исключительной государственной
собственности, то по действующему ГК
государственная собственность на землю
определяется по так называемому
остаточному принципу: земля, не
находящаяся в собственности граждан,
юридических лиц либо муниципальных
образований, является государственной
собственностью (ст.214 ГК).

3.
Земельные участки для индивидуального
жилищного строительства, личного
подсобного хозяйства, садоводства
передаются гражданам в частную
собственность в пределах среднерайонных
норм бесплатно. Если земельный участок
превышал установленный норматив, он
оставался у землевладельца в пожизненном
наследуемом владении или пользовании
и у собственника было право выкупить
участок в собственность по рыночной
цене у местной администрации (Закон РФ
от 23 декабря 1992г. «О праве граждан
Российской Федерации на получение в
частную собственность и на продажу
земельных участков для ведения личного
подсобного хозяйства, садоводства и
индивидуального жилищного строительства»
— Ведомости РФ, 1993, No.1, ст.26).

4.
Собственниками земельных участков в
результате приватизации государственных
и муниципальных предприятий могут
становиться юридические и физические
лица. Каждому собственнику земельного
участка выдаются документы, подтверждающие
право собственности на землю. Ранее
были утверждены их разные формы, имеющие
одинаковую юридическую силу, —
государственный акт, свидетельства на
право собственности на землю, подлежащие
регистрации в поземельной книге.

5.
Указ Президента РФ от 27 октября 1993г.
No.1767 «О регулировании земельных
отношений и развитии аграрной реформы
в России» (СА РФ, 1993, No.44, ст.4191)
предусмотрел право граждан и юридических
лиц — собственников земельных участков
продавать, передавать по наследству,
дарить, сдавать в залог, аренду,
обменивать, а также передавать земельный
участок или его часть в качестве взноса
в уставные фонды акционерных обществ,
товариществ, кооперативов, в том числе
с иностранными инвестициями. Граждане
и юридические лица могут образовывать
общую (совместную, долевую) собственность
путем добровольного объединения
принадлежащих им земельных участков,
земельных долей (паев).

studfiles.net

что это означает на простом языке, формы и виды права на квартиру, на землю

Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.

Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.

Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:

  1. Государственная.
  2. Муниципальная.
  3. Частная.

Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.

Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.

Это важно знать: несмотря, что обе формы подразумевают общий для всех характер публично-правовых имущественных отношений, они подразумевают разные виды полномочий и объектов права. Для государства это практически все объекты федерального значения (территории, здания и сооружения) и субъекты прав (субъекты РФ), тогда как для муниципалитетов это их поселения (города и села). Часто на территории конкретного субъекта РФ действуют оба режима публичной собственности.

Понятие публичной собственности

Согласно законодательству России государство точно такой же самостоятельный субъект права, подобно физическим и юридическим лицам. Но конкретно правом публичной собственности являются органы власти (федеральные или муниципальные).

Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).

Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.

Пример №1

Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.

Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).

Пример №2

Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.

Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.

Недостатки и явные преимущества публичной собственности

Если говорить о недостатках публичного правового статуса имущества, то здесь важно сделать одно замечание, их едва ли заметишь, и вот почему. С точки зрения владения самим государством или муниципалитетом объект может приносить одни убытки (содержание или отсутствие прибыли).

С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.

Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.

Плюсы есть и они очевидны

Опять возвращаясь к теме повальной приватизации жилого фонда, продемонстрируем преимущество нахождения квартир в публичной собственности:

  • частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
  • в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
  • наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир. Их просто нельзя будет забрать у нанимателей.

Это важно знать: квартиры, особенно выдаваемые в советский период государством, имели очень маленькую жилплощадь. Семьи разрастались, и возникала потребность в улучшении условий проживания. То есть существовала возможность получить более просторную жилплощадь. Подобные санитарные нормы действуют и сегодня. И только для обладателей квартир, находящихся в публичной собственности, доступно бесплатное расширение.

Из этого видео вы узнаете о праве собственности:

Внимание!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,
но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,
как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
+7(499) 703-42-21 — Москва
+7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург
+7(800) 500-27-29 доб. 482 — Россия (общий)
или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!
Все консультации у юристов бесплатны.

zem-pravovik.ru

1 Понятие права публичной собственности. Право публичной собственности

Похожие главы из других работ:

Вещные права на природные ресурсы в РФ

Глава 2. Отношения публичной собственности на природные ресурсы в РФ и их специфика

Вещные права на природные ресурсы в РФ

§3. Правовые проблемы реализации права публичной собственности на природные ресурсы

Земля и земельные ресурсы являются одним из важнейших природных объектов.

Согласно ст.16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований…

Гражданско-правовой анализ права государственной и муниципальной собственности

Глава 1. Общие положения о праве государственной и муниципальной (публичной) собственности

Гражданско-правовой анализ права государственной и муниципальной собственности

1.1 Понятие и содержание права публичной собственности

Отношения собственности выступают в различных формах в зависимости от того, кто является их субъектом: отдельный индивид, организованный коллектив, государство или органы местного самоуправления (муниципалитет)…

Гражданско-правовой анализ права государственной и муниципальной собственности

1.2 Субъекты права публичной собственности

Субъектами права государственной и муниципальной (публичной) собственности являются соответственно государство и муниципальные образования, именуемые в юридической литературе публично-правовые образования См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Указ…

Гражданско-правовой анализ права государственной и муниципальной собственности

1.3 Объекты права публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения…

Гражданско-правовой анализ права государственной и муниципальной собственности

Глава 2. Приватизация как основание прекращения права публичной собственности

Гражданско-правовые способы защиты права собственности

3. Понятие механизма защиты права собственности и классификация гражданско-правовых способов защиты права собственности

Признание за собственником его прав на принадлежащее ему имущество предполагает также охрану этих прав от посягательств третьих лиц. В нашем обществе не может быть все идеально, потому что всегда появляются силы…

Личная собственность в современных экономических условиях

1.1 Понятие права собственности. Способы разрешения коллизий о праве собственности и других вещных прав

Право собственности представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения собственности. Это важнейший элемент правовой системы любого государства; «ядро», лежащее в основе вещных прав…

Муниципальные образования, как субъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности и приватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администраций муниципальных образований в гражданском обороте)

1.5 Субъекты публичной собственности

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами…

Муниципальные образования, как субъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности и приватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администраций муниципальных образований в гражданском обороте)

1.6 Объекты публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения…

Правовые отношения в сфере права собственности

2.2 Приватизация как способ перехода публичной собственности в частную собственность

Важным основанием производного приобретения права собственности гражданами и юридическими лицами является переход к ним государственного и муниципального имущества в рамках приватизации. Приватизация…

Правовые отношения в сфере права собственности

3. Право публичной собственности (государственной и муниципальной)

Правовые отношения в сфере права собственности

3.1 Понятие и субъекты права публичной собственности

Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов РФ. В государственной собственности находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан…

Правовые отношения в сфере права собственности

3.2 Разграничение объектов права публичной собственности

Помимо разграничения публичной собственности на двухуровневую — государственную и муниципальную, существенное значение имеет порядок управления той или другой собственностью и их двухэлементная объектная структура…

pravo.bobrodobro.ru

Общественная собственность — это… Понятие и виды общественной собственности

В юридической литературе в последнее время часто используются такие понятия, как «частная и общественная собственность». Между тем далеко не все четко понимают различия между ними и нередко их путают. Далее в статье попробуем разобраться, что такое собственность, какими особенностями обладает общественное имущество и как оно может приобрести такой статус.

Терминология

Собственность считается центральным звеном современной экономической системы. Она обуславливает цели функционирования народнохозяйственного комплекса, способ взаимодействия работников и средств производства, определяет структуру общества, методы распределения благ и пр. Отношения собственности влияют на формирование прочих видов отношений. Они признаются системообразующими и основными.

Что такое собственность? Понятие можно рассматривать в 2-х аспектах. В узком смысле – это имущество, которым субъект может распоряжаться, пользоваться, владеть на законных основаниях. В широком смысле собственность – это общественные отношения, связанные с распределением/присвоением благ.

Выделяют юридическое и экономическое содержание собственности. Последнее строится на взаимодействии между субъектом – законным владельцем имущества и объектом – материальными ценностями, благами.

Понятие общественной собственности

Как известно, владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом может любой субъект, имеющий на это законные основания. В качестве собственника может выступать частное лицо. В таком случае говорят о частном имуществе. Все остальные материальные ценности признаются общественной собственностью. Эту категорию следует отличать от понятий «общественное место», «собственность общественного объединения» и пр.

В настоящее время единого подхода к трактовке определения «общественная собственность» нет. Общепринято считать, что все, что не частное, является общественным.

Отличия от индивидуальной (частной) собственности

Различия между этими двумя понятиями весьма существенные. Основными из них можно считать:

  1. Пределы свободы права владения.
  2. Материальную ответственность.
  3. Контроль действий в отношении объектов.
  4. Цели.
  5. Соизмерение интересов.

Свобода права

Под ней следует понимать объем полномочий субъектов в отношении общественной собственности. Эта свобода выражается в следующем. К примеру, частное лицо вправе продать принадлежащий ему бизнес, передать его в государственный культурный фонд. Если же субъект выступает в качестве совладельца общественной собственности, он не может никому отдать имущество. Более того, он не может отказаться и от доли участия, пока не покинет соответствующее общество.

Имущественная ответственность

Частному лицу приходится нести все издержки, связанные с принадлежащим ему имуществом. Совладелец общественной собственности – это менее заинтересованный субъект, он чувствует меньшую ответственность. К примеру, был сильный ветер, которым выбило стекло в доме. За новое стекло рядовому гражданину придется заплатить самому. Не вставлять его – не в интересах лица. Если же стекло выбило в общественном здании, никто из членов общества не будет чувствовать ответственность за собой. Решение о вставке нового стекла будет приниматься всем обществом или специально уполномоченным органом.

Контроль

Частный собственник всегда желает знать обо всех действиях, совершаемых привлеченными лицами в отношении его имущества. Совладельцы общественных ценностей не так в этом заинтересованы.

К примеру, какое-то сооружение является объектом коллективной собственности. Для проведения ремонта был выбран прораб, который стал привлеченным управляющим. Он, в свою очередь, привел бригаду для выполнения необходимых работ. За контроль качества ремонтных мероприятий ни один член общества не несет ответственности. Соответственно, наблюдение за ходом работ осуществляется не в полную силу. В результате ремонт может оказаться не таким качественным, как если бы его проводила та же бригада, но в частном доме.

Соизмерение интересов

Частный собственник может выбрать, что производить, как использовать свое имущество, что в него вкладывать. К примеру, гражданин может посадить в своем саду дерево, т. к. это в его интересах – он хочет собирать урожай. Участники коллективной собственности не так заинтересованы в производстве чего-либо для общества, поскольку такие блага используются для удовлетворения социальных нужд.

Как показывает практика, совладельцы общественного имущества перекладывают ответственность за какой-то труд на конкретного участника. При наступлении момента разделения выгоды, извлеченной из работы, заинтересованными становятся все члены социума.

Цель частного собственника состоит в получении личной прибыли или создания комфортных условий для себя. Общественное имущество используется на благо социума.

Формы

Общественная собственность бывает:

  1. Государственной.
  2. Муниципальной.
  3. Коллективной.

Муниципальной собственностью называют имущество, которым распоряжаются, владеют и пользуются муниципалитеты. Государственные материальные ценности могут быть:

  1. Федеральными.
  2. Региональными.

Коллективная общественная собственность в России – церкви, общественные объединения, политические партии и т. д.

Возникновение госсобственности

Имущество может перейти в категорию государственного при:

  1. Национализации. Она предполагает отчуждение имущества в пользу РФ.
  2. Строительстве на бюджетные средства. К примеру, государственной общественной собственностью являются дороги.
  3. Приобретении контрольного пакета ценных бумаг частной компании.

Плюсы общественной собственности

Одним из ключевых достоинств коллективного имущества признается наличие естественных (природных) ресурсов и широкий выбор направлений их использования. Множество доступных ресурсов используется для развития разных промышленных отраслей. При этом при использовании какого-то одного средства производства реализуется сразу несколько целей. К примеру, угольно-добывающая промышленность обеспечивает создание большого количества рабочих мест, позволяет многим потребителям пользоваться ресурсом, а деньги, полученные от реализации продукции, перенаправить на удовлетворение социальных нужд либо в иную отрасль (к примеру, металлургическим предприятиям).

За счет государственной общественной собственности происходит равномерное разделение благ среди граждан. К примеру, ПФР распределяет часть бюджета на финансирование пенсионного обеспечения.

Актуальные проблемы

Одной из них считается сегодня обеспечение эффективного управления общественной собственностью. Зачастую вследствие ограниченности интересов чиновников развитие экономики существенно замедляется. К примеру, гражданин занимает должность администратора в государственных СМИ. Он особо не заинтересован во внедрении новых технологий, поскольку личной прибыли от этого не получит. Безусловно, для сохранения зарплаты, предотвращения применения к нему санкций за ненадлежащее исполнение обязанностей он будет выполнять поставленные задачи.

Масштабы недостатка общественной собственности находятся в прямой зависимости от статуса. Чем большее число людей несет ответственность, тем меньше индивидуальная ответственность.

Например, здание муниципального ДОУ пришло в аварийное состояние и его перевели в категорию «под снос». Заведующий учреждением будет ждать перевода в другой детский сад либо станет искать работу самостоятельно. При этом его будет мало заботить судьба детей. Совсем другое отношение к проблеме будет в случае, если детский садик частный. Его собственник будет делать все возможное, чтобы найти помещение, и заверит родителей, что скоро проблема решится.

Неэффективное управление, к сожалению, далеко не единственная проблема. Нередки случаи, когда чиновники используют общественную собственность для удовлетворения своих личных нужд. Такие действия причиняют значительный ущерб экономике.

Отчуждение имущества у частного собственника

Оно представляет собой переход прав на объект от владельца к государству или муниципалитету. Отчуждение может осуществляться добровольно или принудительно.

Во втором случае нормативная основа процедуры выбирается в зависимости от типа имущества. К примеру, при отчуждении сооружения применяются нормы ГК, ГрК и ряда других актов. Если возникает общественная собственность на землю, ключевым правовым документом является ЗК.

fb.ru

26.Понятие и содержание права публичной собственности.

П.
гос. собственности. Гос. собственность-
имущ-во, принадлежащее на п. собственности
РФ или субъектам РФ (ст. 214). Имущ-во.
Находящееся в гос. собственности
закрепляется за гос. предприятиями и
учреждениями во владение, пользование
и распоряжение. Искл. составляют бюдж.
Средства и иное гос. имущ-во, не закрепленные
за гос. предприятиями и учреждениями и
составляющие казну РФ, края, обл. и др.
субъектов. Гос-ву м. принадлежать акции
в АО. Гос-во м. иметь любое имущ-во,
необходимое для осуществления его
функций.

Субъекты
п. гос. собственности –РФ (фед. гос.
собственность) и Субъект РФ: республика
в составе РФ, край, обл., авт. обл., гг.
Москва и С-Пб.

Объекты
п. гос. собственности: -круг объектов
фед. собственности не ограничен. В нем
м. находится любое имущ-во; -круг объектов
собственности субъектов РФ несколько
уже. В ее состав не м. входить объекты
искл. фед. собственности; -порядок
разграничения объектов фед. собственности
и собственности субъектов РФ устанавливается
спец. з.

Объекты,
отнесенные з. к искл. собственности РФ:
золотой запас, алмазный и валютный
фонды, имущ-во Вооруженных сил, иное
имущ-во по з.

Содержание
п. гос. собственности не отличается от
содержания п. собственности в общих
положениях. Собственность явл-ся эк.
категорией гос-ва. Специфика содержания
п. собственности: -РФ и нередко субъект
РФ в зак. порядке устанавливают для себя
правила поведения как собственника;
-нередко орган (орган гос. власти –ст.
125) одновременно явл-ся субектом
законотворчества и представителем
собственника имущ-ва.

Осн.
группы гос. имущ-ва: -средства
соответствующего бюджета и иное гос.
имущ-во, не закрепленное за гос.
предприятиями и учреждениями, составляющие
гос. казну РФ или гос. казну субъекта
РФ; -имущ-во, закрепленное за гос.
предприятиями и учреждениями.

Осн.
особенности гос. собственности: -субъектом
п. собственности явл-ся гос-во, а управление
и распоряжение принадлежащим ему
имущ-вом осуществляют органы гос.
управления, а также спец. уполномоченные
физ. и ю.л.; -полномочия собственника
гос-во осуществляет в осн. путем издания
прав. актов; -РФ м. иметь любое имущ-во
на п. собственности, в т.ч. и изъятое из
оборота, а субъекты РФ м. иметь любое
имущ-во, за искл. отнесенного к исключ.
собственности РФ; -для гос-ва хар-ны
такие способы приобретения п. собственности,
как национализация, конфискация,
реквизия, налоги, иные способы; -основание
прекращения п. гос. собственности
–приватизация, т.е. отчуждение имущ-ва
из гос. собственности в собственность
гр-н, ю.л. (по з.).

Основания
приобретения п. собственности гос-вом:
-общие для всех субъектов ГП; -спец.,
присущие только гос-ву: -конфискация,
реквизия, национализация, иные основания
по з.

Способы
прекращения гос. п. собственности:
-общегражд. способы; -спец. способ:
приватизация (отчуждение, переход
имущ-ва, гл. обр. недвижимого, из гос.
собственности в муницип., частную
собственность гр-н или ю.л. в порядке и
на условиях, предусмотренных спец.
зак-вом).

П.
муницип. собственности.

Муниц.
Собственность –имущ-во, принадлежащее
на п. собственности гор. и сельск.
поселениям, а также др. муниц. образованиям.
Не явл-ся разновидностью гос. собственности.
Это самостоят. форма собственности, но
она во многом схожа с гос. собственностью.
От имени муниц. образования п. собственности
осуществляют органы местн. самоуправления
и лица в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими
статус этих органов.

Объекты
муниц. собственности: -средства местного
бюджета; -муниц. внебюдж. фонды; -имущ-во
органов местн. самоуправления и местных
органов власти; -муниц. земли; -др. прир.
ресурсы, находящиеся в муниц. собственности;
-муниц. предприятия, орг-ции; -муниц. жил.
фонд и нежилые помещения; -муниц.
учреждения обр-я, здравоохранения,
культуры и спорта; -объекты инженерн.
инфраструктуры; -др. движимое и недвиж.
имущ-во.

Содержание
муниц. собственности: -правомочия по
владению, пользованию и распоряжению;
-пределы полномочий осуществляются на
основании з.

Осн.
группы муниц. имущ-ва: -имущ-во, закрепленное
за муниц. предприятиями и учреждениями;
-средства соответствующего местн.
бюджета и иное имущ-во, не закрепленное
за муницип. предприятиями и учреждениями,
составляющие муниц. казну соответствующего
гор., сельск. поселения или образования.

Порядок
передачи объектов из гос. собственности
в муниц. установлена зак-вом.

Передача
объектов, относящихся к муниц.
собственности, в гос. собственность
субъектов РФ или в фед. собственность
м. осуществляться только с согласия
органов местного самоуправления либо
по решению суда.

studfiles.net

Право публичной собственности

Курсовая работа

Введение

1 Понятие права публичной собственности

2 Сущность управления публичной собственностью

Заключение

Глоссарий

Список использованных источниов

Список сокращений

Приложения

Сущность права раскрывается в его основных принципах, закрепленных в Конституции. Право выражается в правовой норме, представляющей собой общее правило поведения, обязательное для всех, санкционированное законом или иным нормативным актом. По юридической силе все правовые нормы подразделяются на законы и подзаконные акты.

Наибольшее внимание уделено гражданскому праву, регулирующему имущественные и связанные с ними неимущественные отношения граждан, государственных и муниципальных, а также коммерческих структур в условиях становления рыночной экономики.

Так, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота: государства, граждан, граждан-предпринимателей, организаций, фирм и других образований.

Существуют следующие классификации юридических лиц:

По форме собственности имущественных вкладов:

• публичные — государственные и муниципальные;

• частные.

В Конституции РФ идея взаимосвязи государственного суверенитета и публичной собственности определенно не выражена. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно увидеть определенный подход к данной позиции.

Актуальность и цель курсовой работы на тему «Право публичной собственности» определено следующими положениями.

Особое место тема право публичной собственности занимает в связи с интеграционными процессами, глобализацией.

В странах с развитой рыночной экономикой, не говоря уже о тех, где превалируют централизованные методы управления хозяйством, удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных фондов страны достаточно высок. Это относится к таким отраслям, как транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и ряд других. В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай всякого рода чрезвычайных обстоятельств. Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется главным образом двумя факторами.

Во-первых, каждое государство должно думать о своей безопасности, причем не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д.

Во-вторых, государство выполняет ряд функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения, среди которого немало обездоленных. А для всего этого необходимо располагать соответствующей материально-технической и финансовой базой.

На сегодняшний день полным ходом идет процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц.

В результате приватизации должно произойти воссоединение средств производства с работниками производства, а собственность обретет свое подлинное содержание. Во всяком обществе важнейшее значение имеет собственность на средства производства, которая определяет и характер собственности на предметы потребления. Любое государство нуждается в экономических ресурсах для выполнения тех публичных задач и функций, ради которых оно существует.

Наличие публичного имущества с необходимостью требует эффективного управления им. При этом повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью называется в качестве едва ли не основной задачей государственной политики в рассматриваемой сфере. Однако решение данной задачи в первую очередь должно базироваться на оптимизации состава публичного имущества, в том числе на его четком распределении, исходя из целей использования между РФ, субъектами РФ и муниципалитетами.

В советский период социалистическая собственность составляла основу экономической системы унитарного государства, а потому вопрос об оптимизации (ограничении) состава публичного имущества не мог возникнуть по определению. В связи с этим законодатель и ученые уделяли внимание не столько составу государственной собственности в целом, сколько выделению из него тех объектов, которые не могут находиться в свободном гражданском обороте и принадлежать частным лицам (так называемые объекты исключительной государственной собственности).

В настоящее время объекты исключительной государственной собственности приводятся, в частности, в ст. 27 ЗК РФ, ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» и некоторых других законодательных актах специального характера (с учетом изменений и дополнений). К таким объектам отнесено не только имущество, предназначенное для общего пользования и в силу своих физических свойств не способное находиться в частной собственности (море, ресурсы континентального шельфа и др.), но и имущество, обеспечивающее безопасность, обороноспособность, стратегические и иные публичные интересы государства. Анализ нормативных изменений свидетельствует о продолжающемся сокращении перечня такого имущества.

Публичная собственность является важным фактором стабилизации рыночных отношений, инструментом сдерживания социальных издержек и диспропорций в экономическом развитии, необходимой ресурсной базой для стимулирования перспективных для общества направлений и отраслей развития.

Публичная собственность является реальным инструментом обеспечения публичных интересов, интересов нации, народа, населения региона или муниципального образования при условии ее эффективного управления. В Российской Федерации эта проблема является одной из самых важных.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть государство и право публичной собственности;

— рассмотреть проблему субъекта права публичной собственности

С юридической точки зрения собственность — это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности.[1]

Субъект собственности — активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.

Объект собственности — пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей.

Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

-результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;

— федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

— объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях.

Объектом, или предметом, гражданского права является направление его воздействия.

Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.

По закону (ст. 128 ГК РФ) объекты гражданского права подразделяются на пять видов: 1) имущество; 2) работа и услуги; 3) информация; 4) результаты интеллектуальной деятельности; 5) нематериальные блага.[2]

Объекты гражданских прав по-разному участвуют в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.Объекты гражданского права классифицированы в ГК РФ в следующей последовательности: виды объектов гражданского права, недвижимые и движимые вещи (ст. 128, 130, 132, 138).[3]

Более того, в силу ст. 124 ГК РФ публичные образования в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Современная концепция публичной собственности (прежде всего, с точки зрения требований к составу имущества) должна основываться на неразрывной связи объектов, которые могут находиться в государственной и муниципальной собственности (как оборотоспособные, так и ограниченные в обороте и изъятые из оборота), с предметами ведения РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также полномочиями соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Известно, что ГК РФ как основополагающий законодательный документ дает только базовые определения и регулирующие положения, которые при необходимости, более подробно раскрываются в других законодательных документах: кодексах и законах. В их числе: водный и лесной кодексы, законы о недрах, о земле, градостроительном развитии, строительстве и т.д.

Большинство объектов могут свободно отчуждаться (продажа, мена и т.п.) либо переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства (т.е. при наследовании или реорганизации юридического лица). Такие объекты называют обороноспособными.

mirznanii.com

Право публичной собственности.

Публичная
собственность в соответствии

с российским законодательством имеет
две разновидности — государственную и
муниципальную собственность.

Право государственной
собственности характеризуется
множественностью субъектов, в роли
которых выступают Российская Федерация
в целом (в отношении имущества,
составляющего федеральную собственность)
и ее субъекты — республики, края, области
и т.д. (в отношении имущества, составляющего
их собственность). Следовательно,
субъектами права государственной
собственности выступают именно
соответствующие государственные
(публично-правовые) образования в целом,
т.е. Российская Федерация и входящие в
ее состав республики, края, области и
т.д., но не их органы власти или управления
(п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в
имущественном обороте от имени
соответствующего государственного
образования и в соответствии со своей
компетенцией осуществляют те или иные
правомочия публичного собственника
(ст. 125 ГК).

Муниципальная
собственность

относится к публичной, а не частной
собственности, поскольку ее субъекты
являются публично-правовыми образованиями.
Муниципальная собственность не является
разновидностью государственной
собственности, а представляет собой
самостоятельный вид публичной
собственности. Ведь муниципальные
образования не являются государственными
образованиями (из чего исходил и ранее
действовавший российский Закон о
собственности). Субъектами права
муниципальной собственности в п. 1 ст.
215 ГК объявлены городские и сельские
поселения и другие муниципальные
образования в целом. От имени
соответствующего муниципального
образования — собственника его правомочия
в соответствии со своей компетенцией
могут осуществлять те или иные его
органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает
их собственниками соответствующего
имущества*(393).

============================================================================

Понятие и виды общей собственности.

Общая собственность
оформляет принадлежность вещи одновременно
нескольким лицам. Она характеризуется
множественностью субъектов, которые
называются участниками общей собственности,
или сособственниками, и единством
объекта, т. е. два или более лица имеют
право собственности на одну и ту же вещь
или совокупность вещей. В качестве
сособственников могут выступать
различные субъекты гражданского права:
граждане, юридические лица, публичные
образования в любых сочетаниях.

Общая собственность
может возникнуть на любую
индивидуально-определенную вещь.
Основанием для этого является поступление
в собственность двух или нескольких
лиц имущества, которое не может быть
разделено без изменения его назначения
(неделимые вещи) либо не подлежит разделу
в силу закона.

Субъектам общей
собственности принадлежат правомочия
владения, пользования и распоряжения
имуществом, однако каждый из них может
осуществлять эти правомочия только с
учетом прав и интересов других
сособственников. Таким образом, при
общей собственности возникают не только
отношения собственников с третьими
лицами (внешние отношения), но и отношения
сособственников между собой (внутренние
отношения). Это составляет основную
особенность общей собственности, которая
обусловливает необходимость специального
ее регулирования, направленного на
согласование воли и интересов
сособственников при осуществлении ими
правомочий владения, пользования и
распоряжения общим имуществом.

Согласно ГК РФ
общая собственность может быть долевой,
т. е. с определением доли в праве
собственности каждого из собственников,
либо совместной (бездолевой), т. е. без
определения таких долей. Доля в праве
совместной собственности лишь
предполагается, но заранее не определена,
она устанавливается при разделе имущества
между сособственниками или выделе доли
одного из них. Общая собственность на
имущество, как правило, является долевой,
если иное не предусмотрено законом.

Долевая собственность
может возникнуть в силу любых оснований,
допускаемых законом. Кроме того, режим
совместной собственности может быть
изменен на режим долевой собственности
по соглашению сособственников либо по
решению суда, если такое соглашение не
достигнуто. Совместная собственность
может возникнуть только в случаях, прямо
предусмотренных законом.

Субъекты своим
соглашением не могут предусмотреть
возникновение между ними совместной
собственности так же, как и изменить
долевую собственность на совместную.

Доли в праве общей
долевой собственности определяются в
виде дроби или процентов (1/2, 30% и т. д.).
Владение, пользование и распоряжение
имуществом должно осуществляться по
взаимному согласию всех сособственников.

Право совместной
собственности — это разновидность
права общей собственности, при которой
отсутствует определение долей
сособственников. Владение и пользование
имуществом осуществляется участниками
совместной собственности сообща, если
иное не предусмотрено соглашением между
ними.

===========================================================================

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Свежие записи

2019 © Все права защищены. Карта сайта