Прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком – Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком — с изменениями, проверено 27.10.2018 — Земельный кодекс — Кодексы Российской Федерации

Содержание

Право пожизненного наследуемого владения — Народный СоветникЪ

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком – отголосок советского времени, когда понятие «частная собственность» практически отсутствовало. Граждане СССР получали землю в пользование на неопределенный срок, но принадлежала она исключительно государству. Все о наследственном владении землей в современных условиях читайте в настоящей статье.

Пожизненное наследуемое владение земельным участком: что это такое и чем отличается от собственности

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: варианты и условия прекращения

Пожизненное наследуемое владение земельным участком: что это такое и чем отличается от собственности

Сегодня земельные участки в пожизненное владение уже не предоставляются – подобная практика прекратилась практически одновременно с существованием СССР. Однако граждане, получившие землю до обновления законодательства, сохраняют право на ее использование практически на тех же условиях, что и при советской власти.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком не равнозначно понятию собственности, поскольку оно допускает только владение и пользование участком без возможности распоряжения.

Основные признаки, характерные для этой категории прав:

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен
  • в качестве объекта наследуемого владения может рассматриваться исключительно государственная или муниципальная земля;
  • владельцем выступает только гражданин (физическое лицо), то есть предприятия и организации претендовать на использование земли в таком режиме не могут;
  • правообладателю, то есть владельцу земельного участка предоставляется в том числе право на возведение на нем различных строений с последующим оформлением их в собственность;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком должно быть зарегистрировано в Россреестре (регистрация требуется также и в случае смены владельца, то есть перехода прав на землю к другому лицу).

Важно: статья 31 ЗК РФ разрешает только одну форму распоряжения участком, предоставленным на праве пожизненного наследуемого владения, – передачу по наследству. Продажа, передача в залог, дарение и прочие сделки, которые влекут или могут повлечь выбытие земли из владения, не допускаются, а в случае их совершения признаются ничтожными.

Исключений из этого правила нет, зато существует норма, позволяющая его обойти: в силу статьи 53 ЗК РФ переход прав на капитальные строения автоматически означает переход прав и на земли, на которых они размещены. Таким образом, для фактического отчуждения земельного участка достаточно продать возведенный на нем дом – при условии, что он оформлен в собственность с соблюдением правил регистрации.

Согласия муниципалитета, то есть собственника земли, для продажи строений на таких участках не требуется – об этом прямо указано в статье 523 ГК РФ. Более того, не нужно даже решения госоргана о смене владельца земли – она регистрируется одновременно с регистрацией прав на купленный дом.

Такая своеобразная «лазейка» в законодательстве, основанная на том, что земля первична по отношению к другим объектам недвижимости, нередко используется в целях фактической продажи земли, находящейся в наследуемом владении. К слову, невозможность контроля над соблюдением запрета на отчуждение участков – одна из причин, по которым от такого режима владения землей решено постепенно отказаться.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: варианты и условия прекращения

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком может прекратить свое существование как по желанию самого владельца, так и принудительно – по решению органов власти.

Согласно статье 45 ЗК РФ, принудительное прекращение допускается при следующих обстоятельствах:

  • изъятие участка для нужд государства или муниципалитета;
  • изъятие участка по причине ненадлежащего использования.

При этом законодатель расшифровывает понятие «ненадлежащее использование земельного участка»:

  • нерациональное использование земли или применение ее не по целевому назначению;
  • создание неблагоприятной экологической обстановки;
  • порча земли;
  • неисполнение обязанностей по охране почвы или рекультивации земли, а также по приведению участка в состояние, пригодное для использования по назначению.

Кроме этого, если земельный участок предназначен для возведения на нем жилого помещения или производства сельскохозяйственных работ, он может быть изъят при условии, что указанные цели не реализованы в течение 3 лет, не включая времени, необходимого для освоения земли.

Принудительное изъятие участка допускается исключительно на основании соответствующего судебного акта. При этом если речь идет о прекращении пожизненного наследуемого владения вследствие ненадлежащего использования земли, то лишение такого права предваряется назначением административного наказания в соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ.

В добровольном порядке право пожизненного наследуемого владения земельным участком

может быть утрачено в силу 2 причин: отказ правообладателя от дальнейшего владения участком или приобретение земли в собственность.

Как стать собственником участка

Процедура оформления в собственность участка – объекта наследуемого владения, пожалуй, самая простая из всех существующих. Для этого требуется всего 2 документа:

  • распоряжение местной администрации о предоставлении земли в пожизненное владение;
  • кадастровый паспорт на участок.

Их следует представить в территориальное подразделение Росреестра, подтвердив свою личность и уплатив госпошлину. Свидетельство о регистрации права будет готово через месяц.

Некоторые сложности могут возникать у владельцев, чьи участки не выделены в натуре, то есть в отношении которых не проводилась плановая инвентаризация земель. В такой ситуации придется пройти через процедуру межевания. Сведения о проведении плановой инвентаризации можно получить в кадастровой палате.

Важно: оформление в собственность участка, переданного по наследству, предваряется процедурой принятия наследства – от открытия наследственного дела до получения соответствующего свидетельства. Специально доказывать право на владение участком не нужно – достаточно правоустанавливающих документов наследодателя на землю.

Несмотря на сохранение в современном законодательстве норм, регулирующих вещные права на землю, институт пожизненного наследуемого владения постепенно отмирает – сегодня такой способ использования земли допускается лишь в отношении участков, предоставленных до 29.10.2001 года (дата вступления в силу действующего ЗК РФ). 

nsovetnik.ru

Ст. 45 ЗК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 г.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Комментарий к Ст. 45 ЗК РФ

1. Комментируемой статьей устанавливаются основания прекращения прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками.

Прекращение права в данном случае, как и при прекращении права собственности, может осуществляться и по инициативе правообладателя, и принудительно, в строго определенных законом случаях.

В случае отказа от права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения от правообладателя не требуется указывать основания такого отказа. В то же время отказ от права на земельный участок в самом общем случае может последовать при отсутствии надобности дальнейшего его использования. Например, при ликвидации юридического лица или смене места жительства гражданина.

Одним из существенных условий, выставляемых пользователю или владельцу земельного участка ст. 53 ЗК и гражданским законодательством, является то, что сам факт отказа от участка не является автоматическим прекращением права. Правообладатели обязаны содержать участок, выплачивать установленные платежи за землю, выполнять иные действия, связанные с реализацией права, до тех пор, пока земельный участок не перейдет во владение собственнику — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Факт прекращения права констатируется действиями по государственной регистрации соответствующих изменений в правах на землю.

2 — 3. Пунктом 2 (подп. 1 — 4) комментируемой статьи устанавливается перечень земельных правонарушений, за которые земельный участок может быть изъят у владельца либо пользователя в порядке привлечения к административной ответственности. Данный перечень является закрытым. Изменения или дополнения в установленный перечень не могут быть внесены иными нормативными актами, в том числе федеральными законами.

Споры о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования стали предметом судебных разбирательств.

ФАС Московского округа рассмотрел 2 июня 2005 г. в судебном заседании кассационную жалобу истца — администрации Успенского сельского округа Одинцовского района (далее — Администрация) — на решение Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2004 г., Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2005 г. N 10АП-144/05-ГК по иску (заявлению) к некоммерческой организации «Товарищество домовладельцев «Н» (далее — Товарищество) о прекращении права бессрочного пользования земельным участком. Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Московской области от 7 декабря 2004 г., оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2005 г., Администрации было отказано в удовлетворении иска о прекращении права Товарищества на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком общей площадью 3995 кв. м.

Суд исходил при этом из того, что оснований для применения ст. 54, п. 2 ст. 45 ЗК в спорном случае не имеется. Факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела.

В кассационной жалобе Администрации ставится вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на их незаконность и необоснованность. Заявителем указывается, что судом не учтены нарушения, допущенные Товариществом при землепользовании. Участок был выделен под стадион, между тем до настоящего времени объект не построен. Эти обстоятельства судом не учтены, в иске отказано ошибочно.

Исходя из данных доводов Администрация просила отменить судебные акты с передачей дела на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель Администрации поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Представитель Товарищества выступил против удовлетворения кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, кассационную жалобу Администрации и отзыв на нее со стороны Товарищества, обсудив доводы представителей, суд кассационной инстанции посчитал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 45 ЗК право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при использовании участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также при использовании участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.

Судом установлено, что факт использования земельного участка не в соответствии с назначением не доказан; указанные в акте проверки нарушения либо устранены, либо опровергаются материалами дела, т.е. не доказаны.

Таким образом, по существу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения п. 2 ст. 45 ЗК и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При таких выводах отказ в удовлетворении иска не противоречит закону.

Доводы заявителя относительно ошибочности выводов суда отклоняются.

В деле отсутствуют доказательства того, что товарищество пользуется спорным земельным участком с нарушениями, которые в соответствии с ЗК являются основанием для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Выводы суда соответствуют материалам дела. Нормы материального права к установленным обстоятельствам применены правильно.

С учетом изложенного суд счел, что оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Подпункты 5, 6 устанавливают возможность принудительного прекращения соответствующих прав для обеспечения определенных публичных интересов.

stzkrf.ru

Статья 45 Земельного кодекса. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Земельный кодекс>Глава VII Земельного кодекса. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ >Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

порче земель;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.




1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;

в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ .

———————————

См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

rulaws.ru

29.Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права

Право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения зем. уч. прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на зем. уч.

Право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения зем. уч. прекращаются принудительно при:

1. использовании не целевым назначением;

2. использовании зем. уч., кот-ые приводят к снижению плодородия с/х земель или ухудшению

3. экологической обстановки;

4. неустранении отравлений, загрязнений, порчи или уничтожении плодородного слоя почвы;

5. нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель

6. природоохранного, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель;

7. невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от эрозии и предотвращению 8. процессов, ухудшающих состояние почв; неуплата зем. налога;

9. неиспользовании зем. уч. в течение 3 лет;

10. изъятии зем. уч. для гос. или мун. нужд;

11. реквизиции зем. уч.

Решение о прекращении прав на зем. уч. принимается судом.

30. Пожизненное наследуемое владение зем. Участками.

С принятием Конституции 1993г. это понятие исчезло из нормативных актов, все документ надо было переоформлять (но право собственности). В ЗК 2001 г. понятие права пожизненного наследуемого владения было восстановлено.

Право пожизненного наследуемого владения предполагает право владения и пользования земельным участком, передаваемое по наследству.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.»

Владелец земельного участка имеет право возводить на нём здания, строения, сооружения и другое недвижимое имущество.

Продажа, залог земельного участка и совершение владельцем земельного участка других сделок, которые могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускается.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК 2001 г. не допускается.

Граждане, владеющие земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения, имеют право приобретать его в собственность один раз бесплатно.

Государственная регистрация переходя права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство. Срок неограничен.

Право пожизненного наследуемого владения может быть прекращено. Основанием для этого может служить:

1. отказ землевладельца

2. принудительное адм изъятие за несоблюдение обязанностей.

31. Сервитут— как право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом др. лица.

Сервитуты – юридические ограничения пользования земельным участком.

Сервитут –рабство, служение вещи. Земельный участок служит не только собственнику, но и используется для выгод собственника соседнего участка (например: работники связи могут заходить на участок, по которому проходит кабель).

Земельный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода, проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации ЛЭП, связи, трубопроводов и других нужд собственника недвижимого имущества.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, обладающим правами на земельный участок, и подлежит государственной регистрации.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор решается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обременённый сервитутом, к другому лицу и может быть прекращён в случае минования надобности.

В некоторых случаях может устанавливаться соразмерная плата.

В соответствии с нормами гражданского права сервитуты могут быть частными и публичными, срочными и постоянными.

1)Частный — устанавливается в соответствии с ГК; Может устанавливаться для прохода и проезда через соседний зем. участок, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи, трубопроводов обеспечения водоснабжения и мелиорации и др. нужд которые не могут быть удовлетворены без установления сервитута. Обременение зем. участка сервитутом не лишает собственных прав владения, пользования и распоряжения участком.

2)Публичный сервитут — Может быть срочным или постоянным. Устанавливается законом или НПА. По требованию в отношении которого установлен сервитут, допускается изъятие участка, возмещение ему причиненных убытков и иные правовые последствия. Допускается компенсация, за обременение участка в отношении которого установлен сервитут.

Может устанавливаться для проезда через зем.участок. Использование участка в целях ремонта коммунальных, инженерных и др. линий и сетей, забора воды, прогона скота через участок.

studfiles.net

Принятие решения о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, специалистами СПБ ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможности обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность.

Жалоба может быть подана заявителем:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в СПБ ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги). Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

    Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

    В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Жалоба может быть подана заявителем через СПБ ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга». При поступлении жалобы СПБ ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» обеспечивает ее передачу в Комитет не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

  2. В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Комитета: www.commim.spb.ru, Портала, федерального портала.

    При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  3. Жалоба может быть подана заявителем через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

    Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, специалистов СПБ ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга» рассматривается Комитетом. Жалобы на решения, принятые руководителем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, СПБ ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, специалиста СПБ ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и(или) Комитетом, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и(или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, тел. 576‑60‑30), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам исполнительных органов государственной власти, принимающих участие в предоставлении государственной услуги.

gu.spb.ru

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Само понятие «пожизненное наследуемое владение» участками земли имеет долгую историю. Оно было введено еще в старый Земельный кодекс РСФСР, действовавший в России с 1991 года, и сохранило земельные правоотношения еще со времен Советского Союза.

В дальнейшем, этот термин был развит в ГК РФ. В соответствии со ст. 265 ГК РФ, право пожизненного наследуемого владения участками муниципальных или государственных земель приобретается только на юридических основаниях и в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Пожизненное наследуемое владение земельным участком: что это такое

На данный момент, земельные участки в пожизненное владение более не предоставляются. Данная практика была прекращена практически тогда же, когда произошел распад СССР. Тем не менее, те граждане, которые успели получить землю, сохраняют свое право на ее использование, несмотря на обновление законодательства.

Следует понимать, что право наследуемого владения и собственность – это достаточно разные понятия. Так, наследуемое владение земельным участком предполагает исключительно владение и использование без возможности распоряжаться.

Данная категория прав имеет следующие основные признаки:

  • Объектом наследуемого владения может выступить только земля, принадлежащая государству или муниципалитету;
  • Владельцем может быть только физическое лицо (гражданин). У предприятий и организаций права претендовать на землю через такой режим нет;
  • Правообладатель земельного участка имеет право на постройку на нем разнородных строений и последующее их оформление в свою собственность;
  • Данное право обязательно должно пройти регистрацию в Росреестре. Также данная процедура является необходимой при переходе прав к другому лицу.

Важно подчеркнуть, что согласно ст. 31 ЗК РФ, существует всего одна регламентированная форма распоряжения участком, который был ранее предоставлен на праве пожизненного наследования владения – и это передача по наследству. То есть продажа такого участка, его передача в залог, дарение и любые другие сделки подобного рода являются незаконными, а потому их ценность не представляет ничего.

Данное правило не имеет исключений, зато имеет норму, которая позволяет его обойти. Данная норма диктуется ст. 53 ЗК РФ, согласно которой переход прав на капитальное строение автоматических подтверждает и переход земли, на которой оно размещено.

Соответственно, фактическое отчуждение земли можно провести через продажу возведенного на нем дома. Отметим, что это реально только при условии оформления постройки в собственность с полным соблюдением правил регистрации.

Также следует подчеркнуть, что в случае продажи строений, согласие муниципалитета (собственника земли) не является необходимым – это указано в статье 523 ГК РФ. Даже более, также нет необходимости и в решение государственного органа относительно смены владельца участка, так как она регистрируется вместе с регистрацией прав на купленную недвижимость.

Такая «лазейка» в законе образовалась по той причине, что земля является первичной по отношению ко всем другим объектам недвижимости, а потому нередко используется с целью фактической продажи земли, полученной посредством наследуемого владения.

Как стать собственником участка

Чтобы стать собственником участка через наследуемое владение, нужно пройти очень простую процедуру. Для нее понадобится лишь 2 документа:

  • Распоряжение местной администрации касательно предоставления земли в пожизненное владение;
  • Кадастровый паспорт на участок.

Данный небольшой пакет документов нужно представить в территориальное подразделение Росреестра, где также нужно будет подтвердить свою личность и уплатить соответствующую государственную пошлину. Далее останется только ждать – свидетельство о регистрации права будет изготовлено в месячный срок.

Разумеется, данная процедура также может быть осложнена. Сложности могут возникнуть в том случае, если в отношении участка не была проведена плановая инвентаризация земель. В таком случае, придется дополнительно пройти процедуру межевания.

Необходимую информацию касательно плановой инвентаризации можно добыть в кадастровой палате. Обращаем ваше внимание на то, что участок, переданный по наследству, может быть оформлен в собственность только после процедуры принятия наследства, то есть от момента открытия наследственного дела и до получения соответствующего свидетельства.

Несмотря на то, что современным законодательством подразумевается сохранение норм, регулирующих вещные права на землю, институт пожизненного наследуемого владения мало-помалу прекращает свое существование. На данный момент, этот способ использования земли остается актуальным лишь в отношении участков, которые были предоставлены до 29.10.2001 года.

Прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Всего существуют три основания, способных прекратить пожизненное наследуемое владение земельным участком:

  • Оформление участка в собственность;
  • Добровольный отказ собственника от права на участок;
  • Принудительные административные меры, которые были приняты в соответствии со ст. 54 ЗК РФ и введены по причине ненадлежащего использования земли его владельцем. В рамках данного нарушения может быть нецелевое использование участка, ухудшение экологии, систематическая неуплата земельного налога и др.

Чтобы прекратить права землевладельца, необходимо вынесение судом соответствующего решения. Те граждане, которые не владеют землей в пожизненном наследуемом владении, могут претендовать на ее получение в собственность.

Это возможно при оформлении необходимой документации. Бесплатное оформление собственности на названный участок является лимитированным и предоставляется единожды.

Подчеркиваем, что взимание средств происходит только в счет сборов, регламентированных федеральным законом. Оформление в собственность граждан тех земельных участков, которые ранее выделялись им в бессрочное пользование, пожизненно наследуемое владение, не лимитируется временными рамками.

Соответственно, гражданин, являющийся владельцем земельного участка на основании вышеуказанного права, может оформить собственность и зарегистрировать свои права в любой удобный для него момент.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

o-nedvizhke.ru

Понятие, содержание и прекращение обладания землёй

На 2018 год не передается право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Данная процедура была актуальна лишь в советское время. Тем не менее, лица, получившие надел до вступления в силу законодательных поправок могут воспользоваться этим правом почти на идентичных условиях, что действовали в СССР. О том, как это осуществляется и каковы современные требования читатель узнает из статьи. По всем аналогичным вопросам на портале проводятся бесплатные консультации адвокатов по делам наследства.

Информационные сведения

Понятие «Право пожизненного наследуемого владения землей» не имеет аналогичных признаков, что и термин «собственность». Обусловлено это тем, что первый вариант разрешает только владеть и использовать, тогда как второй термин дает возможность распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

Признаки, характеризующие содержание права в 2018 году, следующие:

  1. Объектом выступает только та земля, что находится в собственности у государства или муниципального учреждения.
  2. Владельцем является физ.лицо. Таким образом, исключается допуск предприятий и фирм к владению земельными наделами в данном режиме.
  3. Правообладатель может возводить на участке любые здания и сооружения и впоследствии оформить на них права собственности.
  4. Данное право можно провести через регистрационную процедуру в Росреесте. Аналогичная схема применяется и при смене собственности, к примеру, в рамках наследования.

Важно: В ЗК России (статья №31) регламентирует единственную форму, на основании которой можно распоряжаться землей, которая была предоставлена на основании понятия пожизненного наследуемого использования – передать земельный надел по наследству.

Продавать, отдавать под обременение, дарить и иные виды сделок не допускаются. В ином случае имущество будет изъято, а проведенная сделка будет являться ничтожной. Примечательно, что никаких исключений здесь нет.

Однако есть законодательная норма, которая описана в статье №53 ЗК России. Она предполагает переоформление права на капитальное здание. В процессе такой процедуры можно стать полноправным собственности земли. То есть, на взятом в аренду наделе можно построить жилой дом, корректно и юридически верно провести регистрационную процедуру по оформлению коттеджа в собственность и стать владельцем данной земли.

Соответственно, спрашивать разрешения у государства или муниципального учреждения, о продаже дома, а значит, и земли, собственнику не нужно. Это регламентировано статьей №523 ГК России. Помимо прочего, не нужно запрашивать согласия при смене собственника земельного надела, ведь она единовременно проходит процедуру по смене собственника вместе с приобретенным домовладением.

Таким образом, на 2018 год многие граждане воспользоваться этой законодательной «лазейкой». В основе её лежит принцип первичности земли к недвижимым объектам. Довольно часто именно эта статья применяются для перепродажи земельного участка. Кстати, государство, постепенно отказывается от этого права, т.к. невозможно проконтролировать запрет на отчуждение наделов.

Условия для прекращения пользования наследуемом участком земли

Прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком происходит двумя способами – желание собственника и решение муниципального органа.

Принудительная остановка предусмотрена в ст.№45 ЗК России, которая указывает на такие обстоятельства, как:

  • земля будет изъята для государственных нужд, а также для муниципалитетных;
  • изъятие осуществляется из-за некорректного использования.

Соответственно, на законодательном уровне дается расшифровка последнему понятию и гласит она следующее:

  • земля использовалась не на целевые нужды или нерационально;
  • в ходе мероприятий, проводимых на земле, создалась угроза для экологии;
  • порча надела;
  • игнорирование природоохранных норм и требований, проведение рекультивации.

Важно: Земельный надел могут также изъять, если в рамках трех лет, на нем не были, начаты сельскохозяйственные мероприятия или не построено жилое здание. Примечательно, что срок берет отсчет от даты, выделяемой на освоение участка.

Принудительно забрать землю могут и на основании акта о судебном решении. То есть, здесь имеет место контекст о ненадлежащем использовании. Соответственно, о этот факт необходимо доказать истцу в суде. В случае удовлетворения иска, ответчику будет вменено наказание административного порядке на основании КоАП России (статья №8.8).

Добровольное возвращение может происходить в силу двух обстоятельств:

  1. владелец пишет отказ;
  2. приобретает участок.

Шаблон отказа от права на пожизненное наследуемого владение землей, доступен для скачивания здесь

Инструкция для тех, кто хочет стать собственником земли

Процесс по оформлению земли в собственность представляет собой простую процедура, для которой необходимо 2-а документа:

  1. Решение от администрации местного значения о передачи земельного участка в пожизненное пользование.
  2. Паспорт кадастрового значения на надел.

Получив эту документацию, гражданину надлежит посетить Росреестр, предъявить документ, удостоверяющую личность и, заплатив государственную пошлину. Спустя 30 календарных дней можно забирать свидетельство.

Безусловно, могут возникнуть сложности, но только у тех граждан, чья земля не выделяла в натуральной величине. Иными словами, если в её отношении не была проведена инвентаризационная экспертиза. Поэтому нужно обратиться в организацию по межеванию. Дополнительную информацию также получают в Кадастровой Палате.

Важные сведения: Процедура по оформлению земли в собственность, полученное по наследству, предполагает сначала инициацию дела о наследовании и получение сертификата.

Предъявлять специфические документы на права не нужно, т.к. в этом случае используются только правоустанавливающая документация.

Дополнительные нюансы

Пожизненное право на наследование земельными наделами относится к правовой группе и имеет своеобразное понятие собственности, т.к. есть ограничения. Если у гражданина есть сертификат данного порядка, то это существенно снижает затраты на время, финансы и непосредственно проведение самой процедуры по переоформлению права. Однако, покуда не будет оформлен документ на собственность в установленном порядке, распоряжаться участком по своему усмотрению не получится.

Таким образом, без регистрации в Росреестре, продать, подарить и т.д. землю нельзя. Единственным допуском здесь является передать права от наследодателя к правопреемнику. Следовательно, преемник пройдет госрегистрацию на основании права на наследство, выполнить законодательные нормы и лишь тогда станет полноценным собственником.

pravpotrebitel.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта