Разграничение государственной собственности и муниципальной на землю – 1. Разграничение государственной собственности на землю. Основные принципы разграничения. Государственная собственность на землю

Содержание

Разграничение государственной собственности на землю в РФ. Основания разграничения государственной собственности на землю

Управление земельным фондом требует строгой систематизации ресурса. Помимо участков, относящихся к частной собственности, огромные территории находятся в ведомстве государства. При этом действует система классификации земель с разными характеристиками и принадлежностью к тем или иным субъектам. Собственно, закрепление земель за территориями федерального владения, муниципальными образованиями и за другими государственными структурами производится по принципам разделения, которые прописаны в соответствующих законодательных актах. Вместе с этим разграничение государственной собственности не может не опираться на конституционные нормы, которые являются определяющими для осуществления подобных правовых процедур.

Чем отличаются государственные земли?

Главная особенность земельных участков такого типа заключается в статусе закрепленности в федеральном фонде РФ. Можно сказать, это базовый статус территорий России, которые юридически зарегистрированы в составе ее имущества.

Далее происходит разделение на категории земель, не относящихся к частной собственности. Важно подчеркнуть, что участки, которые входят в фонд владения частных собственников или организаций, не могут относиться к землям, имеющим статус государственного имущества. Другое дело, что разграничение государственной собственности на земельные участки производится как раз для дальнейшего распределения между владельцами разного уровня. Вместе с федеральной основной владения землей также выделяют другие формы собственности, для которых может производиться разграничение, но для начала стоит рассмотреть сам принцип данного действия.

Виды государственной земельной собственности

Базовой разновидностью государственных земель является фонд федерального владения. Государственная правовая регистрация так определяет участки, которые были признаны собственностью РФ законами. Вместе с этим также существуют земли субъектов России и муниципальных образований. Обычно выделяют именно федеральные участки и владения, находящиеся под управлением муниципальных образований.

Объединяющим фактором определения обеих категорий является то, что, по сути, обе разновидности земель принадлежат государству. Другое дело, что прямое обращение с этими фондами осуществляется разными структурами. Очевидно, что разграничение государственной собственности на землю в РФ происходит на разных основаниях, которые как раз и определяют права непосредственного владения участками муниципального органа или иного субъекта. При этом не всегда таким признаком разделения выступает именно право в некотором роде первоначальной принадлежности. Законом предусмотрена подготовка правительственных актов, которые могут также выступить основанием для разделения федеральных земель.

Собственность субъектов РФ

Как и в случае с федеральными землями, участки, входящие в собственность отдельных субъектов, не имеют отношения к частному владению. Например, это могут быть территории, на которых есть объекты, относящиеся к недвижимости, принадлежащей субъектам страны. Само по себе такое разграничение государственной собственности в РФ находится под контролем органов власти. В то же время это не исключает возможности отнесения федеральных земель к собственности отдельных субъектов территорий, которые входят в фонды охранных зон. К примеру, это территории особого регионального значения, и такой статус им не помешает быть отнесенными в собственность субъекта РФ.

К особым региональным землям, в частности, относятся участки природоохранных зон, территории с водными ресурсами и т. д. Более того, даже если на участке находится приватизированный объект, это не является помехой для распределения. Но в таких случаях должно выполняться два условия. Во-первых, сам участок не должен быть приватизирован. Во-вторых, до приватизации имущества, располагаемого на участке, оно должно было находиться в собственности субъекта.

Как уже говорилось, для разграничения земель должны быть основания, но изначально возникает право на владение территорией – как минимум она должна быть в собственности РФ. Данное право возникает из двух аспектов. В первую очередь оно обуславливается государственной регистрацией собственности в соответствии с законодательством РФ. Это относится и к федеральному, и к муниципальному фондам.

Вторым аспектом выступает судебное решение или правительственный акт – обычно такая регуляция права владения распространяется на процедуры введения новых земель в состав РФ. Последующее разграничение государственной и муниципальной собственности с формированием участков и наделением новых статусов производится на тех или иных основаниях, которые следует рассмотреть в отдельном порядке.

Основания для возникновения прав собственности на землю РФ

Базовое право, позволяющее вносить земельные участки в реестры, из которых в дальнейшем производится распределение, возникает на основе их регистрации в разных фондах. К примеру, одним из самых крупных является фонд лесного хозяйства, а также огромный пласт участков сельскохозяйственного назначения. На практике это также бывают земли населенных пунктов, территории, наделенные особым статусом или значением, и т. д. При этом не всегда основание связывается со статусом земли. Хотя в большинстве случаев оценивается множество факторов. Если разграничение государственной собственности находится в рамках полномочий субъекта, то чаще всего учитываются нюансы практического применения.

В более широком ключе федеральные земли распределяются с учетом стратегических интересов государства или конкретного региона. Особенно это относится к территориям с развитой инфраструктурой, промышленными объектами или энергетическими комплексами. Существуют и отдельные основания разграничения государственной собственности на землю запаса. В подобных случаях право на владение обуславливается наличием объектов недвижимого имущества на участке, которое находится в федеральном фонде государства.

В данном случае основанием выступают те же правовые факторы, что и при регистрации федеральной собственности. Но есть и некоторые дополнения. Например, в отдельных субъектах РФ и крупных городах федерального уровня основанием такого рода может стать и цель сохранения единой хозяйственной единицы. Иными словами, разграничение государственной собственности РФ может производиться с учетом конкретных региональных характеристик местности и специфики ведения хозяйственной деятельности. Учет этого фактора также нередко подкрепляется экономическими соображениями.

Основания для прав собственности на землю муниципалитета

Муниципальные образования получают при распределении земель права собственности на основании регистрации или в результате приватизации. Таким образом, в ведение муниципальных органов могут также переходить и территории с сельскохозяйственными угодьями, и участки с промышленными объектами, а также земли, включенные в реестры с водными ресурсами, рекреационными зонами и т. д.

Стоит подчеркнуть, что разграничение государственной собственности на отдельные участки с последующей их передачей муниципальным образованиям тоже предусматривает учет логистической целесообразности. То есть в интересах оптимального ведения хозяйства могут объединяться те или иные участки или наоборот, разделяться по соседним субъектам.

Главный критерий принадлежности земли к субъекту

В разное время основным определяющим принадлежность земель критерием выступал принцип владения объектами, находящимися на конкретном участке. Однако неоднозначность подходов к определению этого принципа в каждом конкретном случае дала основания для его упразднения. Поэтому на данный момент в качестве ключевых критериев, по которым определяется право собственности, является территориальное положение участка и его текущее пользование. Так, если разграничение государственной собственности находится на уровне муниципалитета, то, к примеру, сельскохозяйственный участок может перейти в собственность ближайшему поселку или населенному пункту, предприятие которого непосредственно эксплуатирует данную землю.

Порядок разграничения территорий

Вопросами разделения земель занимаются структуры исполнительной власти, регулирующие имущественные отношения. Документом, который является уже практическим основанием для перераспределения, выступит перечень земель, закрепленных за теми или иными муниципальными образованиями или субъектами РФ.

В конечном итоге подготавливается реестр с указанием участков, которые затронуло разграничение государственной собственности. Субъект, в котором произошли подобные изменения, соответствующим образом корректирует данные о местном земельном фонде в государственном кадастре.

Разрешение споров о разграничении земель

Допускается возможность возникновения споров между субъектами и муниципальными образованиями РФ при разграничении федеральных земель. Разрешаются они в процессе выполнения согласительных процедур, но бывают и случаи недостижения мирного договора. В таких ситуациях разграничение государственной собственности подтверждается в судебном порядке.

Общие принципы разграничения

Практика разграничения государственных земель показывает, что при всех юридических аспектах выполнения таких актов исполнительные органы разных уровней руководствуются двумя основными принципами. В первую очередь это правовая база, на которой основывается сама принадлежность земельных ресурсов к федеральному фонду, что юридически подкрепляется регистрацией права собственности.

И второй принцип, по которому производится разграничение государственной и муниципальной собственности на землю, основывается на экономической, организационной и культурной целесообразности. В зависимости от характеристик конкретной территории определяется и преимущественное право ее владения тем или иным субъектом. Безусловно, не всегда принимаются однозначные решения. Например, экономические факторы, обуславливающие то или иное решение, могут противоречить географическим или культурным аспектам целесообразности.

Заключение

На сегодняшний день процесс разграничения государственных земель определяется как первоначальный способ установления собственности. Причем в качестве собственника может выступать и непосредственно федеральный фонд, и субъекты РФ, и муниципальные органы самоуправления. И во всех трех случаях земли не будут находиться в частном владении.

Также разграничение государственной собственности можно рассматривать как инструмент юридической дифференциации имущества. Перед выполнением акта перераспределения территорий они пребывают в неразграниченном состоянии. После можно говорить о наполнении их более полным значением. Об этом свидетельствует и установление формы владения, и вид земельного участка, и способ его эксплуатации.

fb.ru

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ И УСТАНОВЛЕНИЕ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Согласно ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», земли, находящиеся в государственной собственности на территории Российской Федерации, должны быть разграничены на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Основной целью задания является создание фондов земель федерального, областного (республиканского, краевого) и муниципального значения.

Для выполнения данной работы студенту потребуется планово-картографический материал (масштаба 1:10 000 – 1:25 000), перечень землепользователей, задание на проектирование.

1.2. Порядок и методика выполнения задания

1) подготовительные работы;

2) задание на проектирование;

3) составление реестра земельных участков по формам собственности;

4) определение местоположения на планово-картографическом материале земельных участков, используемых предприятиями, организациями и учреждениями определенных форм собственности;

5) написание пояснительной записки.

1.3 Подготовительные работы

Подготовительными работами предусматривается сбор материалов и документов, определяющих форму собственности на землю (правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки), постановлений, решений и распоряжений органов власти и управления, проектных и планово-картографических материалов по инвентаризации земель, утвержденных проектов перераспределения земель.

Завершаются подготовительные работы составлением общего списка предприятий, организаций и учреждений на территории объекта землеустройства с указанием данных по их площади и праву собственности (бессрочное пользование, аренда, частная, долевая, общая совместная собственность и т.д.).

1.4 Задание на проектирование

В задании на проектирование необходимо указать наименование объекта проектирования и местоположение объекта. Список землепользований, землевладений, расположенных на территории объекта проектирования можно представить в виде табл. 1.1. При выполнении работы необходимо провести разграничение земель на данной территории с определением местоположения каждого землепользователя на плане. Данные представить в виде таблиц (табл. 1.2 – 1.3).

Таблица 1.1

Состав землепользователей на объекте землеустройства

№ п/п

Номера конту-ров

Наименование землепользователя

Право собственности, га

Общая площадь, га

Бессрочное пользование

аренда

Частная, общая совместная, долевая

I. Земли сельскохозяйственного назначения

1

1-247

ЗАО «Нива»

2935,3

356,3

3291,6

II. Земли поселений

2

286-26

Соколовский сельский округ

75,1

75,1

III. Земли промышленности

3

300

ФГУП «Росавтодор», а/д Москва – Санкт-Петербург

4,6

4,6

IV. Земли особо охраняемых природных территорий

4

308

Санаторий «Энергия» Министерства образования РФ

18

18

V. Земли лесного фонда

5

310-13

ГУП «Солнечногорский лесокомбинат»

212,4

212,4

VI. Земли водного фонда

6

315

р. Волга

VII. Земли запаса

7

319

Фонд перераспределения

3,1

3,1

Итого

3248,5

356,3

3604,8

1.5 Составление реестра земельных участков по формам собственности

На основании законодательных актов и имеющихся материалов в ходе выполнения задания студент должен составить перечни земельных участков (землепользований, землевладений), расположенных в пределах области (объекта) проектирования, находящихся в следующих формах собственности: федеральной, субъектов РФ, муниципальной и частной.

Согласно ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и другим нормативно-правовым актам, в состав земель, находящихся в собственности РФ, должны войти земли:

– сельскохозяйственного назначения, предоставленные государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ.

– лесные земли, находящиеся в ведение федеральных государственных учреждений по управлению сельскими лесами. Эти земли находятся на балансе сельскохозяйственных организаций и включены в состав земель сельскохозяйственного назначения;

– промышленности, связи, энергетики и иного назначения, предоставленные государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ;

– занятые под дорогами, пересекающие территории нескольких областей;

– обороны и безопасности;

– особо охраняемых природных территорий предоставленные государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти РФ;

– лесного фонда;

– водного фонда, занятые водными объектами, располагающимися на территории нескольких областей.

К собственности субъектов РФ относятся:

– земли, сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, отнесенных к федеральной собственности;

– земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения;

– земли особо охраняемых природных территорий, предоставленные государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами власти субъекта Федерации;

– водные объекты на гидравлической связи, находящиеся в границах области, а также обособленные водные объекты на территории земель областного пользования.

– дороги, находящиеся в ведение областного управления дорожного хозяйства;

– земли промышленности, связи, энергетики и иного назначения, предоставленные государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами власти субъекта Федерации.

К собственности муниципальных образований относятся:

– земли, закрепленные за администрациями сельских округов (сельские населенные пункты;

– земли городских поселений;

– земельные участки, предоставленные органу местного самоуправления, муниципальному учреждению, гражданину, предприятию или организации, созданной органом местного самоуправления;

– обособленные водные объекты, находящиеся на территории объектов муниципальной собственности;

– дороги, не являющиеся федеральными и не входящие в список дорог областного управления дорожного хозяйства;

– земли фонда перераспределения, непригодные к сельскохозяйственному освоению. Эти земли находятся в категории земель запаса.

1.6 Определение местоположения на планово-картографическом материале земельных участков, используемых предприятиями, организациями и учреждениями определенных форм собственности

Местоположение каждого земельного участка, внесенного в реестр, определяется на планово-картографическом материале масштаба 1:10 000 с выделением границ сплошной линией красного цвета, указанием номера контура и площади (согласно реестру).

Таблица 1.2

Разграничение земельных участков по формам собственности

№ п/п

Номера контуров

Наименование землепользователя

Площадь, га

I. Земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

1

300

ФГУП «Росавтодор», а/д Москва – Санкт-Петербург

4,5

II. Земли, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации (Московской области)

2

319

Фонд перераспределения

3,1

IV. Земли, находящиеся в собственности муниципального образования «Солнечногорский район»

4

286-26

Соколовский сельский округ

75,1

VI. Земли частной, общей совместной и долевой собственности

5

1-247

ЗАО «Нива»

3291,6

Итого

3374,3

Таблица 1.3

Разграничение земель по формам собственности по категориям

№п/п

Категория земель

Форма собственности

Российская Федерация

Московская область

Солнечногорский район

Частная собственность

К-во земельных участков

Площадь, га

К-во земельных участков

Площадь, га

К-во земельных участков

Площадь, га

К-во земельных участков

Площадь, га

1

Земли сельскохозяйственного назначения

190

1682,0

164

3291,6

2

Земли поселений

61

364,2

3

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения

16

130,1

12

316,2

11

10,6

4

Земли особо охраняемых природных территорий

13

18,0

5

Земли лесного фонда

31

212,4

6

Земли водного фонда

5

15,0

7

Земли запаса

19

190,1

Итого земель

250

2042,5

36

521,3

72

374,8

164

3291,6

1.7 Программа изложения главы I пояснительной записки и оформление графического материала

В результате выполнения первого раздела задания пишется первая глава пояснительной записки, в которой излагаются содержание и результаты проведения работ по следующей программе:

Задачи подготовительных работ. Характеристика объекта землеустройства: наименование землепользователей, площадь, право собственности на земельные участки, используемых предприятиями, организациями и учреждениями. Основные положения задания на проектирование.

Описание земель, отнесенных к различным формам собственности: площадь, в т.ч. по категориям земель, количество земельных участков, отнесенных к той или иной форме собственности, основания для разграничения земельных участков.

Разграничение земельных участков по формам собственности на плане следует представить соответствующим цветом: федеральная – зеленым, областная – желтым, муниципальная – фиолетовым и частная (совместная, долевая) – без люминирования.

kursak.net

3. Разграничение государственной собственности на землю

Главная » Земельное право. Учебник. 2010 год. » § 3. Разграничение государственной собственности на землю

§ 3. Разграничение государственной собственности на землю

 

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.

Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 — 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:

1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;

2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):

— нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;

— если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;

— прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, — прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

 


Лекция, реферат. § 3. Разграничение государственной собственности на землю — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

referatwork.ru

Разграничение государственной собственности на землю. Земельный кодекс РФ :: BusinessMan.ru

Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения. Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

Конституционные положения

Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. К ним, в частности, относят:

  • Ст. 72, п. 1, подп. «г». В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов. В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты. При этом последние не должны находиться в противоречии с ФЗ. При несоответствии действует ст. 76 Конституции.
  • Ст. 35, п. 3. Его положения говорят о невозможности лишения кого бы то ни было его имущества, кроме как по судебному решению. Принудительное отчуждение в пользу государства допускается с соблюдением определенных условий. В частности, должно быть обеспечено равноценное и предварительное возмещение. Что касается рассматриваемой темы, то право государственной собственности на землю не должно ущемлять интересы юридических лиц и граждан – владельцев наделов.

Отраслевое законодательство

Основным нормативным актом в данной сфере выступает Гражданский кодекс. В нем регламентируются основания, в соответствии с которыми появляются обязанности и возможности, юридический статус лиц и общественных образований, приводится определение недвижимых объектов. Кроме того, Гражданский кодекс устанавливает правила по государственной регистрации, регулирует право собственности. В нем содержатся и прочие нормы, имеющие значение в рассматриваемой сфере.

Порядок разграничения государственной собственности: общие сведения

Он предусматривает проведение работ достаточно значительного объема. В рамках рассматриваемой темы он включает в себя мероприятия по землеустройству, а также кадастровый государственный учет участков. Данные работы регулируются ФЗ № 28 и № 78.

Определяя государственные участки земли, основания для внесения их в соответствующий перечень, следует учитывать также и другие законы. Это, в частности, ФЗ № 40, № 79, № 126. В них в том или другом виде была провозглашена федеральная собственность на земли. Здесь следует иметь в виду, что при наличии противоречий между принятыми ранее ФЗ и Конституцией, приоритет будут иметь положения последней. Основное обеспечение взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы осуществляется положениями, которые содержит Земельный кодекс РФ. Особое значение в нем имеют нормы по категориям наделов и их составу.

Субъект государственной собственности на землю

В качестве него может выступать:

  • Муниципальное образование.
  • Российская Федерация.
  • Отдельный регион.

К указанным категориям применяются нормы, в соответствии с которыми определяется участие организаций (юр. лиц) в отношениях, регулируемых ГК, если иное не следует из закона или особенностей этих субъектов. Основные предписания содержатся в ст. 125. Согласно ей, от имени субъектов и самой Российской Федерации посредством своих действий могут осуществлять и приобретать личные неимущественные и имущественные обязанности и права, а также выступать в судебных заседаниях органы госвласти в рамках своей компетенции. Она устанавливается актами, которые определяют юридический статус данных институтов.

От имени муниципального образования приобретать и реализовывать гражданские обязанности и права могут органы территориального самоуправления в границах своей компетенции. Она также определяется соответствующими актами, устанавливающими их юридический статус. В качестве первой категории субъектов права, для которых наличие земельных наделов является основанием для отнесения их к принадлежности Российской Федерации, выступают органы государственной и территориальной власти. Во вторую группу входят унитарные предприятия, муниципальные учреждения, а также прочие некоммерческие организации. Последние должны быть сформированы органами госвласти РФ.

Регистрация

Согласно ст. 2, п. 1 Закона неразграниченная государственная собственность на землю перестает быть таковой после ее регистрации в соответствии с законодательством. Под ним, в частности, понимается в первую очередь ГК. Также общие положения предусмотрены в ФЗ, регламентирующем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и совершаемых с ним сделок. Предписания содержатся и в нормативных актах, принятых на его основании.

Юридические последствия

Они возникают сразу после того, как установлена государственная собственность на землю муниципального образования, Российской Федерации или ее регионов. Юридические последствия имеют особое значение в системе регулирования отношений в рассматриваемой сфере. Так, Земельный кодекс РФ определяет, что каждое публичное образование управляет и распоряжается только теми наделами, которые ему принадлежат по закону. Это прописано в ст. 29, ст. 11, п. 2, ст. 10, п. 2, ст. 9, п. 2.

Кроме того, государственная собственность на землю подразумевает возможность публичного образования определять величину арендной платы, правила, сроки и условия ее внесения. Это также относится только к тем наделам, принадлежность которых имеет юридическое обоснование.

Документы

Государственная форма собственности на землю, как, впрочем, и частная, должна быть зарегистрирована. Это должны подтверждать соответствующие документы. Их приблизительный список определен в ст. 17 ФЗ, регламентирующем госрегистрацию права на недвижимость и сделок с ней. Кроме того, перечень документов во многом опирается на ст. 8 ГК. Она, в свою очередь, устанавливает основания для возникновения гражданских обязанностей и прав.

Перечни

Они выступают в качестве основной категории в приведенном выше законе, регламентирующем регистрацию и разграничение государственной собственности на землю. Перечни подготавливаются уполномоченными исполнительными (федеральными) органами. Далее они согласовываются соответствующими подразделениями государственной, муниципальной и региональной власти. После этого они утверждаются Правительством. Пройдя все эти этапы согласования и утверждения, перечни становятся основаниями, в соответствии с которыми регистрируются государственные земли. В статьях 3-5 Закона содержатся обоснования для внесения наделов в списки. По сути, в этих положениях определены критерии, по которым выполняется разграничение государственной собственности на землю.

Категории и подкатегории

Они являются основой системы критериев, по которой государственные земли относятся к той или иной группе. Их условно классифицируют следующим образом:

  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых отнесены исключительно к собственности какого-либо публичного образования или их группы. То есть местность принадлежит или муниципальному формированию, или Российской Федерации, или региону.
  • Подкатегории и категории земель, наделы в которых могут быть отнесены исключительно к собственности различных публичных образований на основании условий, определенных Законом. Это положение регулируется ст. 3 абз. 3, 4; ст. 4, п. 1, абз. 3, 5; ст. 5, п. 1, абз. 3, 4.

Ст. 3 Закона устанавливает основания для внесения наделов в перечни земельных участков, в отношении которых образуется право собственности у Российской Федерации.

Классификация

В абзаце 2 ст. 3 Закона предусмотрено четыре подкатегории и категории земель, участки в которых должны быть отнесены к собственности государства. К ним, в частности, относят:

  • Лесной фонд.
  • Земли безопасности и обороны.
  • Особо охраняемые природные территории.
  • Водный фонд, занятый объектами, на которые установлена федеральная собственность.

В ст. 3, абз. 3, 4 выделены пять подкатегорий и категорий. К ним, в частности, относят земли:

  • Промышленности, энергетики, космического обеспечения и информатики, телевидения, связи, радиовещания, транспорта и так далее.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Водного фонда и запаса.
  • Историко-культурного, рекреационного и природоохранного значения.
  • Населенных пунктов.

В перечне разновидностей недвижимого имущества, который предусмотрен законодательством, особое значение с точки зрения рассматриваемого Закона отдается сооружениям и зданиям. Право собственности на них, которое имеет Российская Федерация, выступает основанием для отнесения соответствующих местностей в списки тех, которые принадлежат РФ. Правила внесения таких наделов в списки установлены в ст. 3, абз. 3. Согласно ему, включение земельного участка в перечень осуществляется на основании подтверждения нахождения данной недвижимости в собственности РФ.

Унитарные предприятия

Под данной категорией субъектов права следует понимать вид юридических лиц –организации коммерческого типа. Данное определение установлено в ГК. Форма унитарных предприятий может использоваться только для муниципальных и государственных учреждений. Такие коммерческие организации, согласно ст. 113-115 ГК, имеют в своем распоряжении определенное имущество, которое закрепляется за ними. При этом права собственности на него они не имеют.

Содержание ст. 3

По смыслу абзаца 3, в качестве основания для включения соответствующих земельных наделов в перечни участков, на которые у Российской Федерации появляется право собственности, может выступать только решение о его предоставлении органу государственной, территориальной власти, а также унитарному предприятию, учреждению и любой другой некоммерческой организации, созданной указанными институтами. Данное положение принято 12 июня 1990 года и действует по настоящее время.

В абзаце 4 присутствует еще одна категория земель. В нее отнесены территории запаса. Участки в составе них могут относиться к собственности государства в соответствии с определенными условиями. В частности, к ним относят:

  • Нахождение на данных наделах недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации.
  • Присутствие приватизированной недвижимости, которая до этого была в собственности государства.

Как гласит ст. 103 ЗК, к территориям запаса относят наделы, которые принадлежат Российской Федерации и не предоставлены организациям и гражданам для пользования. Исключение составляют территории фонда перераспределения. Он формируется согласно ст. 80 Земельного кодекса.

Суть статьи 4

Она устанавливает основания для включения наделов в перечни категорий, которые переходят во владение Российской Федерации после того, как было проведено разграничение государственной собственности на землю. В данной статье, в отличие от абз. 2 ст. 3, предусматривается три подкатегории и категории территорий. Наделы, входящие в их состав, должны быть отнесены к собственности регионов страны. В данную группу входят земли:

  • Природных территорий, находящиеся под особой охраной.
  • Водного фонда, на которых располагаются объекты собственности регионов страны.
  • Фонда перераспределения.

Разъяснения к статье 5

В ее положениях устанавливаются основания, в соответствии с которыми осуществляется внесение территорий в перечни земельных участков, в отношении которых возникает право собственности у муниципальных образований. В абзаце 2, пункта 1 предусмотрено только две подкатегории и категории наделов, части в составе которых, безусловно, должны принадлежать публичным формированиям. К ним относят земли:

  • Территорий муниципального значения, находящихся под особой охраной.
  • Водного фонда, на которых располагаются водные объекты, относящиеся к собственности местных органов власти.

В заключение

Любые продолжительные и сложные правовые, политические и экономические процессы, к которым, несомненно, относится и разграничение собственности на землю, не могут проходить совершенно бесконфликтно. Возникновению разнообразных споров и коллизий между участниками взаимодействий в рамках рассматриваемой сферы способствуют недостатки законодательной базы, многообразие пересекающихся интересов публичных образований, объективная новизна проблем. Предполагая возникновение конфликтов, в статье 7 законодатель определил основные методы их разрешения. В частности, это применение согласительных процедур и обращение в судебные инстанции.

businessman.ru

1. Разграничение государственной собственности на землю. Основные принципы разграничения. Государственная собственность на землю

Похожие главы из других работ:

Государственная собственность на землю в Российской Федерации

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности…

Государственная собственность на землю в Российской Федерации

2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Начало разграничению государственной собственности положил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах” САПП РФ. 1993. N 51. Ст.2144..

Этот Указ установил правило…

Земельное право

2.1 Право государственной и муниципальной собственности на землю: понятие, субъекты и объекты

Право государственной собственности на землю по целевому назначению и месту расположения земельных территорий также подразделяется на два вида: а) федеральная государственная собственность на землю; б) государственная собственность на землю…

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

5. Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ

В главе IV Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Определяются принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ…

Право государственной и муниципальной собственности

1.3 Разграничение права муниципальной и государственной собственности

Отсутствие единых критериев, дающих основания для перемещения объектов из одного фонда в другой, максимально четкого разграничения компетенции полномочных органов и должностных лиц…

Право собственности на землю

1.1 Понятие, особенности, основные признаки права собственности на землю.

Право собственности на землю — право лица, имеющего в собственности земельный участок продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку…

Право собственности на землю

1.3 Субъекты и объекты права собственности на землю. Содержание права собственности на землю. Правовые формы приватизации земель

При рассмотрении понятия в» права собственности» в качестве земельного правоотношения выявляется следующая структура элементов.

1. Объект права собственности на землю — часть земли как производственного базиса…

Право собственности на землю

1.4 Основания возникновения (способы приобретения) права собственности на землю. Прекращение права собственности на землю

Право частной собственности возникает в результате различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки…

Право собственности на землю

Глава 2. Право государственной и муниципальной собственности на землю

До 1990 г. в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование…

Право собственности на землю в Российской Федерации на современном этапе

Глава 2. Основные формы реализации права собственности на землю

Предметы ведения субъекта Федерации и их реализация в государственном управлении (на примере Пензенской области)

§ 1.2 Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

Согласно ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г…

Приватизация государственной собственности

2. Основные принципы разгосударствления и приватизации государственной собственности

Одним из важных аспектов при разгосударствление и приватизации государственной собственности в РБ являются принципы осуществления приватизации и разгосударствления, а также их способы и формы…

Проблемы и перспективы управления муниципальной собственностью

Глава 1. Состав муниципальной собственности и разграничение собственности по законодательству Российской Федерации

Разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти

Глава 1. Принципы разграничения предметов ведения, приоритет федеральных законов при решении вопросов разграничения полномочий и проблемы разграничения нормотворческой деятельности

По своему устройству Российская Федерация — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область…

Формы собственности на землю

2. Право государственной собственности на землю

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муниципальной собственности [2, ч.2 ст. 214]…

pravo.bobrodobro.ru

Разграничение государственной собственности на землю

Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имуществопринадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Неразграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых в ЕГРП не внесены записи о регистрации права собственности. Остальным землям для разграничения и отнесения их к муниципальным, федеральным и землям субъекта РФ необходима регистрация ЕГРП о праве собственности на эти участки. Это главное отличие.

Органам местного самоуправления дается право распоряжения неразграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.

Неразграниченная государственная собственность на землю обладает своим порядком предоставления юридическим лицам и гражданам в собственность. Каждый полученный участок земли должен пройти процедуру государственного кадастрового учета, после чего владельцу выдается свидетельство права собственности.

 

В случае отсутствия оснований для отнесения земельного участка к  собственности РФ, собственности субъекта РФ или муниципального образования, соответствующий участок подлежит отнесению к неразграниченной государственной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности на такие участки не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

jurconsalting.ru

Право государственной и муниципальной собственности на землю. Разграничение публичной собственности на землю.




Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни-ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен-ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ). Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю.

1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним от-носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю-чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо-димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель входят:

■ земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно-сти страны, охраны государственных границ РФ;

■ земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про-мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально-го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об-разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем-ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

■ земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при-родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур-ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;



■ земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака-демий наук федерального

значения, научно-исследовательских учреж-дений, высших учебных заведений

федерального значения, федераль-ных опытно-производственных хозяйств,

сельскохозяйственных науч-но-исследовательских учреждений, федеральных

государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных

конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ-ственных

мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут-верждает Правительство РФ;

■ иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако-нами и договорами о

разграничении предметов ведения и полномо-чий между федеральными органами РФ и

органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ

общеприз-нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской

Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и

в исключительной экономической зоне РФ.

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере-даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй-ственного производства и иных целей. В государственную собствен-ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част-ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами.

2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре-делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).

Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать

следующие выводы:

а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон

использования земли по целевому назначению;

б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город)




находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие

различный правовой режим.

3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль-ная собственность на землю — это собственность городских, сель-ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова-ний (ст. 19 3K РФ).

К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек-тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на-селения, находящегося на соответствующей территории района, горо-да, и др.

Указанные земли проходят государственную регистрацию в Госу-дарственном реестре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.10.2002).

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправ-ление осуществляет владение, пользование и распоряжение муници-пальной собственностью, к которой относится все то, что не являет-ся федеральной собственностью субъектов РФ и частной собствен-ностью.

Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственно-сти в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передают-ся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назна-чения.

В муниципальной собственности находятся земли в пределах чер-ты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участ-ки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправ-ления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их раз-вития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в госу-дарственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собствен-ников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль-ной собственности, —служить удовлетворению коммунальных потреб-ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш-него благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государ-ственной собственностью

 

11. Право пожизненного (наследуемого) владения землей(ч. 1 ст. 216, ст. 266, 267 ГК РФ и ст. 21 ЗК РФ) отличается от иных вещ-ных прав следующими основными особенностями:

• наибольшей стабильностью прав на земельный участок. Так, если право пользования земельным участком может быть временным, т.е. краткосрочным, то право владения принадлежит владельцу не только на протяжении всей его жизни: после жизни воля владельца в опре-делении принадлежности земельного участка гарантируется к соблюдению принудительной силой государства, если наследник не отказался от наследства;

• наибольшей широтой самостоятельности правомочий землевла-дельца в отношении использования земельного участка. Владелец вправе самостоятельно, без каких-либо специальных разрешений соб-ственника земельного участка возводить на земельном участке здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности, если законом не предусмотрено иное;

• узким кругом субъектного состава правоотношений по владению земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения. Поскольку наследователем может быть только гражданин или физи-ческое лицо, субъектный состав данного вида правоотношений ограничивается именно этой категорией лиц. Право пользования земель-ным участком может принадлежать и организациям, т.е. более широ-кому кругу лиц;

• наличием в правомочиях по владению земельным участком кон-ституционных положений о правах, свободах и обязанностях граждан, имеющих статус высшей ценности и составляющих смысл, содержа-ние и применение российского законодательства (ст. 2, 18 Конститу-ции РФ).

Право пожизненного наследуемого владения было введено в зако-нодательство как наиболее близкое к праву собственности на землю.

 

Такой правовой институт, как право пожизненного наследуемого владения земельным участком, был введен в отечественное законодательство еще в 1990 г. Основами законодательства СССР о земле.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком – ограниченное вещное право в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которое представляет собой определенные вид и меру поведения субъекта – обладателя данного права – в отношении соответствующего земельного участка, передаваемого по наследству.

Статьей 265 ГК РФ определено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Согласно же статьи 21 ЗК РФ, предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного кодекса не допускается. Но право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

В соответствии с гражданским законодательством гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, вправе владеть и пользоваться земельным участком, передаваемым по наследству. Что касается распорядительных действий, то такой владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование; продажа же, залог земельного участка и совершение других сделок, которые могут повлечь за собой отчуждение земельного участка, не допускаются (ст. ст. 266, 267 ГК РФ).

В то же время ЗК РФ не допускает каких-либо распорядительных действий со стороны владельца в отношении земельного участка, находящегося у него на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность. При этом каждый гражданин вправе однократно (то есть в отношении только одного земельного участка) бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок; при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Переход права пожизненного наследуемого владения на земельный участок осуществляется в результате наследования в соответствии с нормами гражданского законодательства и подлежит государственной регистрации, которая проводится на основании свидетельства о праве на наследство в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статьи 1181 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, принадлежавшее наследодателю, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных законодательством о наследовании. При наследовании права пожизненного наследуемого владения земельным участком (равно как при наследовании земельного участка) по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

 











infopedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Свежие записи

2019 © Все права защищены. Карта сайта