Содержание карт – 13. Классификация карт, используемых в судовождении. Содержание карт. Руководства и пособия для плавания. Требования конвенции солас в отношении карт и пособий для плавания.

4.3. Содержание топографических карт и планов.

Карта
или план состоит из зарамочного
оформления, рамки и внутреннего
содержания.

Зарамочное
оформление

включает: номенклатуру (шифр) листа, год
издания, масштаб, сечение рельефа, метод
съемки, системы координат и высот,
величины сближения меридианов и склонения
магнитной стрелки.

Рамка
карты (плана)

содержит координаты углов рамки в
географической системе и выходы
километровой сетки в прямоугольной
системе координат. На планах подписываются
углы рамки трапеции только в прямоугольной
системе координат.

Содержание
карты (плана)

состоит в изображении всех элементов
земной поверхности (контура, предметы,
дороги, водоемы, растительный покров,
сооружения, коммуникации и т.д.) –
ситуации с использованием масштабных
и немасштабных условных знаков,
пояснительных надписей, цветовой
окраски, принятые едиными для данного
государства и неровностей земной
поверхности – рельефа, изображенного
отметками и горизонталями. Подробность
изображения ситуации зависит от масштаба
карты или плана (чем крупнее масштаб,
тем подробнее карта или план), а рельефа-
от сечения (чем меньше сечение, тем
подробнее изображен рельеф).

Условные
знаки и цвет наглядно показывают
содержание тех или иных элементов.
Пояснительные надписи и цифровые
обозначения дополняют условные знаки,
раскрывая особенности изображаемых
объектов. Условные знаки бывают
масштабные,
когда контур
изображается в масштабе карты или плана,
и внемасштабными
(точечными) условными знаками, когда
предметы местности и различные объекты
имеют малую величину, очертание которых
не может изображаться в данном масштабе
карты или плана (деревья, столбы, дороги
и т.д.).

Рельеф
изображается горизонталями коричневого
цвета. Горизонталь – это кривая линия
равных высот (след сечения горизонтальными
плоскостями проведенными через равные
высоты – сечения). Рельеф характеризуется
сечением и заложением (Рис. 4.3.).

Рис.4.3.
Изображение рельефа горизонталями

4.4. Номенклатура карт и планов, размеры рамок топографических планов разных масштабов.

При
картографировании значительной
территории получают много листов карт.
В связи с этим вводится система обозначения
отдельных листов карт различных
масштабов, которая называется номенклатурой
карт
(буквенно-числовое
обозначение листов).

В
основу номенклатуры топографических
карт положена карта масштаба 1:1000000.
Каждый лист такой карты соответствует
сферической трапеции размерами 40
широты и 60
долготы.

Для
получения границ листов карт масштаба
1:1000000 всю поверхность земного шара
разделяют меридианами, проведенными
через 60
по долготе на 60 колонн и параллелями,
проведенными через 40
начиная от экватора, на ряды или пояса.
Колонны совпадают с зонами, но счет зон
ведется от нулевого (Гринвичского)
меридиана, а счет колонн – на восток от
меридиана с долготой 1800.
Поэтому номера колонн отличаются от
номеров зон на 30 единиц.

Ряды
или пояса обозначаются заглавными
буквами латинского алфавита по направлению
от экватора к полюсам. Колонны обозначают
арабскими цифрами.

Номенклатура
листов карт связана с масштабом карт.
Так, территория, которая изображена в
масштабе 1:1000000 на одном листе бумаги
размером 55 х 55 см может быть изображена
в более крупных масштабах на нескольких
листах. Одному листу карты масштаба
1:1000000 (Рис. 4.4) соответствует 4 листа
карты масштаба 1:500000 (обозначается
буквами АБВГ) –N- 37 -А , девять листов
карты масштаба 1:300000 (обозначенными от
I до IХ, написанными перед номенклатурой
миллионного листа, например : IХ – N –
37), 36 листов масштаба 1:200000 обозначенными
римскими цифрами от I до ХХХVI, например
N – 37 – ХХХVI, написанными после
номенклатуры миллионного листа и 144
листам карты масштаба 1:100000, обозначенными
арабскими цифрами от 1 до 144 включительно,
например: N – 37 – 144. Одному листу карты
масштаба 1:100000 (Рис. 4.5.) соответствует 4
листа карты масштаба 1:50000, которые
обозначают заглавными буквами русского
алфавита А, Б, В, Г. Номенклатура последнего
листа М 1:50000 – N – 37 – 144 – Г. Одному листу
М 1:50000 соответствует четыре листа карты
М 1:25000, которые обозначаются строчными
буквами русского алфавита а, б, в, г.
Номенклатура последнего листа М 1:25000 –
N – 37 – 144 – Г – г. Одному листу карты
масштаба 1:25000 соответствует четыре
листа карты масштаба 1:10000, которые
обозначают арабскими цифрами 1, 2, 3, 4.
Номенклатура последнего листа карты М
1:10000 – N – 37 – 144 – Г – г – 4.

Рис.4.4.
Разграфка топографических планов

Лист
карты масштаба 1:100000 служит основой
для разграфки и номенклатуры более
крупных масштабов.

Одному
листу карты масштаба 1:100000 соответствует
256 листов карты М 1: 5000, которые обозначают
арабскими цифрами от 1 до 256, например
–N – 37 – 144-(256).

Рис.4.5.
Номенклатура листов карт

Одному
листу масштаба 1:5000 соответствует
девять листов масштаба 1:2000, которые
обозначают буквами русского алфавита
а, б, в, г, д, е, ж, з, и (Рис. 4.6), написанными
в скобках справа от номенклатуры М
1:5000. Номенклатура последнего листа М
1:2000 – N –37- 144- (256 –и).

Рис.4.6.

В
пределах листа карты М 1: 5000 и крупнее
искажений за кривизну Земли практически
нет, поэтому изображение местности на
таком листе представляет собою план на
горизонтальной плоскости.

Инструкцией
по топо-геодезическим работам для
городского, поселкового и промышленного
строительства от 1992 г. разрешается
съемка и составление планов в масштабах
1:5000 – 1:500 на планшетах квадратной или
прямоугольной разграфки. За основу
принимается планшет масштаб 1: 5000 с
размерами 40 х 40 см (2 х 2 км, 400 га).

Одному
листу плана М 1:5000 ( Рис. 4.7) соответствует
четыре листа М 1: 2000 (А, Б, В, Г). Одному
листу плана 1:2000 соответствует четыре
листа М 1: 1000 (I , II, III и IV) и 16 листов
1:500, которые нумеруют арабскими цифрами
от 1 до 16.

Рис.4.7.

studfiles.net

Содержание топографических карт —

Листы топографических карт имеют три рамки (см. приложение № 1): внешнюю (оформительскую), внутреннюю (картографическую) и минутную. Над северной внешней рамкой указана номенклатура листа карты (ее обозначение и название наиболее крупного населенного пункта). Под южной внешней рамкой в центре указан масштаб карты в трех видах: численный (например, 1:10000), именованный (в 1 см 100 м) и линейный (графическое построение).

Под линейным масштабом подписана высота сечения рельефа и принятая система отсчета высот. Слева от масштаба приведены сведения о среднем значении сближения меридианов, склонения магнитной стрелки и приведены схемы взаимного расположения истинного меридиана, магнитного меридиана и осевого меридиана (линия сетки) для местности, изображенной на этой карте. Справа от масштаба приводится график масштаба заложений.

Внутренняя (картографическая) рамка карты представлена изображениями параллелей (южной и северной) и меридианов (западного и восточного). Между внутренней и внешней рамками имеется минутная рамка (в виде шкалы). Одно деление шкалы – минута. Каждая минута разбита точками на отрезки по 10 с. Точки показаны между минутной географической сеткой координат и внешней рамками. На западной и восточной сторонах показаны шкалы широт, на северной и южной сторонах – шкалы долгот.

В каждом углу карты между внутренней и минутной рамками подписаны значения географических координат: широт и долгот (рис 2). Долгота западного меридиана карты 1800314511; долгота восточного меридиана карты 1800713011; широта южной параллели карты 540401; широта северной параллели карты 5404213011.

На карте нанесены линии километровой сетки, оцифровка которых производится в соответствии с прямоугольной зональной системой координат Гаусса. Оцифровка сетки приведена между внутренней и минутной рамками и может содержать либо две последние цифры километров, либо полное значение (для крайних линий сетки). Вдоль западной и восточной сторон указаны значения абсцисс X, по южной и северной сторонам – значения ординат Y, (см. рис.2). Минимальное значение абсциссы километровой линии на карт 6065 км; максимальное значение абсциссы километровой линии на карте 6068. Минимальное значение ординаты километровой линии на карте 4311 км; максимальное значение ординаты километровой линии на карте 4314 км.

Между линиями внутренней рамки дается изображение местности в условных топографических знаках. Условные топографические знаки делятся на несколько групп: масштабные (площадные), внемасштабные, линейные, пояснительные.

Масштабными условными знаками изображаются объекты, форма и размеры которых могут быть переданы в масштабе плана или карты. Такие объекты обычно изображают граничной линией (внешний контур объекта) и заполняющим условным знаком (лес, болото, кустарник, озеро и т.п.).

Внемасштабными условными знаками изображают объекты, которые необходимо показать на карте или плане в силу их важного значения, но размеры их меньше графической точности масштаба (геодезические знаки, колодцы, электростанции, скважины). Эти знаки не сохраняют подобия изображаемого предмета, а лишь указывают местоположение его оси или центра.

Линейными условными знаками изображают объекты, длина которых выражается в масштабе, а ширина не выражается (автомобильные и железные дороги, трубопроводы и т.п.). К пояснительным условным знакам относят все надписи на планах и картах (характеристики объектов: леса, дороги, мостов, рек и т.п.). Рельеф на планах и картах изображают горизонталями, отметками и специальными условными знаками рельефа. Горизонталь – это линия равных высот.

einsteins.ru

содержание карты — это… Что такое содержание карты?



содержание карты

содержание карты

Совокупность изображаемых на карте объектов и сообщаемых о них сведений.

Словарь по географии.
2015.

  • согласование карт
  • содовая поверхность

Смотреть что такое «содержание карты» в других словарях:

  • Карты полезных ископаемых —         карты, характеризующие размещение или условия образования месторождений полезных ископаемых. Составляются на основании списков месторождений полезных ископаемых, данных геологической съёмки, поисков и разведок; часто с проведением… …   Большая советская энциклопедия

  • Карты таро — (от фр. Le Tarot, итал. tarocchi) колода из 78 карт, появившаяся в Средневековье, в наши дни используется преимущественно для гадания. Изображения на картах Таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и алхимии, поэтому …   Википедия

  • Карты триумфов — Карты Таро (от фр. Le Tarot, итал. tarocchi) колода из 78 карт, появившаяся в Средневековье, в наши дни используется преимущественно для гадания. Изображения на картах Таро имеют сложное истолкование с точки зрения астрологии, оккультизма и… …   Википедия

  • Карты — Карты, деньги, два ствола Карты, деньги, два ствола Lock, Stock and Two Smoking Barrels Жанр комедия / Криминальный фильм …   Википедия

  • Карты Google — Карты Google …   Википедия

  • Карты, деньги, два ствола (фильм) — Карты, деньги, два ствола Lock, Stock and Two Smoking Barrels Жанр комедия / боевик Режиссёр Гай Ричи Продюсер Мэттью Вон Автор сценария Гай Ричи …   Википедия

  • Карты, деньги и два дымящихся ствола — Карты, деньги, два ствола Lock, Stock and Two Smoking Barrels Жанр комедия / боевик Режиссёр Гай Ричи Продюсер Мэттью Вон Автор сценария Гай Ричи …   Википедия

  • Карты, деньги и два ствола — Карты, деньги, два ствола Lock, Stock and Two Smoking Barrels Жанр комедия / боевик Режиссёр Гай Ричи Продюсер Мэттью Вон Автор сценария Гай Ричи …   Википедия

  • Карты, деньги и два ствола (фильм) — Карты, деньги, два ствола Lock, Stock and Two Smoking Barrels Жанр комедия / боевик Режиссёр Гай Ричи Продюсер Мэттью Вон Автор сценария Гай Ричи …   Википедия

  • Карты деньги два ствола — Карты, деньги, два ствола Lock, Stock and Two Smoking Barrels Жанр комедия / боевик Режиссёр Гай Ричи Продюсер Мэттью Вон Автор сценария Гай Ричи …   Википедия

geography_ru.academic.ru

Содержание топографической карты

Есть такое выражение: «Читать карту». На первый взгляд кажется, что это несуразица: ведь читать можно только книгу, журнал, газету, наконец — объявления, вывески.

Но это только на первый взгляд. В широком смысле «читать» — это значит зрительно воспринять и разгадать значение всякой графической информации, будь то древние надписи или рисунки на камне, книги и газеты, чертежи и схемы, письма и записки, а также топографические карты и планы.

Посмотрите на карту: там вы увидите много названий, напечатанных обычными словами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов, размеров и формы. Что это за загадочные значки? Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

В нижней части карты помещен ее масштаб, которой дан в трех видах-численном, словесном и линейном.

Карта имеет рамку, которая состоит из внутренних тонких линий и из двух внешних жирных линий. Верхняя часть рамки называется северной, нижняя — южной, левая — западной, а правая — восточной. Над северной стороной рамки (вверху листа карты) дается буквенно-цифровое обозначение данного листа карты — его шифр (номенклатура). Ведь к каждому листу топографической карты со всех сторон и со всех четырех углов примыкают другие листы карт соседних участков местности, а у тех листов, в свою очередь, тоже есть «соседи» со всех сторон. Например, если взять даже узкую полосу местности, расположенной между Москвой и Петербургом (650 км), то для изображения этой полосы на топографической карте пятидесятитысячного масштаба (2 см карты равны 1 км местности) уже понадобится около 30 отдельных листов карты.

Вот для того, чтобы не запутаться в этих листах, чтобы их легко было всегда отыскать, каждый отдельный лист имеет свой шифр, свою номенклатуру — систему цифрового и буквенного обозначения листов.

Все «поле» карты расчерчено тонкими черными вертикальными и горизонтальными линиями на квадраты. Вертикальные линии имеют направление север—юг, а горизонтальные — запад—восток. Эти линии образуют так называемую координатную сетку карты. Если измерить стороны любого из квадратов координатной сетки на картах 1:10 000, 1:25 000 или 1:50 000 масштаба, то окажется, что они в масштабе данной карты равны одному километру местности. То есть их длина будет равна: на карте 1:10 000 — 10 см; на карте 1:25 000 — 4 см; на карте 1:50 000 – 2 см.

Каждый квадрат прямоугольной координатной сетки на этих картах равен, следовательно, одному квадратному километру на местности.

На топографических картах более мелких масштабов — стотысячной (1:100 000) и двухсоттысячной (1:200 000) — делать координатную сетку ровно через один километр невозможно: она была бы слишком частой, «густой» и мешала бы читать карту. Ведь, например, на карте масштаба 1:200 000 расстояние в один километр равно пяти миллиметрам (в одном сантиметре 2 км). Следовательно, и сетка была бы такой мелкой, как школьная ученическая тетрадка в клетку. Поэтому топографы решили на этих топографических картах сетку делать так: на карте 1:100 000 через 2 см (что равно 2 км), на карте 1:200 000 через 5 см (что равно 10 км).

Чтобы было легко отыскивать на картах нужные квадраты координатной сетки, в промежутке между внутренней и внешней рамкой карты ставят цифры, которые обозначают номер каждой линии сетки — ее координату. По западной и восточной сторонам рамки снизу вверх (с юга на север карты) идут цифры, которые называются абсциссами (их обозначают буквой «X»). По северной и южной сторонам рамки карты слева направо (с запада на восток карты) идут цифры, которые называются ординатами (их обозначают буквой «У»).

Таким образом, два человека, находящиеся далеко друг от друга, по телефону или по радио могут обменяться информацией и найти на карте один и тот же необходимый им квадрат, например леса, где возник пожар, или какого-то другого участка местности, куда надо на вертолетах забросить людей или снаряжение, оборудование, продукты. Координатная сетка значительно облегчит им эту задачу.

И, наконец, еще одно немаловажное свойство каждой топографической карты, которое и мы, туристы, должны всегда учитывать, — «возраст» карты. Вот перед нами лист какой-либо топографической карты. Поищем на нем дату составления и издания карты. А теперь подсчитаем, сколько ей лет, и подумаем, какое имеет для нас значение ее возраст — «молодая» она или «старая».

Нетрудно догадаться, что чем карта «моложе», тем вернее она показывает все, что в действительности есть на этой местности, а чем она «старее», тем меньше ей можно верить, так как с течением лет (или даже десятилетий) на местности обязательно произошли какие-то изменения, которые на старой карте не отражены. Одинаково ли быстро стареют карты? Возьмем для примера две карты, изданные в один и тот же год: лист карты какой-либо густонаселенной местности и лист карты глухого малонаселенного участка тайги, тундры, необжитых гор. Какая из этих карт будет быстрее стареть? Почему?

Легко понять, что на той территории, где больше плотность населения, быстрее происходят ее изменения: люди преобразуют территорию — ломают и строят, вырубают старые леса и сажают новые, возводят плотины на реках, создавая пруды, водохранилища, прокладывают железные и шоссейные дороги, осушают болота, строят заводы, города, поселки.

Поэтому и карты такой местности будут быстро устаревать — топографы не успевают переделывать свои карты, жизнь обгоняет их. Есть у нас в стране такое учреждение — Центральный картографо-геодезический фонд, где хранятся все-все карты территории нашего государства, изданные ранее и издаваемые теперь. Есть в этом фонде так называемая дежурная карта — огромные альбомы, содержащие несколько тысяч листов топографических карт. В Центральный картгеофонд поступают со всех концов страны сообщения о том, где какие изменения произошли на местности: где-то в горах река подмыла берег, произошел обвал, образовалась естественная плотина и озеро, где-то закончена прокладка дороги, строительство комбината, где-то протянули новую линию электропередач, где-то произошел пожар и сгорел участок леса и т.д. Все эти изменения работники картгеофонда немедленно тушью и красками наносят на листы дежурной карты страны, в единственный экземпляр карты. Иногда на одном и том же листе карты накапливается слишком много поправок, этот лист перечерчивают и заново печатают новый тираж.

Все это должны учитывать путешественники, они должны быть готовы к тому, что во время похода старая карта, которой они пользуются, может их кое в чем «обманывать», то есть не вполне соответствовать местности.

Итак, туристу-пешеходу необходима топографическая карта района планируемого похода для того, чтобы с ее помощью сначала грамотно проложить маршрут похода, а затем успешно пройти намеченный маршрут — надежно и точно ориентироваться на местности. Желательно, чтобы эта карта была не очень старой по возрасту и достаточно подробной по масштабу.

Иногда возникает необходимость определить масштаб, который на карте по какой-либо причине отсутствует. Существует несколько способов этого, познакомимся с ними.

Прежде всего, масштаб можно определить по километровой сетке, зная, что между линиями укладывается целое число километров (об этом рассказывалось выше).

Масштаб карты можно определить по расстоянию между местными предметами, изображенными на карте. Так, он легко определяется измерением расстояния по карте между километровыми столбами на шоссе.

Можно определить также масштаб карты, сравнивая ее с другой картой, масштаб которой известен.

И самый распространенный способ — непосредственное измерение расстояний на местности между предметами, показанными на карте.

www.webanan.ru

Содержание топографической карты (плана)

Зарамочное

оформление

Межрамочное

оформление

Внутрирамочное

оформление

— номенклатура

-наименование
листа по наиболее крупному населенному
пункту

— система координат

-сведения о
магнитном склонении и сближении
меридианов

— масштаб

— система высот

— высота сечения
рельефа


крутизна скатов и заложений

— геодезические
координаты углов рамки карты

— градусная сетка

— километровая
(координатная) сетка с оцифровкой в
километрах


номенклатуры соседних листов карт

Картографическое
изображение объектов и местности
условными знаками:

— населенный
пункты

— дорожная сеть

— растительный
покров

— рельеф

С
подписями наименований характеристик

7

Условные знаки

Масштабные Линейные
Внемасштабные

Выражают размеры
объекта в масштабе карты

Размеры по длине
в масштабе карты. По ширине преувеличены
для наглядности

Объекты имеют
малые размеры, но играют важное
значение. Положение внемасштабного
условного знака определяется главной
точкой внемасш.усл.знака

Т

.

очностные характеристики положения
объектов

x,y,
км.сетки

Высотное положение
высоты сечения

Границы контуров,
объектов

(в масштабе карты)

8

Изображение рельефа

Рельеф- совокупность
неровностей земной поверхности.

Изображение на
планах (картах): — горизонталями

— условными
знаками (изображаются детали рельефа)

— подписями
высот отдельных точек местности

Изображение рельефа горизонталями

Виды горизонталей:

— основные
по установ. высоте сечения

-утолщенные каждая пятая
основная

-полугоризонтали 0,5
высоты сечения

Горизонталям
можно передать 5
основных форм рельефа:

Гора
Лощина

Котловина
Хребет

9

Седловина

Виды скатов:

Ровный
ВогнутыйВыгнутый

Смешанный

Применение условных
знаков для неровности, которую нельзя
передать горизонтально для деталей
рельефа:

Овраг, промоины,
курганы, насыпи, выемки, уступы,
каменоломни.Подписи
высот отдельных точек и горизонталей
местности:

Задачи, решаемые
по топографическим картам и планам:

  1. Измерение
    расстояний

S=s*m

  1. Определение
    прямоугольных координат

  1. Определение
    геодезических координат

  1. Измерение
    дирекционных углов (азимутов истинных)

  2. Определение высот
    точек по горизонталям

  1. Определение
    крутизны скатов и уклонов линий по
    горизонталям

10

Крутизна ската

Уклон линии

(разница
иi
в том, что
определяют в градусной мере, аi
в относительных единицах – процентах
или промилле )

7.Построение
профиля местности по заданному
направлению

8.Измерение
площадей (графическими, аналитическими,
механическими способами).

2-й
вопрос.
Масштабы,
их
виды,
точность
и
применение

Масштаб

степень
уменьшения
горизонтальных
проекций
линий
местности
при
изображении их
на
плане
или
карте.

s/S

масштаб

Виды
масштабов:


численный
(ч.м.)


графический

Ч.м.

это
правильная
дробь,
числитель
которой
есть
единица,
а
знаменатель
число,
показывающее, во
сколько
раз
горизонтальные
проекции
линий
местности
уменьшены
на
плане или
карте.

s/S
=
1/S:s=
1/М,
где
М

знаменатель
ч.м.

Ч.М. —
безразмерная
величина,
поэтому
его
можно
использовать
при
измерениях
в любых
линейных мерах.
Ч.М.
применяют
при
определении
длин
линий
на
карте
(плане)
или
на
местности

Виды
графических
масштабов:



линейный
(л.м.)

— поперечный
(трансверсальный)
(п.м.)

Л.М.

графическое
выражение
численного
масштаба
в
виде
прямой
линии
с делениями
для отсчета
расстояний.

11

studfiles.net

Основные элементы содержания карты — МегаЛекции


Местность – это часть (участок) земной поверх­ности. Неровности земной поверхности называются рельефом местности, а все расположенные на ней объекты как природного происхождения (леса, реки, болота и т. п.), так и созданные человеком (населен­ные пункты, дороги, каналы, сады и т. п.) – местны­ми предметами. Все эти объекты принято называть топографическими элементами местности. Основными из них, оказывающими существенное влияние на бое­вую деятельность подразделений, являются рельеф, гидрография, почвенно-грунтовый покров, раститель­ный покров, населенные пункты, дорожная сеть, про­мышленные, сельскохозяйственные и социально-куль­турные объекты.

Одно из основных требований, предъявляемых к топографиче­ским картам, заключается в том, чтобы они изоб­ражали не только плановое положение объектов местности, но также пространственные формы и размеры неровностей земной поверхности. Иными словами, топографическая карта должна давать трехмерное представление о местности, позволяя не только произ­водить измерения в горизонтальной плоскости, но и определять положение различных точек и объектов местности по высоте.

На современных топографических картах рельеф изображается горизонталями, т. е. кривыми замкнутыми линиями. Каждая линия обозначает на карте горизонтальный контур соответ­ствующей неровности, все точки которого расположены на мест­ности на одной и той же высоте над уровнем моря.

Все точки данной горизонтали имеют одну и ту же высоту над уровнем моря. Высота этих точек отличается от высоты точек смежной горизонтали на высоту сечения. Направление, в котором местность понижается, можно определить по указателям скатов (бергштрихам) которые представляют собой короткие черточки расположенные перпендикулярно горизонталям. Направления скатов так же можно определить по цифровым обозначениям горизонталей. Верх этих цифр, обозначающих высоту над уровнем моря, всегда обращен в сторону повышения ската.


При изучении местности по карте мы рассматриваем ее одно­временно как бы в двух планах: во-первых, представляем себе вид и особенности самой земной поверхности по ее изображению гори­зонталями и, во-вторых, выясняем наличие и характер располо­женных на ней объектов местности. Эти объекты изображаются на картах топографическими условными знаками.

Топографические условные знаки представляют собой единую систему обозначения различных топографических объектов. В со­четании с горизонталями они позволяют отображать на карте дей­ствительную картину местности.

Для повышения наглядности карты печа­таются в красках; цвета также играют роль условных обозначе­ний. Применение красок позволяет, как бы расчленить содержание карты на отдельные составные элементы (изображение лесных пространств, водной системы, рельефа, населенных пунктов, до­рожной сети) и показать их более отчетливо, в различных планах, не нарушая при этом цельности всей картины местности. Это зна­чительно облегчает чтение карты и в то же время позволяет обо­гатить ее содержание.

Цвета красок, применяющихся при издании топографических карт, стандартны и более или менее соответствуют окраске изо­бражаемых ими объектов:

изображения лесных массивов, садов, полезащитных лесонасаждений (выражающихся в масштабе), зарослей кустарников покрываются зеленой крас­кой;

изображения рек, озер, колодцев, источников, болот, а также цифры и знаки, обозначающие ши­рину и глубину рек – синей или голубой;

изображение рельефа и его элементов (обрывов, осыпей, промоин и т. д.) – коричне­вой;

полотно шоссейных дорог и автострад показывается оран­жевой, а улучшенных грунтовых дорог – желтой краской.

Следует обратить внимание на то, что для обозначения высоты местности над уровнем моря в топографии цвета не используются.

Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по маршруту движения

Измерение расстояний

Масштаб. Масштаб карты показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше соответствующей ей длины на местности (проекции этой длины на плоскость). Он выражается в виде отношения двух чисел. Например, масштаб 1: 50000 означает, что все линии мест­ности изображены на карте с уменьшением в 50000 раз, т. е. 1 см на карте соответствует 50000 см (или 500 м) на местности.

Масштаб указывается под нижней стороной рамки карты в цифровом выражении (численный масштаб) и в виде прямой линии (линейный масштаб), на от­резках которой подписаны соответствующие им рас­стояния на местности. Здесь же указывается значение масштаба – расстояние в мет­рах (или километрах) на местности, соответствующее одному сантиметру на карте. Полезно запомнить правило: если в правой части отношения зачеркнуть два последних нуля, то оставшееся число покажет, сколь­ким метрам на местности соответствует 1 см на карте, т. е. значение масштаба.

При пользовании численным масштабом расстояния на карте измеряют в сантиметрах обычно при помощи линейки с санти­метровыми делениями. Полученное при этом число сантиметров умножают на величину масштаба.

Более просто измерять расстояния по карте с помощью линейного масштаба. Циркуль при измерениях по масштабу следует держать правой рукой, наклоняя его несколько от себя, так, чтобы хорошо было видно одновременно оба острия ножек. Необходимый раствор цир­куля устанавливается легким нажимом среднего или указатель­ного пальца на левую ножку. Для измерения извилистой линии шаг циркуля бе­рется сообразно длине звеньев линии.

При отсутствии циркуля его может заменить масштабная ли­нейка или же полоска бумаги, на которой черточками отмечается измеренное на карте или откладываемое на ней по масштабу рас­стояние.

Приближенно расстояния по карте можно определять с помощью подручного предмета (спички, карандаша и т.д.) для этого надо предварительно опре­делить по масштабу карты, ка­кому расстоянию на местности со­ответствует длина этого предмета.

Курвиметр. Для определения расстояний по карте очень удо­бен, особенно при измерениях длинных кривых и извилистых ли­ний, специальный прибор, называемый курвиметром.

Для измерения расстояния следует предварительно вращением колесика уста­новить стрелку курвиметра на начальное (нулевое) деление, а затем прокатить его вдоль всей измеряемой линии, наблю­дая, чтобы показания стрелки при этом возрастали. Если курвиметр дает пока­зания в сантиметрах, то соответствующие им расстояния на местности получают, умножая отсчеты по при­бору на величину масштаба карты.

Изучение местности

Последовательность и степень подробности изучения местности определяются кон­кретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными ус­ловиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет, определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооруже­ний. В том случае, когда по городу проходит мар­шрут движения подразделения, изучать с такой под­робностью особенности города нет необходимости.

Изучение местности, как правило, начинают с оп­ределения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и де­тали рельефа.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влия­ние на выполнение поставленной задачи. При опреде­лении общего характера местности на основе озна­комления с рельефом, населенными пунктами, доро­гами, гидрографической сетью и растительным пок­ровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактиче­ские и защитные свойства.

Определение качественных и количественных ха­рактеристик местных предметов производится по кар­те со сравнительно большой подробностью.

Населенные пункты. По количеству насе­ленных пунктов, их типу и рассредоточенности опре­деляют степень обжитости района. Основными пока­зателями тактических свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер пла­нировки и застройки, наличие подземных сооруже­ний, характер местности на подступах к населенному пункту.

Дорожная сеть. Степень развития дорожной сети и качество дорог определяют условия проходи­мости местности и возможности эффективного ис­пользования транспортных средств.

Гидрография Водные объекты определяют степень пересеченности местности. Они создают хо­рошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Содержание карт

Авиационные
карты должны достаточно правильно
отражать общий характер местности с
тем, чтобы можно было их использовать
для визуальной ориентировки. Наиболее
точно на карту наносятся ориентиры,
видимые с воздуха невооруженным

глазом
(реки, каналы, озера, водохранилища,
шоссейные и железные дороги, инженерные
сооружения и населенные пункты). С
высокой точностью наносится и конфигурация
площадных ориентиров. Выделение
ориентиров контрастными красителями
обеспечивает быстрое чтение карты.

Измерения на полетных картах

Расстояния
измеряются на полетных картах с помощью
обычной сантиметровой линейки. Измеренное
расстояние в сантиметрах и миллиметрах
умножается на линейный масштаб, т.е.
число километров в 1 см.

Направление
(путевые углы, пеленги, азимуты) на карте
измеряются и откладываются с помощью
навигационного транспортира. Отсчет
углов производится по часовой стрелке
от 0 до 360 градусов.

Основные навигационные элементы полета

Для
определения направления полета по
заданному маршруту исходную точку
полета на карте соединяют линией с
конечной точкой, в которую должен
прилететь самолет. Эта линия называется
линией заданного пути.

Направление
перемещения самолета в воздухе
определяется курсом. Курсом самолета
(К) называется угол между северным
направлением меридиана и продольной
осью симметрии самолета.

Скорость
перемещения самолета относительно
воздушной массы, в которой происходит
полет, называется воздушной скоростью.
Если бы воздушная среда была неподвижной
(при отсутствии ветра), направления
перемещения самолета относительно
воздуха и относительно земли совпадали
бы, т.е. путевой угол был бы равен курсу
самолета. Но воздушная среда все время
находится в движении.

Геометрическая
сумма вектора воздушной скорости и
вектора ветра (рис.4) дает равнодействующую,
показывающую направление и скорость
полета самолета относительно земли,
т.е. путевую скорость W. Треугольник,
образованный векторами воздушной
скорости, скорости ветра и путевой
скорости, называется навигационным
треугольником скоростей.

Элементами
навигационного треугольника скоростей
являются:

V
— вектор воздушной скорости;

U
— вектор скорости ветра;

W
— вектор путевой скорости;

8
— направление ветра — угол между северным
направлением меридиана и вектором
ветра;

К
— курс самолета;

ПУ
— путевой угол;

УС
— угол сноса;

УВ
— угол ветра — угол между вектором путевой
скорости и вектором ветра.

Курс
самолета отсчитывается от северного
направления меридиана по ходу часовой
стрелки от 0 до 360 град.

Угол
сноса отсчитывается от продольной оси
симметрии самолета (вектора воздушной
скорости) до линии пути (вектора путевой
скорости) вправо и влево. Правый снос
обозначается знаком (+), левый знаком
(-).

Путевой
угол отсчитывается от северного
направления меридиана до линии пути
(вектора путевой скорости) по ходу
часовой стрелки от 0 до 360 град. Путевой
угол равен алгебраической сумме курса
и угла сноса

ПУ
= К + УС, УВ = 8 — ПУ

Из
навигационного треугольника видно, что
при встречном или попутном ветре путевая
скорость увеличивается или уменьшается
на величину скорости ветра. Угол сноса
при этом равен 0 градусов.

При
боковом ветре под углом 90 град, путевая
скорость близка к воздушной скорости,
а угол сноса имеет максимальную
положительную или отрицательную
величину.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Свежие записи

2019 © Все права защищены. Карта сайта