Топографическое описание участка местности – Местность и топографические карты: рельеф местности, гора, высота, котловина, хребет, лощина, седловина, населенные пункты, вода, сооружения

Содержание

Задание — Описание топографической карты.

Задание — Описание топографической карты.

Задание 1. Описание топографической карты.

 

Дать описание топографической карты по следующей схеме:

1.  Рельеф территории (максимальная, минимальная отметки), пункты ГТС.

2.  Гидрография (основные реки и их притоки: по каадому из объектов ширина,
глубина, направление и скорость течения, характер берегов).

3.  Растительность (тип, распространение: в лесах — породный состав, высота Деревьев, диаметр ствола).

Рельеф участка, изображенного на части топографической карты масштаба 1:25000 (Приложение 1 к заданию на контрольную работу и Приложение 1 к контрольной работе), представляет собой часть междуречья р. Сеть и р. Андога. Основными элементом рельефа участка являются г. Дубровина (отметка 216,4), расположенная на юге участка и долины рек Соть (северо-восточная и восточная часть участка) и Андога (западная часть участка). Восточнее горы Дубровина, на крайнем юго-востоке участка, расположена гора Большая Михаилинская (отметка 213,8). На северо-востоке участка расположена часть долины р. Соть, пересекающая участок в общем направлении с северо-запада на юго-восток. Правый склон долины р. Соть в границах участка, в его северо-восточной части, в своей нижней части низменный, частично заболоченный. Выше по склону его крутизна резко увеличивается. Ниже по течению, на западе участка, общая крутизна склона значительно увеличивается. Правые склоны долины р. Соть в средней и верхней части рассечены оврагами и балками. Левый склон долины низменный, заболоченный (крайний северо-восток участка), с постепенным увеличением крутизны ниже по течению (крайний запад участка). Еще одна часть долины р. Соть находится на крайнем северо-западе участка. Её склоны крутые, обрывистые. В западной части участка расположена часть долины р. Андога, пересекающая участок общим направлением с севера на юг. Склоны долины в границах участка, в нижней части обрывистые, в средней части пологие и в верхней части крутые, рассеченные оврагами и балками.

Максимальная высотная отметка на топографической карте — 216,4 м, расположена на юге участка и приурочена к вершине г. Дубровина. Максимальная высота рельефа по горизонталям — 212,5 м и приурочена к наивысшей горизонтали г. Дубровина.

Минимальная высотная отметка на топографической карте 108,9 м расположена на крайнем севере участка и обозначает высоту уреза воды р. Соть. Минимальная высота рельефа по горизонталям — ПО м. Данная горизонталь расположена на северо-востоке участка и обозначает нижнюю часть правого склона долины р. Соть.

В границах участка расположены четыре пункта государственной геодезической сети:

—  отметка 216,4, квадрат 69-10, г. Дубровина;

—  отметка 198,4, квадрат 70-09, северный склон г. Дубровина;

—  отметка 164,7, квадрат 71-07, средняя часть склона возвышенности с отметкой 176,1;

—  отметка 167,7, квадрат 72-07, северо-запад участка.

В границах участка расположены две части русла р. Соть и часть русла р. Андога.

Первая (большая в границах участка) часть русла р. Соть расположена на северо-востоке и востоке участка и имеет ширину 285 м, глубину 4,8 м, дно песчаное, направление течения с северо-запада на юго-восток, скорость 0,1 м/сек. Данная часть русла р. Соть в границах участка имеет три правых притока и один левый. Притоки представляют собой небольшие ручьи, протекающие по дну балок. Общее направление течения правых притоков — северо-восточное, восточное, левого притока — юго-западное. Скорость течения, глубина и точная ширина русла этих притоков на топографической карте не обозначены.

Вторая (меньшая) часть русла р. Соть расположена на крайнем северо-западе участка. Направление течения в этой части р. Соть — северо-восточное, скорость течения 0,1 м/сек. Полная ширина русла, глубина и тип дна на топографической карте не обозначены. Притоков у этой части русла р. Соть в границах участка нет.


Задание — Описание топографической карты. — 4.3 out of 5 based on 10 votes

kadastrua.ru

Составление краткого топографического описания участка карты или плана

Для проведения комплекса землеустроительных мероприятий необходимо иметь исходные сведения о природных и экономических особенностях заданного земельного участка и о пространственном размещении отдельных объектов на его территории. Эту информацию инженер-землеустроитель получает в результате изучения планово-картографических материалов и составления топографического описания участка по совокупности системы условных знаков, пояснительных подписей и прочих характеристик объектов, а также по изображению рельефа горизонталями. В топографическом описании отражают сведения о наличии пунктов геодезических сетей, гидрографии, рельефе, растительности, размещении населенных пунктов, путях сообщения и других элементах картографического изображения. Топографическое описание землепользований сельскохозяйственных предприятий дополняют информацией о приближенных размерах участка, характере границ землепользования, территориальном расположении сельскохозяйственных угодий, конфигурации пахотных массивов и отдельных полей, размещении хозцентров и животноводческих ферм, обеспеченности водными источниками. В зависимости от целей составления топографического описания в него могут быть также включены сведения о наличии и расположении эродированных, заболоченных и закустаренных участков, орошаемых земель, гидромелиоративных систем, лесополос, полевых станов и других особенностях территории, имеющих отношение к перспективам ее хозяйственного использования.

Для примера такого описания использован план части землепользования, приведенный на рис. 10. Отображенный на плане участок земель колхоза размещен в компактном массиве, разделенном на две части полосой отвода магистральной дороги. Протяженность его территории с запада на восток — около 3,5 км, с севера на юг — около 5 км. На юго-востоке участка закреплен пункт геодезической сети с высотной отметкой 171,9 м. По границе землепользования установлено 13 межевых знаков, два из которых имеют отметки высот.

Рельеф участка среднеравнинный. Через всю территорию от вершины горы Луч к излучине реки Лама проходит хребет с ярко выраженным водоразделом. К западу и востоку от хребта расположены неглубокие балки. Наиболее высоким местом является юго-восточная и центральная часть территории, пониженным — пойма реки на северо-западе и севере участка. Склоны северозападной балки подвержены незначительной эрозии, имеют промоины и ложбины со смытыми почвами.

Объектами гидрографии являются река Лама и пруд, сооруженный в балке и перегороженный плотиной.

Древесная растительность представлена лесополосами, размещенными по границам полей и вдоль полосы отвода железной дороги, а также небольшим массивом леса на юге участка. Естественный травяной покров (пастбища и сенокосы) имеется преимущественно в овражно-балочных системах и в пойме реки.

На участке расположено одно крупное селение Камыш, являющееся центром производственной бригады колхоза, в котором находятся почта, дом культуры, школа, магазин. На территории хоз-центра размещены хозяйственный двор и молочная ферма.

В южном направлении от населенного пункта проходит грунтовая проселочная дорога к райцентру г. Мир. Остальная внутрихозяйственная дорожная сеть состоит из полевых грунтовых дорог, соединяющих поля севооборотов с хозцентром и населенным пунктом.

Пахотные земли размещены компактными массивами, разделенными лесополосами на поля севооборотов. В центральной части территории расположен участок сада.

К югу от населенного пункта размещен орошаемый овощной севооборот. Полустационарные оросительные системы представлены совокупностью внутрихозяйственных каналов, отстоящих друг от друга на расстояниях 160—170 м. Оросительная система снабжается водой через хозяйственный канал посредством механической подкачки из реки Лама.

www.mobigeo.ru

Описание участка местности по топографической карте и построение профиля

Просмотр содержимого документа
«Описание участка местности по топографической карте и построение профиля»

Минобрнауки России

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Описание участка местности по топографической карте и построение профиля

Выполнила студентка

Группы ПГЗ 1

Фокина Ольга Геннадьевна

Киров

2014

Задание: Между километровыми линиями 6070 и 6076, шоссе Лукино – Васильево и километровой линией 4321.

Описание участка местности по карте масштаба 1 : 50000, лист У-34-37-В (Снов), 1971г. издания.

Географические координаты углов участка местности:

т. А – 54 46 ‘ 15” с.ш. и 18 05’ 07” в.д.;

т. В – 54 46’ 35” с.ш. и 18 13’ 05” в.д.;

т. С – 54 43’ 20” с.ш. и 18 13’ 15” в.д.;

т. Д – 54 43’ 10” с.ш. и 18 06’ 50” в.д.

Рельеф участка холмистый с понижением высоты холмов и возвышенностей в направлении шоссе Лукино – Васильево и р. Соть, а также в направлении поймы р. Сакмара. Высшая точка рельефа находится в юго-восточной части участка с высотой 293,4 м; низкая – урез воды р. Вороновка 139,3 м. амплитуда колебаний высот составляет около 154м.

Крутизна склонов увеличивается по мере приближения к пойме р. Сакмара и р. Вороновка. На участке имеются геодезические пункты с высотой 233,5 и 293,4 м.

Гидрография представлена р. Вороновка, которая является притоком р. Соть, речками Калитинка и Сакмара. Все речки текут преимущественно на юг и юго-восток. В долине р. Сакмара расположены озера Холодное и Долгое. На р. Сакмара в пределах участка имеются плотины в районе населенного пункта Васильевка и Громово. В р. Сакмара и в озере в её пойме впадает ряд мелких речек и ручьев.

Растительность в районе поймы р. Сакмара и озер представлена небольшими участками леса преимущественно из сосны и березы, в восточной части участка встречается дуб. Средняя высота деревьев составляет 20м., толщина 0,10 — 0,30м., расстояние между деревьями от 3 до 5м. площадь лесного массива около 30кв. км. Имеются несколько просек шириной от 2 до 5м., а также имеются участки леса с преимущественно мелким кустарником.

Населенные пункты сельского типа. Деревня Лебяжье имеет 60 дворов, сельский совет и церковь, д. Васильевка – 24 двора, д. Марково – 31 двор, д. Калитино – 32 двора, д. Громово – 9 дворов. Все населенные пункты расположены в основном вдоль берегов озер и в пойме р. Сакмара. Вблизи деревень расположены сады и огороды. Строения расположены в населенных пунктах в 1-2 улицы.

Дорожная сеть развита удовлетворительно. По западной части участка местности проходит шоссе Лукино – Васильево шириной 8м., ширина земленого полотна 11м., имеющее бетонное покрытие. На дороге имеются несколько каменных мостов длиной 20м. с шириной проезжей части 8м. и грузоподъёмностью до 8 тонн. Кроме того есть улучшенная дорога с покрытием шириной 5м. и развита сеть грунтовых дорог между населенными пунктами. В д. Лебяжье имеется деревянный мост через ручей. В 1км к северу от д. Федино имеется насыпь высотой 3м. через мелкие речки и ручьи на грунтовых дорогах оборудованы броды. Площадь угодий в районе д. Лебяжье составляет около 15га, около д. Федино – 6га, около д. Громово – 6га, около д. Васильевка – 3га.

Размер палетки для карты масштаба 1 : 50000 составляет 6 га.

multiurok.ru

Изучение местности по топографической карте

 

топографический карта местность подготовка

Топографическая карта – один из основных источников получения сведений о местности. По карте можно сравнительно быстро изучить и оценить характер, тактические и защитные свойства местности в районе предстоящих действий независимо от того, на каком удалении он находится. При этом карта позволяет получить пробные качественные и количественные характерней многих местных предметов, типовых форм и деталей рельефа, что представляет практический интерес для командиров подразделений при организации ведении боя, а также при выполнении других боевых задач.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т.е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой и подготовки ее к работе.

Ознакомление с картой и подготовка ее к работе. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Подготовка карты к работе включает склеивание, подъем и складывание карты.

Склеивание карты. В практике может случиться так, что изучаемый участок местности или маршрут движения будет переходить с одного листа на другой, а иногда и на несколько смежных листов. Работать на разрозненных листах карты неудобно, поэтому их надо склеить. Для этого листы карты раскладывают согласно их номенклатуре и намечают поля, которые требуется срезать. При этом у всех листов, кроме крайних, срезают правые и нижние поля, у крайних листов поля срезают лишь с той стороны, по которой производится склеивание.

Обычно сначала склеивают листы в колонны, а затем колонны между собой справа налево. Для склеивания каждый верхний лист накладывают лицевой стороной на нижний и кисточкой наносят на склеиваемые края обоих листов тонкий ровный слой клея. Затем, перевернув верхний лист, накладывают его на северное поле нижнего листа, точно совмещая при этом стороны их рамок, а также выходы контуров и линий километровой сетки.

Подъем карты проводится в целях более отчетливого выделения отдельных местных предметов, форм и деталей рельефа, представляющих интерес при выполнении задачи. Хорошо поднятая карта облегчает работу с ней на местности, особенно при разведке и изучении маршрута движения.

При подъеме карты цветными карандашами раскрашивают условные знаки выделяемых объектов, подчеркивают их названия и цифровые характеристики. Иногда отдельные местные предметы, изображенные на карте Небольшими по размерам условными знаками, поднимают вычерчиванием таких же условных знаков увеличенных разменов. При подъеме основных форм и деталей рельефа подкрашивают вершины высот, а также утолщают горизонтали, которые вырисовывают интересующую форму рельефа.

Отдельные группы местных предметов обычно поднимают следующим цветом: леса, сплошные кустарники, сады и другая растительность – зеленым; реки, ручьи, озера, болота – синим; дороги – коричневым; населенные пункты – черным. Рельеф поднимают светло-коричневым цветом. Подъем карты ведется, как правило, одновременно с изучением местности и фактически является отображением на ней результатов изучения.

Складывание карты. Для удобства работы с картой, особенно на местности, ее складывают. Складывание может выполняться как до подъема, так и после подъема карты, Для работы с картой в помещении ее складывают гармошкой в двух направлениях: сначала в направлении вытянутой стороны, а затем складывают образовавшуюся полосу. Для работы на местности карту складывают вдоль направления действий или маршрута. Определив границы справа и слева от маршрута, оставшиеся части склейки подгибают вниз, а затем полученную полосу карты складывают гармошкой вдоль маршрута. Размер карты, сложенной в гармошку, определяется размером папки, в которой она будет храниться.

Перелистывая звенья гармошки, всегда можно быстро раскрыть нужный участок карты. Для облегчения ориентирования и целеуказания на рабочей площади склейки карты полезно сделать оцифровку линий километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка. Например, по первому взгляду на карту масштаба 1:100000 можно сказать, что наличие большого количества населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствует о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что будет затруднять движение боевой и транспортной техники вне дорог, создавать трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т.д. Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.

Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

Населенные пункты. Количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости того или иного участка местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Например, на карте масштаба 1:50000 изображены населенные пункты: Снов, Каменногорск, Турейка, Вороново, Добрынине. По характеру планировки, размерам и шрифту подписи можно сказать, что Снов – это город, Каменногорск – поселок городского типа, остальные населенные пункты – поселки сельского типа. В г. Снов хорошо выделяются основные проезды, площади, парки. Оранжевая окраска кварталов указывает на преобладание огнестойких строений. На северной окраине города расположены метеостанция, электростанция, радиомачта, склад горючего, завод с трубой, железнодорожная станция, мукомольный завод и другие объекты. Часть этих местных предметов может служить хорошими ориентирами. К западной окраине города примыкает дачный поселок Малиновка. Поселок сельского типа Турейка имеет 24 дома. Близко расположенные друг к другу черные прямоугольники внутри кварталов указывают на плотный характер застройки, а желтая заливка – на неогнестойкость строений. В 500 м на северо-запад от северной окраины Турейки расположена ветряная мельница.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

Дорожная сеть. Степень развития дорожной сети и качество дорог определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

Например, на карте масштаба 1:100000 изображена сравнительно развитая сеть дорог различных классов. С юга из г. Снов к р. Соть подходит шоссейная дорога, на условном знаке которой имеется подпись 10 Б. Это значит, что покрытая часть дороги имеет ширину 10 м, а от канавы до канавы _ 14 м, покрытие-булыжник. К шоссе с разных сторон примыкают улучшенные грунтовые и проселочные дороги. Ширина грунтовых улучшенных дорог 6 м. Участок местности с юга на север пересекает однопутная железная дорога. От железнодорожной станции на северной окраине Снов на юго-восток проходит ветка однопутной железной дороги. Отдельные участки дорог проходят по насыпи, а в лесу восточнее Снов железнодорожная ветка идет в выемке глубиной 5 м.

На левом берегу р. Соть дорожная сеть развита слабо; единственная шоссейная дорога проходит непосредственно вдоль реки.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

Рассмотрим, например, участок шоссейной дороги от г. Снов до моста через р. Соть. При выходе из города шоссе проходит по каменному мосту над железной дорогой, далее до моста через ручей – по насыпи. Следовательно, на данном участке нет съезда с шоссе. По подписи у моста через ручей устанавливаем, что длина моста 25 м, ширина 10 м, грузоподъемность 50 т. Далее справа от шоссе расположена МТМ. Здесь шоссе делает небольшой поворот на северо-восток и затем идет прямо на Каменногорск. У МТМ к шоссе примыкают улучшенная грунтовая и проселочная дороги. На этом участке шоссе возможны съезды и движение рядом с ним. Местность по обеим сторонам шоссе просматривается на глубину до 1 км. Южнее Каменногорска, после перекрестка и развилки, шоссе идет по лощине с выемкой глубиной 5 м. Мост через р. Соть каменный, высота его над уровнем воды 7 м, длина 170 м, ширина 8 м, грузоподъемность 50 т. На карте масштаба 1:50000 местные предметы вдоль дороги изображены более подробно.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Гидрография. Водные объекты определяют степень изрезанности местности. Они создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При первом взгляде на карту масштаба 1:100000 выделяется р. Соть. Характер шрифта подписи показывает, что она судоходная. Стрелка и цифра на ней указывают, что р. Соть течет на юго-восток, скорость течения 0,1 мс. Вероятный грунт дна

0 1-0,15 Песок.

0,2-0,5 Крупный песок.

0,5-1,0 Плотная глина, гравий.

1,0-1,5 Галька, валуны.

Озеро Черное площадью около 0,4 км2 вытянуто с северо-запада на юго-восток. На середине озера расположен песчаный остров. Наиболее удобные подходы к озеру с южной и северо-восточной сторон, с северо-запада оно покрыто непроходимым болотом с камышовой растительностью. При выходе реки Голубая из озера Черное расположены плотина и мельница. Разрушение плотины не приведет к затоплению большого района, так как высота берегов реки Голубая от 10 м в истоке до 50 м в устье, а крутизна скатов по берегам от 3 до 10°.

Почвенно-растительный покров. При изучении по карте почвенно-растительного покрова устанавливают наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия. Например, восточнее г. Снов на карте масштаба 1:50 000, приведенной в приложении 2, имеется значительный по величине участок леса площадью около 4 км 2. Пояснительные условные знаки на зеленой заливке площади леса указывают на смешанный состав породы деревьев. Средняя высота деревьев 25 м, толщина 30 см, средние расстояния между ними 5 м позволяют сделать вывод о невозможности движения по лесу автомашин и танков вне дорог. С севера на юг по лесу проходит улучшенная грунтовая дорога, к которой с разных сторон примыкают грунтовые дороги и просеки шириной около 4 м, что создает хорошие условия для движения боевых и транспортных машин. Установленные по карте характеристики данного участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам практически во всех направлениях. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника на поляне в центре массива леса, просеки, перекресток улучшенной грунтовой и железной дорог, овраги по восточной опушке леса.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Например, на части листа карты масштаба 1:25000 по западному берегу озера Черное показаны различные виды болот, в том числе и непроходимое болото с камышом, примыкающее к самому берегу озера. Это позволяет сделать вывод о невозможности подхода к озеру с западной стороны. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком проходимых, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми. Об этом свидетельствует изображение зимней дороги, идущей по болоту западнее озера Черное к торфоразработкам.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и Организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа. Например, на северо-восточной части листа карты масштаба 1:100000 изображен холмистый рельеф с относительными высотами 100-120 м. Расстояние между горизонталями от 10 до 1 мм, что говорит о сравнительно небольшой крутизне скатов, только в некоторых местах скаты высот переходят в обрывы. Лощины имеют в большинстве случаев направление с севера на юг, по некоторым из них пропекают небольшие реки. На р. Вороновка, протекающей по наиболее крупной лощине, установлена плотина, образующая оз. Лача.

При благоприятных погодных условиях характер рельефа практически не создает трудностей в проходимости местности в любых направлениях. Сравнительно глубокие и большие по протяженности лощины создают благоприятные условия для скрытного сосредоточения подразделений, укрытия и передвижения. Однако незначительные участки, покрытые лесом, не обеспечивают маскировки подразделений, особенно при наблюдении с воздуха.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида, направления крутизны скатов, характеристик лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т.

kursak.net

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕСТНОСТИ

Поиск Лекций

Военная топография. Основные понятия и определения. Топографические элементы местности.

«Географическими картами называются условные уменьшенные изображения земной поверхности, взятые в определённой картографической проекции, которые показывают географическое размещение и связи многообразных природных и общественных явлений». Топографическая карта является такой географической картой крупного масштаба, которая с прилагаемыми к ней описаниями отражает элементы природного и культурного ландшафта местности с наибольшей подробностью, допускаемой масштабом.

Понятие о масштабе.

Степень уменьшения линий и расстояний на карте по сравнению с их действительными размерами на местности называется масштабом карты. Чем в меньшее число раз местность уменьшена при изображении ее на бумаге, тем крупнее масштаб изображения и наоборот. Например, из двух масштабов 1:25 000 и 1:50 000 первый будет крупнее. От масштаба зависит и степень детализации карты. На карту крупного масштаба наносят больше объектов. Например, небольшой населенный пункт на карте 1 : 25 000 можно изобразить так, что будут видны каждый квартал и улица, а на карте 1 :500 000 этот же населенный пункт будет обозначен только небольшим многоугольником или кружком.

Масштаб наносится на каждую топографическую, географическую карту или план, например: 1:10000, 1:25 000. Такой масштаб называется численным.

Численный масштаб — отвлеченное число, показывающее, во сколько раз уменьшена длина линий местности при изображении ее на карте независимо от того, в каких метрических единицах составлена карта или план. Пользоваться численным масштабом несложно. Покажем это на примере. Предположим, что нам нужно определить расстояние в метрах между двумя точками на карте масштаба 1:50000. Измеряем это расстояние в сантиметрах с помощью линейки. Оно получилось равным 4,2 см. Но так как на карте масштаба 1 :50 000 Изображение местности уменьшено в 50000 раз, то, очевидно, действительное расстояние на местности будет в 50000 раз больше, т. е. 4,2 см Х 50000 = 210000 см. Переведем расстояние, выраженное в сантиметрах, в метры: 1 м =100 см; следовательно 210000 см = 210000 : 100м = 2100м.

Линейный масштаб. Чтобы избежать вычислений, необходимых при пользовании численным масштабом, и получить искомое значение расстояний, работая с картой, строят масштаб линейный. Для этого на прямой линии нужно отложить несколько раз одинаковые отрезки, называемые основанием линейного масштаба. Основание выбирается с таким расчетом, чтобы ему на местности соответствовало круглое число сотен или тысяч метров. Так, если необходимо построить линейный масштаб для карты или плана масштаба 1:50000, то целесообразно за основание принять отрезок, равный 2 см, тогда каждому такому отрезку будет соответствовать расстояние 1000 м.

Важнейшими признаками топографической карты, отличающими её от общегеографической, будут следующие:

а) крупный масштаб,

б) сохранение неизменного масштаба на всём протяжении карты,

в) большое количество изображённых на карте подробностей,

г) изображение подавляющего количества предметов масштабными условными знаками.

Общегеографической картой будет карта мелкого масштаба с меньшим количеством подробностей, выбранных по определённым признакам и изображённых по преимуществу внемасштабными условными знаками, причём масштаб в разных местах карты будет уже не постоянный, а разный. Кроме того, географические карты составляются не в поле, как топографические, а камеральными методами по другим картам.

Таким образом, всем картам свойственны определённые признаки.

Это, во-первых, масштабность изображения — определённое отношение длины любой линии на карте к длине соответствующих линий в натуре.

Во-вторых, передача этого изображения в картографической проекции (глобус можно рассматривать как проек­цию поверхности земного шара на маленький шар, имеющий общий с ним центр, план как проекцию очень малой, а поэтому почти плоской поверхности земного шара на плоскую поверхность бумаги).

В-третьих, применение для изображения разных географических элементов разнообразных условных знаков, цифр, надписей.

Карты, составленные без соблюдения масштаба, без градусной сетки и лишь схематически в общих чертах передающие размещение тех или иных объектов на изображаемой территории, называются картосхемами.

Полнота отображения местности на карте. На топографических картах отображают все важнейшие элементы местности: рельеф, гидрографию, растительный покров и грунты, населённые пункты, дорожную сеть, границы, промышленные, сельско хозяйственные, социально-культурные и другие объекты. Чем крупнее масштаб карты, тем больше объектов и с большими подробностями показывают на карте. При этом в целях повышения наглядности изображения проводят картографическую генерализацию, то есть объекты, имеющие второстепенное значение и небольшие размеры, на картах не показывают.

Полнота отображения элементов местности на карте зависит и от географических особенностей картографируемой территории. Так, колодцы в обжитых районах с хорошо развитой сетью рек и каналов не имеют существенного значения и на картах масштаба 1 : 100000 и мельче, как правило, не показывают. В пустынных и полупустынных районах колодцы приобретают важное значение и подлежат обязательному отображению на картах масштаба 1 :200000 и крупнее. На мелкомасштабных картах полнота отображения достигается обобщением очертаний контуров объектов, объединением нескольких объектов в одно целое.

Картографические условные знаки представляют собой применяемые на картах обозначения различных объектов и их качественных и количественных характеристик. Условные знаки стандартны и обязательны для всех ведомств и учреждений СССР, занимающихся созданием топографических карт. Условные знаки одних и тех же объектов на всех крупномасштабных картах в основном одинаковы по своему начертанию и окраске и различаются лишь размерами. Для каждой группы однородных объектов установлен, как правило, общий условный знак, определяющий род предмета. Он имеет обычно простое начертание, удобное для вычерчивания и запоминания, и своим рисунком или цветом напоминает внешний вид или какие-либо другие признаки изображаемого местного предмета.

Картографические условные знаки по назначению и геометрическим свойствам подразделяют на три вида: линейные, вне-масштабные и площадные. Кроме условных знаков на картах применяются подписи, поясняющие вид или род изображаемых на карте объектов, а также их количественные и качественные характеристики.

Линейными картографическими условными знаками изображают объекты линейного характера, длина которых выражается в масштабе карты, — дороги, нефтепроводы, линии электропередачи и др.

Внемасштабными картографическими условными знаками изображают объекты, площади которых не выражаются в масштабе карты. Положению объекта на местности соответствует центр знака симметричной формы, середина основания знака с широким основанием, вершина угла знака с основанием в виде прямого угла, центр нижней фигуры знака, представляющего собой сочетание нескольких фигур.

Площадными картографическими условными знаками заполняют площади объектов, выражающихся в масштабе карты. Площадные знаки, вычерченные внутри контура объекта (болота, лесного массива, сада и т. п.), не указывают его положение на местности.

Пояснительные подписи дают дополнительные характеристики объектов местности: собственные названия объектов, их назначение, количественные и качественные характеристики. Подписи в некоторых случаях сопровождаются условными значками, например при характеристике леса, обозначении направления течения воды в реке, глубины болота. Пояснительные подписи могут быть полными и сокращенными.

Топографические карты имеют цветовое оформление, единое для всех масштабов. Цвет в определенной степени соответствует действительной окраске местных предметов в летнее время года. Черным цветом изображают грунтовые дороги, границы, различные строения, сооружения и т. п., синим — гидрографию, коричневым — рельеф и песчаные поверхности (песчаные грунты), зеленым — растительность. Условные знаки наиболее важных объектов (городов, автомобильных дорог с покрытием и т. п.) затушевывают оранжевым цветом.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕСТНОСТИ

Типовые формы рельефа местности и их характеристика

Все многообразие неровностей, образующих земную поверхность, можно подразделить на различающиеся между собой формы, которые принято называть основными типовыми формами рельефа. К ним относятся формы рельефа.

1. Гора— возвышенность, имеющая, как правило, куполообразную или коническую форму. Верхняя часть горы, называемая вершиной, может иметь вид купола (куполообразная гора) или плоской ровной площадки (плато), или же заканчивается острием (пик). Нижняя часть горы (основание) называется подошвой, а склоны от вершины к подошве — скатами. По своей форме скат может быть ровный, выпуклый, вогнутый и волнистый. Ровный и вогнутый скаты просматриваются с вершины возвышенности до подошвы. Выпуклы и скат характерен наличием перегиба, который закрывает часть местности, создавая тем самым непросматриваемые участки при обзоре ската с вершины возвышенности. Волнистым называют такой скат, который на своем протяжении переходит от ровного к выпуклому, затем к вогнутому, снова к ровному и т. д.; он представляет собой сочетание различных скатов. Волнистый скат создает неблагоприятные условия для обзора местности, так как наличие на нем перегибов не позволяет просматривать весь скат. В то же время такие перегибы ската часто создают благоприятные условия для скрытного передвижения и подхода к намеченному объекту. В зависимости от крутизны скаты подразделяются на пологие (до 10°), средней крутизны (10—20°), крутые (20—30°), очень крутые (30—60°) и обрывистые (свыше 60°). Под крутизной ската (КС) понимается угол, образованный наклонной поверхностью ската и горизонтальной плоскостью (рис. 1). Величина этого угла обычно выражается в градусах, но может быть выражена и в любых других угловых мерах, например в тысячных. Крутизну ската можно определить как-непосредственно на местности, так и по карте . Небольшую по высоте гору, у которой ясно выражены подошва, скаты и вершина, называют холмом. Высота холмов над окружающей местностью, как правило, не превышает 200 м. Искусственно созданные холмы называются курганами.

 

2. Хребет— сочетание нескольких возвышенностей, вытянутых в одном направлении, или одна такая возвышенность. Линия, которая соединяет наивысшие точки вдоль хребта (или любой другой возвышенности) и от которой в противоположные стороны расходятся скаты, называется водоразделом или топографическим гребнем.

 

3. Котловина— хорошо различимое на местности понижение, имеющее форму замкнутой чашеобразной впадины. Место, откуда начинается понижение, называется окраиной котловины, а самая низкая часть котловины— дном. Небольшая котловина называется ямой.

 

4. Лощина — вытянутое и понижающееся в одном направлении углубление местности. Линия, соединяющая низшие точки по дну лощины, называется водосливом. Лощины, расположенные на равнине или на пологом склоне горы и имеющие резко очерченные границы, от которых ко дну лощины идут крутые обрывистые скаты, называются оврагами.

 

5. Седловина — пониженная часть хребта, расположенная между двумя соседними вершинами. Седловина почти всегда является местом начала двух лощин, расходящихся в противоположных направлениях. В горной местности пути сообщения через хребты, как правило, идут через седловины. Такие седловины называются перевалами. Гора, хребет, котловина, лощина и седловина являются типовыми формами рельефа; вершина, дно котловины — характерными точками, а водослив и водораздел — характерными линиями рельефа. Эти точки и линии составляют как бы скелет (остов) рельефа, определяющий общий характер и взаимное расположение неровностей данной местности.




poisk-ru.ru

Измерение расстояний и описание участка местности по топографической карте

1. Актуализация знаний.

Чем топографическая карта отличается от плана местности?

Более подробно отображает местность, можно определить крутизну склонов, более крупный масштаб.

2. Выполните следующие виды работ на топографической карте.

 

Измерьте несколько расстояний между выбранными объектами и определите их истинные значения при помощи масштаба.

От озера до школы — 2 · 250 м = 500 м; от школы до крайней улицы — 1 · 250 м = 250 м; от школы до р. Быстрой — 1,5 · 250 м = 375 м.

Описывая рельеф, назовите основные формы рельефа, укажите максимальную и минимальную абсолютные высоты данного участка, крутизну склонов.

Рельеф равнинный; Hmax = 157,9, Hmin = 132,6. Hmax на северо-западе, Hmin на юго-востоке. 

При описании рек укажите направление и скорость их течения, ширину, высоты урезов, наличие островов, рукавов, стариц, судоходность, средства переправы. (р. Быстрая)

Ширина — 120, Hурез = 131,8 м, v = 0,3 м/с, один рукав, глубина — 2,8 м, П-характер грунта дна, берега обрывистые (2 — высоты обрывов) и берега обрывистые (3 — высоты обрывов).

 

Характеризуя озера, обратите внимание на их конфигурацию, глубину» Урез воды, характер их расположения (одиночно, группами, цепочками и т.д.).

Одно озеро на западе (одиночное), три расположены на юге группами, расположены цепочками.

При описании болот покажите зависимость их местоположения от характера рельефа.

Болота расположены в понижениях местности на севере от берега реки.

Определите виды растительности, покажите зависимость размещения растений от рельефа и гидрографической сети.

В понижении рельефов вблизи водоёмов: кустарники лугов, сплошные заросли кустарников; лесная растительность на приподнятых участках: хозяйственные леса, лиственные, смешанные леса.

При характеристике населенных пунктов выявите их тип, особенности размещения и планировки, а также хозяйственное значение.

г. Новое размещён на северо-востоке, проходит шоссе, имеется железная дорога, кварталы Юрьево, размещён на юго-западе, имеются полевые и лесные дороги, проходит шоссе.

Описывая пути сообщения, укажите их тип и особенности, степень обеспеченности ими территории.

Железнодорожные пути и шоссе, река, полевая и лесная дорога, грунтовая дорога, территория обеспечена путями сообщения хорошо.

Это интересно:

101.3dn.ru

1.2.2 Описание конкретной местности представленной топографической картой. Проект участка новой железнодорожной линии

Похожие главы из других работ:

Конструкция, техническое обслуживание и текущие ремонты тепловозного компрессора типа КТ-6

1. Описание и работа

Кран козловой двухконсольный

1. Назначение машины, краткое описание ее устройства и работы. Описание управления машиной и устройств безопасности

кран грузоподъемный козловой безопасный Кран козловой одноконсольный грузоподъемностью 8 тонн относится к кранам общего назначения и предназначен для погрузки-разгрузки транспортных средств…

Кран мостовой

1 НАЗНАЧЕНИЕ МАШИНЫ, КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЕЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ. ОПИСАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОЙ И УСТРОЙСТВ БЕЗОПАСНОСТИ

Мостовые краны типовым оборудованием производственных цехов, закрытых и открытых складов. Они могут иметь крюк или снабжаться грейферами, грузовыми электромагнитами, клещами, лапами и другими специальными грузозахватными устройствами…

Маршрутный компьютер-тестер для автомобилей

5.1 Описание конструкции МКТ

Большое внимание в настоящее время при конструировании устройств уделяют повышению надежности конструкции, уменьшению габаритов и веса изделия, механизации и автоматизации технологического процесса изготовления того или иного изделия…

Права и обязанности проводника в вагонах дальнего следования перевозки пассажиров

2. Описание

Проектирование судовой энергетической установки судна типа сухогруз

1.1 Описание прототипа

Судно предназначено для транспортировки леса и материалов из него. Район плавания неограничен. Судно оборудовано грузовыми кранами и стрелами для погрузки и разгрузки. Особое внимание при погрузке в трюмы уделяется тому…

Проектирование участка новой автомобильной дороги

4.1 Характеристика рельефа местности и выбор направлений трассы

Рельеф местности в районе проектирования является повышенной холмистости. Максимальная высота местности составляет 275 м над уровнем моря, минимальная высота составляет 250 м над уровнем моря…

Проектировочный расчет трансмиссии

1. Описание прототипа

Прохождение технологической практики по техническому сервису на предприятии ООО «Единство»

5.3 Описание цехов МТМ

Инструментальная. Инструментальная предназначена для хранения инструментов и запасных частей. Оборудование: 1. стеллажи (5 шт.) Медницкий цех. Цех предназначен для пайки радиаторов, ремонта воздушных трубок, вулканизации камер…

Расчёт грузового плана судна

4. Описание судна

Главной частью корабля является корпус судна. Корпус судна разделён на три главные части: носовая (передняя) часть, называемая нос судна; задняя часть, называемая корма судна; часть судна, расположенная между двумя этими частями…

Ремонт и испытание автоматического регулятора тормозной рычажной передачи

4.2 Устройство и описание

Моечная машина предназначена для проведения обмывки деталей тормозного обрудования, устройство показано на рисунке 19 Конструктивно машина представляет сваренную из металлических листов коробчатую конструкцию…

Ремонт и содержание участка автомобильной дороги

2.1 Географическое положение, рельеф местности

Ленинградская область- одна из северо-западных областей России. Она расположена на северо-западе Восточно-Европейской равнины и к Финскому заливу Балтийского моря на протяжении 330 км. На западе область граничит по реке Нарве с Эстонией…

Ремонт коробки передач и сцепления Газ-3110 «Волга»

3.1 Описание конструкции

На части автомобилей с двигателем ЗМЗ-402 может быть установлена механическая трехвальная четырехступенчатая коробка передач, ранее устанавливаемая на автомобили “Волга” ГАЗ-24, ГАЗ-3102 и -31029.  Картер коробки передач состоит из трех частей…

Совершенствование системы управления электровоза ВЛ80С в условиях Атбасарского электровозоремонтного завода

3.1 Описание и работа

Станочное приспособление для ремонта трехосной тележки КВЗ-1М

7 Описание приспособления

tran.bobrodobro.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта