В земельном кодексе выделены следующие формы собственности на землю – Каковы по действующему законодательству формы собственности на землю?

Содержание

Каковы по действующему законодательству формы собственности на землю?

Конституция
Российской Федерации (ст. 9)устанавливает, что земля и другие
природные ресурсы могут находиться вчастной, государственной, муниципальной
и иных формах собственности.

Как видно,
Конституция Российской Федерации не
дает исчерпывающего перечня форм
собственности на землю и указывает лишь
основные формы, нашедшие воплощение и
закрепление в действующем законодательстве
и реальной действительности.

Вопрос
о формах собственности на землю
-вопрос коренной, от решения которого
зависит правовое регулирование и многих
других земельных отношений. Раньше, до
реформ 90-х годов, вопрос о формах
собственности на землю был «решен» в
ходе национализации земли и установления
на нее исключительной собственности
государства, что с предельной
определенностью было зафиксировано в
Общие землепользования и землеустройства
1928г., закрепивших право исключительной
собственности на землю Союза ССР. В
результате этого союзные республики
—суверенные государственные
образования по Конституции СССР
1936г. -остались без
земли и вне земли, что было еще одним
весомым аргументом в трактовке Союза
ССР как унитарного государства. Вопрос
о праве собственности союзных республик
по действовавшему в то время законодательству
либо вовсе не ставился, либо подменялся
вопросом о компетенции Союза ССР и
союзных республик в сфере владения,
пользования и распоряжения землей, что,
понятно, далеко не одно и то же.

С
отменой монополии государства на землю
Законом РСФСР от 23ноября
1990г. «О земельной реформе» вопрос
о формах собственности на землю приобрел
особую актуальность и социальную
значимость как один из основных вопросов
осуществляемых земельных преобразований.

Что такое право частной собственности на землю?

Право
частной собственности на землю было
впервые признано в Законе РСФСР от
23ноября 1990г. «О
земельной реформе», отменившем монополию
государства на землю и установившем на
нее две основные формы собственности:
государственную и частную. Предусмотренные
данным Законом нормы о праве частной
собственности на землю нашли развитие
в последующем законодательстве. Ныне
право частной собственности на землю
граждан и их объединений прямо закреплено
в Основном Законе — Конституции Российской
Федерации, в ст. 36которой
установлено, что граждане и их объединения
вправе иметь в частной собственности
землю. Владение, пользование и распоряжения
землей и другими природными ресурсами,
говорится в ч. 2данной
статьи, осуществляется их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает права и
законные интересы иных лиц.

Следует
иметь в виду, что земельные участки,
предоставленные гражданам на праве
частной собственности, могут находиться
у них на праве как индивидуальной, так
и общей собственности.

Что такое общая собственность и каковы её виды?

Под
общей собственностью,согласно ст.
244ГК РФ, понимается нахождение
имущества в собственности двух или
нескольких лиц.

Общая
собственность по действующему
законодательству может быть либо
долевой, когда имущество, находящееся
в общей собственности, делится на
определенные доли, принадлежащие каждому
из собственников, и совместной
-без определения таких долей. По
общему правилу общая собственность на
имущество является долевой, если законом
не предусмотрено образование совместной
собственности на него. Кроме того,
Гражданским кодексом Российской
Федерации (ст. 244)установлено,
что общая собственность возникает при
поступлении в собственность двух или
нескольких лиц так называемых неделимых
вещей, то есть вещей, раздел которых в
натуре невозможен без изменения их
назначения либо не подлежит разделу в
силу закона.

В сфере
земельных отношений применяется лишь
второй критерий, поскольку земельный
участок как объект права собственности
относится к делимым вещам. Так, в силу
ст. 257ГК РФ имущество
крестьянского (фермерского) хозяйства,
в том числе и земельный участок,
принадлежит его членам на праве совместной
собственности, если законом или договором
между ними не установлено иное.
Следовательно, данная статья носит
диспозитивный характер, и отнюдь не
исключается, что имущество крестьянского
хозяйства, в том числе и земельный
участок, может находиться в долевой
собственности его членов в случаях,
предусмотренных законом или договором
между ними. Следует отметить, что Законом
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
(ст. 15)было установлено
обратное правило: имущество крестьянского
хозяйства принадлежит его членам на
правах общей долевой собственности и
лишь при единогласном решении его членов
оно может находиться в общей совместной
собственности. Вполне понятно, что в
настоящее время действует положение,
установленное новым Гражданским кодексом
РФ.

Следует
также иметь в виду, что согласно
действующему законодательству имущество,
в том числе и земельные участки, может
принадлежать на праве частной собственности
как гражданам -физическим
лицам, так и юридическим лицам (за
исключением государственных и
муниципальных). Следовательно, право
собственности сельскохозяйственных
товариществ, обществ, кооперативов
также является частной собственностью
со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Не случайно поэтому в проекте нового
Земельного кодекса Российской Федерации,
принятого Государственной Думой
22апреля 1998г., права
граждан и юридических лиц на земельные
участки рассматриваются в одной главе
(гл. ХI). Сказанное, конечно,
не означает, что права граждан и
юридических лиц на земельные участки
идентичны. Так, юридическим лицам не
может принадлежать земельный участок
на праве пожизненного наследуемого
владения. Однако, в принципе, права
собственности граждан и юридических
лиц, за исключением государственных и
муниципальных, однотипны: и в первом, и
во втором случае это право частной
собственности, что нашло соответствующее
закрепление в Конституции Российской
Федерации, Гражданском и Земельном
кодексах РФ.

studfiles.net

§ 2. Формы собственности на землю

1. Частная собственность на землю

В
соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК собственностью
граждан и юридических лиц (частной
собственностью) являются земельные
участки, приобретенные гражданами и
юридическими лицами по основаниям,
предусмотренным законодательством РФ.

Граждане
и юридические лица имеют право на равный
доступ к приобретению земельных участков
в собственность. Земельные участки,
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, могут
быть предоставлены в собственность
граждан и юридических лиц, за исключением
земельных участков, которые в соответствии
с ЗК, федеральными законами не могут
находиться в частной собственности.

Так,
к примеру, не могут быть переданы в
частную собственность земельные участки,
изъятые из оборота, а также зарезервированные
для государственных или муниципальных
нужд (п. 4 ст. 28 ЗК).

Земельные
участки из земель сельскохозяйственного
назначения, занятые оленьими пастбищами
в районах Крайнего Севера, отгонными
пастбищами и находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, могут
быть переданы гражданам и юридическим
лицам только на праве аренды без права
выкупа (п. 6 ст. 10 Федерального закона от
24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения»).

Иностранные
граждане, лица без гражданства и
иностранные юридические лица также
вправе иметь в Российской Федерации
земельные участки на праве собственности.
Более того, ограничения их прав на
приобретение в собственность земельных
участков, по сути дела, сведены к минимуму:

Иностранные
граждане, лица без гражданства и
иностранные юридические лица не могут
иметь в собственности следующие земельные
участки:


земельные участки, находящиеся на
приграничных территориях, перечень
которых устанавливается Президентом
РФ в соответствии с федеральным
законодательством о Государственной
границе РФ, и на иных установленных
особо территориях РФ в соответствии с
федеральными законами;


земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения.

Следует
иметь в виду, что в соответствии с п. 5
ст. 3 Федерального закона «О введении
в действие Земельного кодекса Российской
Федерации» до установления Президентом
РФ указанного в п. 3 ст. 15 ЗК перечня
приграничных территорий предоставление
земельных участков, расположенных на
указанных территориях, в собственность
иностранным гражданам, лицам без
гражданства и иностранным юридическим
лицам не допускается.

Иностранным
гражданам, лицам без гражданства и
иностранным юридическим лицам в
соответствии с п. 5 ст. 28 ЗК земельные
участки предоставляются в собственность
только за плату, размер которой
устанавливается ЗК.

В
отношении земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения
существует еще одно ограничение
субъектного состава участников земельных
правоотношений: не вправе иметь в
собственности такие земельные участки
помимо названных иностранных юридических
и физических лиц также юридические
лица, в уставном (складочном) капитале
которых доля иностранных граждан,
иностранных юридических лиц, лиц без
гражданства составляет более чем 50
процентов.

Одним
из наиболее распространенных оснований
приобретения права собственности на
земельные участки является приватизация
земельных участков, которые находятся
в государственной или муниципальной
собственности и на которых расположены
здания, строения, сооружения.

В
соответствии со ст. 36 ЗК граждане и
юридические лица, имеющие в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении здания, строения, сооружения,
расположенные на земельных участках,
находящихся в государственной или
муниципальной собственности, приобретают
права на эти земельные участки в
соответствии с ЗК.

Исключительное
право на приватизацию земельных участков
(а также на приобретение права аренды
земельных участков) имеют граждане и
юридические лица — собственники зданий,
строений, сооружений в порядке и на
условиях, которые установлены действующим
законодательством.

В
случае, если здание (помещения в нем),
находящееся на неделимом земельном
участке, принадлежит нескольким лицам
на праве собственности, эти лица имеют
право на приобретение данного земельного
участка в общую долевую собственность
или в аренду с множественностью лиц на
стороне арендатора, если иное не
предусмотрено законодательством.

В
случае если в здании, находящемся на
неделимом земельном участке, помещения
принадлежат одним лицам на праве
собственности, другим лицам на праве
хозяйственного ведения или всем лицам
на праве хозяйственного ведения, эти
лица имеют право на приобретение данного
земельного участка в аренду с
множественностью лиц на стороне
арендатора, если иное не предусмотрено
земельным законодательством. При этом
договор аренды земельного участка
заключается с условием согласия сторон
на вступление в этот договор иных
правообладателей помещений в этом
здании.

Для
приобретения прав на земельный участок
указанные граждане или юридические
лица совместно обращаются в уполномоченный
исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
с заявлением о приобретении прав на
земельный участок с приложением его
кадастровой карты (плана).

Исполнительный
орган государственной власти или орган
местного самоуправления в двухнедельный
срок со дня поступления заявления
принимает решение о предоставлении
земельного участка в собственность
бесплатно (в случаях, установленных
земельным законодательством) либо
готовит проект договора купли-продажи
или аренды земельного участка и направляет
его заявителю с предложением о заключении
соответствующего договора.

В
случае отсутствия кадастровой карты
(плана) земельного участка орган местного
самоуправления на основании заявления
гражданина или юридического лица либо
по обращению исполнительного органа
государственной власти на основании
дежурной кадастровой карты (плана),
содержащей сведения о местоположении
земельного участка, и градостроительной
документации в месячный срок со дня
поступления указанных заявления либо
обращения обеспечивает изготовление
кадастровой карты (плана) земельного
участка и утверждает проект его границ.

При
этом границы и размеры земельного
участка определяются с учетом фактически
используемой площади земельного участка
в соответствии с требованиями земельного
и градостроительного законодательства.
Границы земельного участка устанавливаются
с учетом красных линий, границ смежных
земельных участков (при их наличии),
естественных границ земельного участка.

Уполномоченный
исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления
в двухнедельный срок со дня представления
проекта границ земельного участка
принимает решение о предоставлении
этого земельного участка вышеназванным
лицам и направляет им копию решения с
приложением проекта границ земельного
участка.

На
основании проекта границ земельного
участка за счет указанных лиц
устанавливаются границы земельного
участка на местности и обеспечивается
изготовление кадастровой карты (плана)
земельного участка.

Собственник
земельного участка имеет право:


использовать в установленном порядке
для собственных нужд имеющиеся на
земельном участке общераспространенные
полезные ископаемые, пресные подземные
воды, а также закрытые водоемы в
соответствии с действующим законодательством;


возводить жилые, производственные,
культурно-бытовые и иные здания, строения,
сооружения в соответствии с целевым
назначением земельного участка и его
разрешенным использованием с соблюдением
требований закона, правил и нормативов;


проводить мелиоративные работы, строить
пруды и иные закрытые водоемы в
соответствии с установленными
законодательством специальными
требованиями;


осуществлять другие права на использование
земельного участка, предусмотренные
законодательством.

Собственник
земельного участка имеет право
собственности на посевы и посадки
сельскохозяйственных культур, полученную
сельскохозяйственную продукцию и доходы
от ее реализации, расположенные на
земельном участке многолетние насаждения,
за исключением случаев, установленных
Лесным кодексом.

Право
частной собственности на земельный
участок прекращается по следующим
основаниям (ст. 44 ЗК):


при отчуждении собственником своего
земельного участка другим лицам;


при отказе собственника от права
собственности на земельный участок;


в силу принудительного изъятия у
собственника его земельного участка в
порядке, установленном гражданским
законодательством.

Следует
иметь в виду, что отказ собственника
земельного участка от осуществления
принадлежащего ему права на земельный
участок (подача заявления об отказе) не
влечет за собой прекращения права
собственности этого лица на участок.

При
отказе от права собственности на
земельный участок этот земельный участок
приобретает правовой режим бесхозяйной
недвижимой вещи, порядок прекращения
прав на которую устанавливается
гражданским законодательством.

Согласно
абз. 1 ст. 236 ГК гражданин может отказаться
от права собственности, объявив об этом
либо совершив другие действия, определенно
свидетельствующие о его устранении от
владения, пользования и распоряжения
имуществом без намерения сохранить
какие-либо права на это имущество. Судьба
бесхозяйной вещи решается в судебном
порядке в соответствии со ст. 225 ГК
следующим образом: бесхозяйные недвижимые
вещи принимаются на учет органом,
осуществляющим государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество,
по заявлению органа местного самоуправления,
на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки
бесхозяйной недвижимой вещи на учет
орган, уполномоченный управлять
муниципальным имуществом, может
обратиться в суд с требованием о признании
права муниципальной собственности на
эту вещь.

Бесхозяйная
недвижимая вещь, не признанная по решению
суда муниципальной собственностью,
может быть вновь принята во владение,
пользование и распоряжение оставившим
ее собственником либо приобретена в
собственность в силу приобретательной
давности.

studfiles.net

10.Право государственной собственности на землю.

Государственной собственностью являются
земли, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц или муниципальных
образований. Законом предусмотрено
разграничение государственной
собственности на землю на федеральную
собственность, собственность субъектов
РФ и муниципальную собственность,
которое до настоящего момента полностью
не реализовано.

Право собственности на земельные участки
у РФ и ее субъектов возникает с момента
государственной регистрации права
собственности на земельные участки.
Основание государственной регистрации
права собственности – акты Правительства
РФ об утверждении перечней земельных
участков, на которые, соответственно,
у РФ, субъектов РФ возникает право
собственности при разграничении
государственной собственности на землю,
а также вступившие в законную силу
судебные решения по спорам, связанным
с разграничением государственной
собственности на землю.

Виды государственной
собственности.
 Государственной
собственностью в РФ считается имущество,
принадлежащее на праве собственности
рФ (федеральная собственность), и
имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам РФ.

В федеральной
собственности
 находятся
земельные участки: которые признаны
таковыми федеральными законами; право
собственности РФ на которые возникло
при разграничении государственной
собственности на землю; которые
приобретены РФ по основаниям,
предусмотренным гражданским
законодательством. В федеральной
собственности могут также находиться
не предоставленные в частную собственность
земельные участки до разграничения
государственной собственности на землю.

В собственности субъектов
РФ
 находятся
земельные участки: которые признаны
таковыми федеральными законами; право
собственности субъектов РФ на которые
возникло при разграничении государственной
собственности на землю; которые
приобретены субъектами РФ по основаниям,
предусмотренным гражданским
законодательством.

В собственности субъектов РФ могут
находиться не предоставленные в частную
собственность земельные участки:

  • занятые недвижимым имуществом,
    находящимся в собственности субъектов
    РФ;

  • предоставленные органам государственной
    власти субъектов РФ, государственным
    унитарным предприятиям и государственным
    учреждениям, созданным органами
    государственной власти субъектов РФ;

  • отнесенные к землям особо охраняемых
    природных территорий регионального
    значения, землям лесного фонда,
    находящимся в собственности субъектов
    РФ в соответствии с федеральными
    законами, землям водного фонда, занятым
    водными объектами, находящимися в
    собственности субъектов РФ, землям
    фонда перераспределения земель;

  • занятые приватизированным имуществом,
    находившимся до его приватизации в
    собственности субъектов РФ.

Права собственника от имени РФ и субъектов
РФ осуществляют уполномоченные органы
государственной власти в пределах их
компетенции. До разграничения
государственной собственности на землю
распоряжение такими земельными участками
осуществляют органы местного
самоуправления, если ЗК рФ или законами
субъекта РФ не предусмотрено иное.

studfiles.net

3. Формы собственности на земельные участки

Государственная
собственность на землю

В РФ устанавливается
презумпция государственной собственности
на землю.

В соответствии с
п. г ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном
ведении РФ и субъектов РФ находится
разграничение государственной
собственности на землю.

В соответствии со
ст. 17 ЗК РФ право федеральной собственности
на землю может возникнуть тремя способами:

1. фед. собственность
на землю устанавливается непосредственно
федеральными законами

2. фед. собственность
выделилась в процессе разграничения
государственной собственности на землю

3. зем. участки
приобретаются РФ в собственность по
основаниям, предусмотренным граж.
законодательством.

В соответствии с
ЗК РФ федеральной собственностью
признаны земли промышленности и иного
специального назначения, занятые
федеральными энергетическими системами,
объектами использования атомной энергии,
федеральным транспортом, путями
сообщения, объектами федеральной
информатики и связи, объектами,
обеспечивающими, космическую деятельность,
объектами оборонного производства,
объектами, обеспечивающими статус и
защиту госуд.границы РФ, другими
объектами, отнесенными к ведению РФ в
соответствии со ст. 71 Конституции РФ
(п.4 ст. 87ЗК РФ)

В настоящее время
в соответствии с ФЗ в фед. собственности
могут находиться:

В соответствии с
п.1 ст. 3.1 ФЗ О введение в действие ЗК РФ,
в собственности:

1. В целях разграничения
государственной собственности на землю
к федеральной собственности относятся:

 

земельные участки,
занятые зданиями, строениями, сооружениями,
находящимися в собственности Российской
Федерации;

 

земельные участки,
предоставленные органам государственной
власти Российской Федерации, их
территориальным органам, а также казенным
предприятиям, государственным унитарным
предприятиям или некоммерческим
организациям, созданным федеральными
органами государственной власти;

 

земельные участки,
находящиеся на праве постоянного
(бессрочного) пользования, праве аренды,
праве безвозмездного срочного пользования
у государственных академий наук, а также
у организаций, созданных государственными
академиями наук и (или) подведомственных
таким государственным академиям наук;

(см. текст в
предыдущей редакции)

 

земельные участки,
предоставленные в аренду Государственной
компании «Российские автомобильные
дороги» федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по оказанию государственных
услуг и управлению государственным
имуществом в сфере дорожного хозяйства;

 

иные предусмотренные
федеральными законами земельные участки
и предусмотренные федеральными законами
земли.

 

 

— земли, предоставленные
Вооруженным силам РФ, другим войскам,
воинским формированиям и органам (п.10
ст. 1 ФЗ ОБ обороне)

— земли, предоставленные
внутренним войскам, военным образовательным
организациям высшего образования (ст.
5 ФЗ О внутренних войсках МВД РФ)

— земельный участки
органов ФСБ (ст. 7.1 ФЗ О ФСБ)

— земли заповедников
(п.2 ст.6 ФЗ Об ООПТ)

— земельные участки,
находящиеся в оперативном управлении
фед. органов госуд. охраны (п.2 ст. 29 ФЗ О
государственной охране)

— зем. участки,
предоставленные для размещения фед.
ж/д транспорта, ограничиваемых в обороте,
а также зем. участки, на которых размещены
ж/д станции и ж/д вокзалы (п.3 ст. 4 ФЗ Об
особенностях управления и распоряжения
имуществом ж/д транспорта)

— зем. участки,
отведенные под соответствующую госуд.
наблюдательную сеть (п.1 ст. 13 ФЗ О
гидрометеорологической службе)

— земли лесного
фонда (ст. 8 ЛК РФ)

— земли, занятые
находящимися в федеральной собственности
водными объектами (ст. 8 ВК РФ)

— земли, занимаемые
предприятиями и (или) объектами, по роду
деятельности которых созданы ЗАТО,
включая зоны безопасности и
санитарно-защитные зоны (п. 2 ст. 6 Закона
РФ О ЗАТО)

— зем. участки
Москвы, на которых расположены здания,
строения, сооружения, где размещены
высшие органы законодательной,
исполнительной и судебной власти РФ,
ген.прокуратура РФ, ЦБ РФ, Пенсионный
фонд РФ (ст. 8 закона РФО статусе столицы
РФ).

Субъекты:

В соответствии с
п. 2 чт. 9 ЗК РФ вопросы, касающиеся федер.
собственности на зем.участки относятся
исключительно к полномочиям РФ.

Осуществляет
управление федеральной собственность
Правительство РФ (п.г ч.1 ст.114 Конституции
РФ).

В соответствии со
ст.5, 29 ЗК РФ управлять и распоряжаться
зем.участками, находящимися в фед.
собственности, вправе органы госуд.
власти РФ в рамках их компетенции,
установленной актами, определяющими
статус этих органов.

Региональная
собственность на землю

Субъектами
региональной собственности выступают
субъекты РФ. Перечень субъектов РФ
закреплен ст. 65 Конституции РФ. Каждый
из субъектов может выступать собственником
земли.

От имени субъекта
РФ права собственника осуществляют
органы исполнительной власти субъекта
РФ, наделенные необходимой компетенцией

В соответствии со
ст. 18 ЗК РФ основания приобретения
региональной собственности на земли
аналогичные федеральной (ст. 17 ЗК РФ). +
которые безвозмездно переданы субъектам
Российской Федерации из федеральной
собственности.

В соответствии с
п.2 ст. 3.1 ФЗ О введение в действие ЗК РФ,
в собственности:

2. В целях разграничения
государственной собственности на землю
к собственности субъектов Российской
Федерации относятся:

 

земельные участки,
занятые зданиями, строениями, сооружениями,
находящимися в собственности субъектов
Российской Федерации;

 

земельные участки,
предоставленные органам государственной
власти субъектов Российской Федерации,
а также казенным предприятиям,
государственным унитарным предприятиям
или некоммерческим организациям,
созданным органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;

 

иные предусмотренные
федеральными законами земельные участки
и предусмотренные федеральными законами
земли.

Примеры:

— земли ООПТ
регионального значения

— земли, занятые
водными объектами, находящимися в
региональной собственности

— земли, изъятые
для государственных (региональных нужд)

Муниципальная
собственность на землю

Основания
возникновения (ст. 19 ЗК РФ)

Субъектов выступает
муниципальное образование.- т.е. городское,
сельское поселение, несколько поселений,
объединенных общей территорией, часть
поселения и иная территория.

От имени муници.
образования права собственника
осуществляют органы МС

Допускается
возможность осуществления права
муниципальной собственности непосредственно
населением, но только в случаях
предусмотренных законом субъекта РФ и
мун.образования (п.2 ст. 29 ФЗ Об общих
принципах самоуправления в РФ) – формы
осуществления местного самоуправления
– это местные референдумы, собрания
(сходы) граждан.

Особенность ст.
19 ЗК РФ: зем. участки могут передать в
муниц. собственность не только федеральными
законами, но и законами субъектов РФ.

П.3 ст.19 (ЗК РФ
устанавливает что госуд. собственность
на землю безвозмездно передается в мун.
собственность только для обеспечения
развития муниципальных образований,
причем как в его границах, так и за ее
пределами).

В соответствии с
ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы м/с
самостоятельно управляют муниц.
собственностью.

В соответствии с
п.3 ст. 3.1 ФЗ О введение в действие ЗК РФ,
в собственности:

В целях разграничения
государственной собственности на землю
к собственности поселений, городских
округов, муниципальных районов относятся:

 

земельные участки,
занятые зданиями, строениями, сооружениями,
находящимися в собственности
соответствующих муниципальных
образований;

 

земельные участки,
предоставленные органам местного
самоуправления соответствующих
муниципальных образований, а также
казенным предприятиям, муниципальным
унитарным предприятиям или некоммерческим
организациям, созданным указанными
органами местного самоуправления;

и  

иные.

studfiles.net

13. Содержание права собственности на земельные участки.

11. Формы и
виды собственности на земельные участки
.

Формы собственности: частная,
государственная, муниципальная
(ст9
к РФ)

Частная собственность
– индивидуальная, общая собственность,
собственность юр.лиц.

Земельные участки
из земель, находящихся в государственной
и му­ниципальной собственности бесплатно передаются
в частную собственность граждан для:

ведения
крестьянског
о
(фермерского) хозяйства;


совместного ведения
производства сельскохозяйственного
пред­приятия, в котором введена общая
совместная или общая долевая собственность
граждан; 

для
ведения
ЛПХ,
садоводства, огородничества и дачного
хозяйства 

индивидуального
и коллективного

жилищного строительства в сельской
местности; 

• в иных случаях,
установленных законодательством РФ и
субъектов РФ.

Повторное предоставление
земельных участков бесплатно не
допускается

Земельные участки
из земель, находящихся в государственной,
му­ниципальной собственности,
передаются за
плату
 в
частную собствен­ность граждан:

ведения
крестьянского

(фермерского) хозяйства, сверх
предель­ных размеров бесплатной
передачи земли в собственность;
Муниципальные земли принадлежат
органам местного самоуправления. В
муниципальную собственность городов,
районов (кроме районов в городах),
сельских поселений, а также других
муниципальных образо­ваний для
обеспечения их развития передаются
земли, находящиеся в государственной
собственности. В муниципальную
собственность
 могут
включаться земли, приобре­таемые по
решению местной администрации у других
собственников земельных участков путем
их выкупа в установленном порядке.
Государственная собственность на
землю по своей принадлежно­сти
имеет несколько
уровней:
 федеральная,
собственность республик в составе РФ,
собственность краев, областей, автономной
области, автономных округов, Москвы,
Санкт-Петербурга. На одни и те же земли
не может быть двух или несколько
собственников, так как общая совместная
государственная собствен­ность не
предусмотрена законодательством.

Право собственности
на землю, как и иные права на нее, возникают
на основе правоустанавливающих и право
изменяющих юр.фактов. Соответствующие
права на землю возникают после регистрации
права собственности на землю, права
землевладения, землепользования,
договоров на временное пользование и
аренду земельных участков. Государственная
регистрация, согласно ст. 2 Закона, — это
юридический акт признания и подтверждения
государством возникновения, ограничения
(обременения), перехода или прекращения
прав на недвижимое имущество в соответствии
с ГК РФ. Государственная регистрация
является единственным
доказательством существования
зарегистрированного права
.

Под правом собственности
понимают совокупность
принадлежащих субъекту правомочий

по владению, пользованию и распоряжению
имуществом, позволяющая ему по своему
усмотрению совершать в отношении его
любые действия, не противоречащие нормам
права и охраняемым законом интересам
других лиц. В ст. 209 ГК. РФ особо оговорены
такие правомочия собственника, как его
право отчуждать свое имущество в
собственность других лиц, передавать
им, оставаясь собственником, права
владения, пользования и распоряжения
имуществом, отдавать имущество в залог
и обременять его другими способами,
распоряжаться им иным образом. Это право
собственности в субъективном смысле.

Под правом собственности
в объективном смысле понимают совокупность
норм права, регулирующих отношения
собственности и составляющих
самостоятельный институт той или иной
отрасли права, в данном случае –
российского ЗП

1. Собственностью
граждан и юрлиц (частной собственностью)
являются земельные участки, приобретенные
гражданами и юрлицами по основаниям,
предусмотренным законодательством РФ.

2. Граждане и юрлица
имеют право на равный доступ к приобретению
ЗУ в собственность. Земельные участки,
находящиеся в государственной или
муниципальной собственности, м.б.
предоставлены в собственность граждан
и юрлиц, за исключением ЗУ, которые в
соответствии с ЗК, ФЗ не могут находиться
в частной собственности.

14. Производные вещные права на земельные
участки
.

Постоянное (бессрочное) пользование.
Пожизненное наследуемое владение. Право
ограниченного пользования земельным
участком. Права и обязанности субъектов
производных вещных прав на земельные
участки.

По действующему
земельному законодательству пре­дусмотрены
следующие
виды прав на землю
:

  1. собствен­ность,

  2. пожизненное наследуемое
    владение,

  3. постоянное (бессрочное)
    использование,

  4. безвозмездное срочное
    пользование,

  5. аренда земельных
    участков,

  6. ограниченное
    пользование чужими земельными участками
    (сервитут).

В Земельном кодексе
РФ соответственно использу­ются
следующие понятия по отношению к лицам,
обла­дающим правами на земельные
участки:

1.собственники;

2.землевладельцы ;

3.землепользователи;

4.арендаторы земельных участков и
обладатели сер­витута.

Земельные участки,
предоставленные в пользование, пожизненное
наследуемое владение или в аренду,
нахо­дятся в чьей-либо собственности
— собственности госу­дарства,
муниципального образования, юридических
лиц или граждан. В гражданском праве
они называются вещ­ными правами лиц,
не являющихся собственниками (ст. 216
ГКРФ). Только обладание земельным
участком на праве соб­ственности
предполагает возможность в полном
объеме и по своему усмотрению осуществлять
права владения, пользования и распоряжения
земельным участком. Все иные права на
землю предполагают некоторые ограни­чения
в осуществлении этих прав. В соответствии
со ст. 264 ГК РФ лицо, не являюще­еся
собственником земельного участка,
осуществляет принадлежащие ему права
владения и пользования уча­стком на
условиях и в пределах, установленных
зако­ном или договором с собственником.
Владелец земель­ного участка, не
являющийся его собственником, не вправе
распоряжаться этим участком, если иное
не пре­дусмотрено законом или договором.
Вещные права лиц, не являющихся
собственника­ми, защищаются от их
нарушения любым лицом в порядке,
предусмотренном ст. 305 ГК РФ.

studfiles.net

9.Понятие, формы и виды права собственности на землю

Полного, законченного перечня форм
собственности на землю не существует.
В регулировании этого вопроса используется
гибкий подход, в соответствии с которым,
допускается установление любых форм
собственности. Не существует ни
обязательного минимума, ни обязательного
максимума. Статья 9 Конституции РФ
предусматривает: «земля и другие
природные ресурсы могут находиться в
частной, государственной, муниципальной
и иных формах собственности». Используемое
сослагательное наклонение в формулировке
статьи, а также допустимость иных форм
собственности, как представляется,
придают ст. 9 Конституции широкий смысл,
позволяющий решать вопрос о формах
собственности, не будучи связанными
жесткими временными, территориальными
и иными критериями. На практике
представлены все три перечисленные в
Конституции РФ формы собственности па
землю:

– государственная;

– муниципальная;

– частная.

Степень правовой разработанности каждой
различается, что свидетельствует о том,
что институт права собственности на
землю находится на стадии формирования
и не достиг своего полного развития.

В собственности граждан
и юридических лиц находятся земельные
участки, приобретенные гражданами и
юридическими лицами по основаниям,
предусмотренным законодательством РФ,
причем все граждане и юридические лица
имеют право на
равный доступ к приобретению земельных
участков в собственность.Земельные
участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, могут
быть предоставлены в собственность граждан
и юридических лиц, за исключением
земельных участков, которые в соответствии
с ЗК, федеральными законами не могут
находиться в частнойсобственности.Собственник
земельного участка имеет право:1) использовать
для собственных нужд
имеющиеся на земельном участке
общераспространенные полезные ископаемые,
пресные подземные воды, а также закрытые
водоемы;2) возводить
здания, строения, сооружения в соответствии
с целевым назначением земельного участка
и его разрешенным использованием с
соблюдением требований закона, правил и
нормативов;3) проводить
мелиоративные работы, строить пруды и
иные закрытые водоемы;4) осуществлять
другие права на
использование земельного участка,
предусмотренные законодательством.Право
частной собственности на
земельный участок прекращается по
следующим основаниям:1) при
отчуждении собственником своего
земельного участка другим лицам;2) при
отказе собственника от права
собственности
 на
земельный участок;3) в
силу принудительного изъятия
у собственника его
земельного участка в порядке, установленном
гражданским законодательством.2. Государственная
и муниципальная собственность на землю.В собственности Российской
Федерации, субъектов РФ, муниципальных
образований находятся земельные участки,
которые:а) признаны
таковыми федеральными законами;б) право
собственности
 Российской
Федерации на которые возникло при
разграничении
государственной собственности на землю;в) приобретены
по основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством.В собственности субъектов
РФ могут находиться не предоставленные
в частную собственность земельные
участки:1) занятые
недвижимым имуществом, находящимся
в собственности субъектов
РФ;2) предоставленные
органам государственной власти субъектов
РФ, государственным унитарным предприятиям
и государственным учреждениям, созданным
органами государственной власти
субъектов РФ;3) занятые
приватизированным имуществом, находившимся
до его приватизации в собственности субъектов
РФ.В собственность муниципальных
образований для обеспечения их развития
могут безвозмездно передаваться земли,
находящиеся в государственнойсобственности.

studfiles.net

В земельном кодексе выделены следующие формы собственности на землю

Принципы разграничения государственной собственности на землю

Однако в Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» отсутствовала традиционная для российского нормотворчества статья о принципах правового регулирования соответствующей области общественных отношений. Не установлены они и в иных правовых актах, регулирующих разграничение государственной собственности. Принципы правового регулирования есть общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых отношений.

Возникновение прав на землю

N 171-ФЗ в пункт 5 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 5 статьи 35 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

5. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5.

В земельном кодексе выделены следующие формы собственности на землю

Установить, что документы, подтверждающие право собственности на землю, владения и пользования землей, выдаются органами местного самоуправления (уездными, муниципальными советами): районными исполнительными комитетами, советами примэрий, коммун и сел.

3. Возложить организацию и руководство работой по выдаче актов, подтверждающих право собственности на землю, владения и пользования землей, а также точное отражение движения землеустроительных документов в Реестре обладателей земли непосредственно на Управление земельной реформы, землеустройства и охраны почв Государственного комитета по вопросам экономической реформы.

4.

Частная и государственная собственность на землю

имеющие фактически в пользовании земельные участки, должны иметь соответствующие правоустанавливающие документы, а если нет таковых – оформить их.

Это сегодня актуально, так как много лиц изъявляют желание приобрести земельные участки в собственность в лесных и водоохраняемых зонах, в лечебно-оздоровительных местностях, из земель сельскохозяйственного назначения и иных особо охраняемых природных

Особенности приобретения права собственности на землю в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности — Государство и право

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-priobreteniya-prava-sobstvennosti-na-zemlyu-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.06.2018).

ЗАХАРОВА И.Ю. (2014). Особенности приобретения права собственности на землю в Российской Федерации. Социально-экономические науки и гуманитарные исследования URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-priobreteniya-prava-sobstvennosti-na-zemlyu-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.06.2018).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

ЗАХАРОВА И.Ю.

Комментарии и аналитика

На втором этапе КСП распаевали свою землю, а их члены получили сертификаты на право собственности на земельную долю (пай).

С 1999 года с принятием Указа Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» от 3 декабря 1999 года начат следующий, третий этап земельной реформы. КСП становятся частными предприятиями (фермерскими хозяйствами, обществами с ограниченной ответственностью, частными агропредприятиями), при этом члены КСП выходят из их состава с выделением им земельных и имущественных паев в натуре.

Порядок выделения земельных участков в натуре предусмотрен Законом Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» от 5 июня 2003 года (Закон).

Согласно данному Закону, право на выделение в натуре (на местности) земельных участков имеют собственники земельных долей (паев).

В земельном кодексе выделены следующие формы собственности на землю

Проблема его применения заключается в том, что в законодательстве «земля» в одних случаях имеет самостоятельное значение, в других – отождествляется с понятием «земельный участок».

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), – статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации [1] (далее ЗК РФ).

Лекция 6

kinteh.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Свежие записи

2019 © Все права защищены. Карта сайта